Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с участием автомобиля и велосипеда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.
Особенность наказания
К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:
- Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
- Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
- Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.
Что Будет Если Сбил Велосипедиста и Скрылся с Места Дтп
3. Пассажиры открывают двери перед «хрустиками». Как говорят активисты велодвижения, даже опытный велосипедист всегда найдет свою дверь. Что уж говорить о новичках, для которых желание пассажира выйти из стоящей на светофоре машины может стать роковым. Ситуацию усугубляет склонность некоторых водителей высаживать пассажиров в паре метров от обочины.
4. Машины проезжают слишком близко. Существует негласное правило: обгоняя велосипед, надо соблюдать боковой интервал не менее 1.5 метра. Увы, правило мало того что негласное, так большинство от него просто отмахивается. Почему-то при обгоне других авто водителям проще выехать на соседнюю полосу (даже если это встречка), а к велосипедистам стараются прижаться посильнее. Чревато это как минимум испугом велосипедиста, а в худшем случае он вильнет и машина его зацепит.
Запрещается открывать двери транспортного средства, оставлять их открытыми или выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.
История из жизни: девушка сбила велосипедиста и скрылась с места ДТП
Такое происходит, когда последний движется против потока машин. Данное нарушение может спровоцировать аварию, нередко случаются печальные исходы. Виновником будет, скорее всего, признан велосипедист.
«Практика показывает, что с места аварии скрываются, как правило, лица, находящие в состоянии опьянения — алкогольного или наркотического, — заявил он. — Естественно, после того как их разыскали или они добровольно обратились в правоохранительные органы, санкции к ним будут более низкие — как к трезвым водителям». |
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Зачастую общественность привыкла считать виноватым водителя авто, если произошел инцидент с участием велосипедиста. Как показывает практика — это далеко не так. Около половины всех ДТП данного типа происходит именно по вине водителей велосипедов, к тому же нередки случаи наездов велосипедистов на пешеходов и получение серьезных травм последними.
Сегодня все чаще оформление ДТП происходит по европротоколу, однако, в случае с велосипедистом такая схема тоже не сработает. Как уже было сказано выше у велосипедиста нет полиса, а основным требованием европротокола является то, что у обоих участников происшествия имеются на руках действующие полисы ОСАГО (иногда бывает такая ситуация, что при аварии с участием двух авто европротокол невозможно оформить, так как один из участников, решив сэкономить и не стал делать полис ОСАГО, чего уж тут говорить про велосипедистов).
Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации будет приезд сотрудников ГИБДД, которые детально разберутся в ситуации и найдут виновника. При необходимости или невозможности определения виновного в ДТП с велосипедистом, на месте происшествия может быть назначена автотехническая экспертиза, расходы за которую будут впоследствии возложены на виновную сторону.
Столкновение на проезжей части
Ситуации с ДТП на проезжей части происходят с завидной периодичностью. При этом водитель должен осознавать, что именно на него возлагается наибольшая ответственность. При этом велосипедист, который выезжает на дорогу, также становится участником движения. Следовательно, на него распространяются требования ПДД.
В правилах указаны лица, которые вправе выезжать на дороги:
- Лица возрастом от 14 лет и более могут перемещаться только по обочине, на специальных дорожках или с правой стороны. При отсутствии указанных выше вариантов допускается перемещение по тротуару.
- Граждане в возрасте до 14 лет вправе двигаться только по тротуарам и дорожкам для пешеходов.
Если человек за рулем велосипеда не нарушал требований ПДД, к ответственности привлекается водитель авто.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
ДТП водителя авто и велосипедиста при выезде с прилегающей территории
В соответствии с правилами дорожного движения, при въезде или выезде с прилегающей территории автомобилист должен уступать дорогу пешеходам или водителям велосипедов, при условии, что он пересекает траекторию их движения. Данное требование распространяется на автолюбителя во всех случаях, вне зависимости от того, передвигается человек по тротуару или по проезжей части автомобильной дороги.
