Может ли человек с дальтонизмом водить автомобиль?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли человек с дальтонизмом водить автомобиль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Могут ли дальтоники получить водительские права? К сожалению, новые поправки в приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04 2011 номер 302Н, произведенные в 2017 году, серьёзно усугубили положение дальтоников как потенциальных водителей. Если по старому приказу от 2011-2012 годов практически любой дальтоник мог рассчитывать на классическую стандартную категорию B, то есть управление личным автотранспортом в личных целях, то теперь большинство дальтоников не смогут получить и эту категорию. Раньше ограничения для дальтоников начинались с категорий ВУ и C. Допустить к управлению служебным транспортом медкомиссия (офтальмолог) могла только при очень слабо выраженной форме дальтонизма. Теперь же, в принципе, чтобы получить водительские права, допускается только очень (очень!) незначительный дальтонизм.

Каким бывает дальтонизм?

Врожденный дальтонизм, как правило, передается по женской линии, и страдают от него преимущественно мужчины. Наследственная природа заболевания обуславливается передачей особой X-хромосомы от матери к сыну. Приобретенная патология цветовосприятия может быть связана с различными заболеваниями зрительного нерва или сетчатки. В этом случае она зачастую развивается лишь на том глазу, который подвергся негативному воздействию. Одной из причин, провоцирующих развитие дальтонизма, является сахарный диабет. Кроме того, нарушение восприятия цвета наблюдается у людей с катарактой, различными заболеваниями центральной нервной системы и поражением головного мозга.
Существует несколько видов этой патологии. В основном люди с дальтонизмом не отличают какой-то один цвет: чаще всего красный, зеленый, желтый или синий. При этом может наблюдаться как ослабление цветоощущения, так и полное его отсутствие. Во втором случае человек воспринимает оттенок в качестве серого цвета. Не исключается и такой вариант патологии, когда человек одновременно не может отличить несколько цветов. В этом случае речь идет о понятии «парная слепота».

Дальтонизм и водительские права по новому законодательству

Как инспектор узнает о моём отклонении?

Очень просто. Как мы уже упомянули выше, если заболевание у вас возникло и проходит вне периода, когда вам необходимо заменять права или возвращать их после лишения за пьянку или отказ от освидетельствования, то, обнаружить отклонение инспектор не может. Даже увиденные им симптомы не регламентированы для направления вас на освидетельствование с целью прекращения права управления.

Но такое состояние будет обнаружено в 2 случаях:

  1. при прохождении медицинской комиссии при замене прав по истечении их срока действия 10 лет,
  2. при таком же прохождени медобследования для возврата прав после лишения по статьям 12.8, 12.26 и 12.27.

Дальтонизм и водительские права в 2023 году

О получении прав О порядке первичного получения водительского удостоверения читайте в статье здесь

Дальтонизм характеризуется неспособностью восприятия глазами человека одного или несколько цветов и относится к врожденным наследственным заболеваниям. Согласно приказу Министерства здравоохранения №302, лица, страдающие дальтонизмом не вправе получить водительские права независимо от категории.

Заключение действует с февраля 2016 года. Нововведение касается только тех лиц, которые получают водительское удостоверения впервые. Если гражданин с отклонением восприятия цветов получал водительское удостоверение ранее, то дальтонизм не станет препятствием для вождения.

Читайте также:  Действия в случае несогласия с протоколом об административном правонарушении

Тест, для выявления отклонений в восприятии цветов, следует пройти на приеме у окулиста или онлайн.

Ориентируются механически

На заметное смягчение ранее действовавших норм обратили внимание врачи-офтальмологи в разных регионах страны. Они рассказали «Октагону», что теперь для россиян нарушение цветоощущения не является противопоказанием к управлению транспортным средством, включая вождение общественного транспорта. Приказ Минздрава России № 29н об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников допускает такую возможность для профессиональных водителей.

Формулировка «нарушение цветоощущения» в старом приказе многим в прямом смысле вставляла палки в колёса.

Обновлённые законодательные нормы оказались куда лояльнее: противопоказанием к вождению осталась только ахроматопсия – так называемое чёрно-белое зрение. При этом все остальные цветоаномалы могут ездить спокойно.

– Я работаю на профосмотрах и периодически встречаю дальтоников. Теперь им действительно ничто не мешает получать водительские права и водить общественный транспорт – автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи, – рассказал корреспонденту издания офтальмолог.