То есть в случае, если во время выезда или въезда на прилегающую территорию произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате того, что автомобилист задел велосипедиста, сотрудники ГИБДД привлекут к ответственности именно водителя автотранспорта.
В случае если ДТП с участием велосипеда и автомобиля произошло на тротуаре или на дорожке, предназначенной для движения двухколесного транспорта, то вина водителя машины также будет очевидна.
ДТП с участием велосипедиста при выполнении поворота на перекрестке
Глава 13 Правил дорожного движения определяет порядок выполнения поворота на перекрестке. В том случае, если водитель выполняет данный маневр на перекрестке, вне зависимости от приоритета проезжей части, должен уступать дорогу всем пересекающим данный участок трассы велосипедистам и пешеходам.
В соответствии с нормами данного законодательного акта водитель велосипеда, при осуществлении движения параллельно его первоначальному направлению, не должен спешиваться на каждом перекрестке. Так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения, автомобилист, перед выполнением поворота, должен давать ему возможность проехать.
Если во время выполнения такого маневра произошло дорожно-транспортное происшествие, вся ответственность будет возложена на водителя автомобиля.
ДТП на пешеходе с участием автомобиля и велосипедиста
Пунктом 24.8 правил дорожного движения закреплена норма о том, что водитель велосипеда, перед пересечением пешеходного перехода, должен спешиться и перейти по зебре в качестве пешехода. Однако некоторые водители двухколесного транспортного средства предпочитают игнорировать данную норму закона, пересекая пешеходный переход, не слезая с седла велосипеда.
Если во время такого перехода произойдет дорожно-транспортное происшествие, ситуация будет рассматриваться не как наезд на пешехода, а как ДТП с участием двух транспортных средств.
По закону, водители должны давать преимущество перед пешеходными переходами только людям, передвигающимся не в транспортных средствах. Поэтому, в случае аварии с участием велосипеда, водитель автотранспорта будет прав, ведь он должен давать преимущество пешеходу, а не транспортному средству.
В соответствии с нормами законодательства велосипедисты вообще не должны быть на пешеходных переходах, поэтому сотрудники ГИБДД, выехавшие на место столкновения, скорее всего признают виновником аварии именно водителя двухколесного транспортного средства.
Что делать при ДТП с велосипедистом
Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:
- убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
- если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
- на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.
Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.
Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.
Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:
- если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
- если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
- для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
- при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.
Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения. В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров. По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.
В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:
- создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
- проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной возможности предвидеть такой вариант развития событий;
- выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
- проезд через пешеходный переход на велосипеде;
- иные аварийные ситуации.
В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру. Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания. На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.
При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование. Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца. Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.
Особенности движения велосипедов на дороге
В соответствии с требованиями правил дорожного движения, наезд на велосипедиста может обернуться для водителя достаточно высокой мерой ответственности. Именно по этой причине каждый автомобилист должен знать, какие отличия существуют между автомобилями и велосипедами.
Прежде всего все участники движения должны помнить о том, что велосипед не относится к средствам повышенной опасности. То есть, в ситуации с наездом на такого участника движения, виновность и ответственность за такое правонарушения будет устанавливаться, исходя не из того, кто именно нарушил правила дорожного движения, а исходя из действий, предпринятых автомобилистом для предотвращения столкновения.
Данный вопрос можно наглядно рассмотреть, путем сравнения автотранспортного средства с велосипедом. В частности, автомобиль имеет сразу несколько особенностей, среди которых:
- Данный вид транспортного средства может развивать скорость, которая имеет повышенную опасность для всех окружающих лиц.
- Водитель, перед тем, как получить водительское удостоверение, досконально знает правила дорожного движения.
- Транспорт обладает габаритами, которые позволяют заметить данный автомобиль издалека.
А вот у велосипеда, также выступающего отдельным видом транспортного средства, есть свои, противоположные особенности. В частности, данный вид транспорта обладает следующими характеристиками:
- Велосипед не может развить скорость, которой обладает среднестатистическое транспортное средство.
- Законом не установлен минимальный возраст, с которого человек может сесть за руль велосипеда. В большинстве случаев в качестве такого велосипедиста выступает несовершеннолетний, который не знает даже основных положений правил дорожного движения.
- Так как велосипед и управляющий им водитель имеют маленькие габариты, заметить их издалека очень сложно.
Наиболее распространенные случаи наезда на велосипедиста
Самые частые ситуации наезда автомобиля на велосипедиста, это район пешеходного перехода. Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисту запрещено двигаться по тротуару, а приблизившись к пешеходному переходу, он должен опуститься на землю и перейти его как все пешеходы, прокатив велосипед рядом с собой. К сожалению, это правило многие не знают и не соблюдают.
В реальности все водители, которые попали в неприятнейшую ситуацию и наехали на велосипедиста, утверждают одно: подъезжая к переходу, они концентрируют внимание на приближающихся к нему пешеходов, двигающихся со скоростью менее трех км/час, и никак не ожидают увидеть вылетевшего неизвестно откуда на скорости 10-15 км/час велосипедиста. Но с точки зрения закона, виноват в этой ситуации не тот, кто первый начал нарушать установленные правила, а водитель автомобиля (источника повышенной опасности), не предотвративший наезд.
Особенности велосипедиста как участника дорожного движения
Велосипед по сравнению с пешеходом обладает повышенной скоростью перемещения, поэтому физический ущерб здоровью, причинённый велосипедисту при наезде на него автомобилем, получается гораздо серьёзным и значительным. Имеет значение и то, что велосипедист находится во время езды на большей высоте и не имеет непосредственного контакта с поверхностью земли.
Анализ ДТП, связанных со столкновением автомобиля с велосипедом, показывает, что в основном наезд на велосипедиста происходит при выполнении манёвров со стороны водителя автомобиля. Это чаще правый поворот или перестроение на правую полосу, включая обочину дороги. При этом все объяснения водителей сводились к тому, что они не замечали велосипедистов при совершении манёвра, и он появлялся в поле их зрения внезапно.
Отсюда следует, что такое неожиданное появление велосипедистов не спасало их от столкновения даже после экстренных торможений, предпринятых со стороны водителей автотранспорта. Имеются существенные различия между автомобилем и велосипедом, используемым как транспортное средство, которое учитывается законом и судом при рассмотрении ответственности водителей, которые сбили велосипедиста:
- Автомобиль, как транспорт, обладающий большой массой и скоростью движения, признан законом средством повышенной опасности для окружающих людей.
- Велосипед имеет небольшой вес и габариты, сопоставимые с весом и ростом человека, обладает невысокой скоростью передвижения, поэтому не несёт потенциальной угрозы человеческой жизни и не является средством повышенной опасности для людей.
- Водитель автотранспорта для получения прав на управление автомобилем проходит специальное обучение и испытание на знание правил дорожного движения, правил безопасного вождения, порядка действий за рулём в экстренных и неожиданных дорожных ситуациях, ограничений и запретов мер ответственности за нарушение правил.
- Велосипедистом на дороге может оказаться любой, включая маленького ребёнка, который не имеет понятия о требованиях ПДД.
С учётом этой разницы при столкновении с велосипедистом спрос в первую очередь идёт с водителя автотранспорта в том, предпринял ли он необходимые действия к тому, чтобы не допустить наезда. При этом степень его ответственности зависит от степени нанесённого физического ущерба здоровью велосипедиста. В зависимости от этого к нему применяются меры административного или уголовного права.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Запомните! Существует регламентированный механизм действий:
- осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
- в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
- в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
- позвонить в ГИБДД;
- нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
- постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
- снять на фотоаппарат место происшествия;
- зафиксировать полученные травмы;
- встретить сотрудников ГИБДД;
- поспособствовать процессу правильного составления протокола;
- направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
- в случае необходимости подать иск в судебный орган.
Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.