Красно-зелёный дальтонизм является наиболее распространённой формой, равно как сине-жёлтый и полный дальтонизм. Красно-зелёным дальтонизмом, согласно разным оценкам, страдают от 2 до 8 процентов мужчин и 0,5 процента женщин.

При протанопии – одном из подвидов дальтонизма – красный цвет воспринимается более тёмным, смешивается с тёмно-зелёным, тёмно-коричневым, а зелёный – со светло-серым, светло-жёлтым, светло-коричневым.

При другой форме расстройства – дейтеранопии – зелёный цвет смешивается со светло-оранжевым, светло-розовым, а красный – со светло-зелёным, светло-коричневым.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н, которым ранее руководствовались медики, нарушение цветоощущения являлось препятствием для управления транспортным средством. На сегодняшний день этот документ утратил силу.

Врач-офтальмолог Мария Воробьёва сообщила «Октагону», что среди её пациентов есть водители-дальтоники:

– Они рассуждают так: мы знаем расположение цветов на светофоре и ориентируемся чисто механически. Многие говорят, что дальтонизм нисколько не мешает им управлять автомобилем.

Однако президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такой подход опасным. По его словам, дело не только в том, способен ли водитель различать цвета светофора. Если человек искажённо воспринимает картинку, говорит он, то в некоторых случаях это может закончиться трагедией – например, шофёр может не заметить перебегающего дорогу пешехода в синей или зелёной одежде.

«В рамках такой логики недолго дойти до того, что государство разрешит садиться за руль даже полностью слепому человеку».

Диагноз «дальтонизм» не означает, что на нормальной жизни поставлен крест. Дальтоники могут жить полноценной жизнью, как и здоровые люди, — строить карьеру, путешествовать, водить машину, стильно одеваться.

Тем не менее, у людей с нарушением цветовосприятия могут периодически возникать определенные бытовые трудности с подбором одежды и аксессуаров, приготовлением еды. Дальтоникам бывает непросто определить, прочитаны ли сообщения в мессенджерах. Но по сути это мелочи, которые не могут кардинально повлиять на качество жизни. Многие дальтоники привыкают к своему зрению и уже не обращают внимание на небольшие трудности.

Интересно, что многие дальтоники узнают о своем дальтонизме уже во взрослом состоянии. Часто это происходит случайно. Дальтоники годами могут думать, что зеленый свет светофора означает, что можно смело переходить дорогу, а зеленый, что нужно стоять. Каково же удивление дальтоников, когда выясняется, что все в точности до наоборот!

Некоторые дальтоники сталкиваются с шокирующими новостями на работе, если она связана с дизайном или работой с графиками, где столбцы разных цветов. В таких случаях могут возникнуть проблемы с тем, чтобы правильно интерпретировать информацию.

Что влияет: вредные привычки, изменение условий среды

Считается, что на цветовосприяние влияют различные внешние факторы. Врачи говорят, что у людей, страдающих от морской болезни, может быть временный дальтонизм. Плавание на кораблях, поездки в автомобилях или катание на аттракционах приводят к снижению чувствительности к цвету и общему зрительному утомлению, из-за чего в мозг передаются искаженные сигналы. Помочь в исправлении подобного помогает отдых, рукоделие или рассматривание ярких картинок.

Читайте также:  Гарвардский университет: где находится, его история и как туда поступить

Негативно на зрение и восприятие цвета влияют вредные привычки — курение и прием алкоголя. Так, доказано, что приверженцы такой привычки, как курение, гораздо хуже различают оттенки голубого цвета. У них резко ослаблена способность в определении оттенков. Тесты, идентифицирующие цвета, люди, у которых имеются вредные привычки, проходят хуже в 2-3 раза. Это связано с токсическими влияниями никотина и продуктов метаболизма алкоголя на рецепторы глаза.

Какое зрение считается нормальным для получения ВУ категории B?

Когда задают такой вопрос, обычно, имеют в виду остроту зрения. Водитель должен уметь различать символы дорожных знаков с различных расстояний. Поэтому к данному параметру предъявляются особые требования.

Норма зрения должна укладываться в следующие рамки: острота ниже 0,6 на самом лучшем глазу и ниже 0,2 на самом худшем. При этом допускается любой вид переносимой коррекции, в том числе хирургическая. Коррекция зрения допустима не больше 8 диоптрий с разницей не более 3 д. Для водителей общественного транспорта и грузовиков – 0,8 на лучшем глазу и 0,4 на худшем.

Если говорить простым языком, то в рамках этих допусков водить машину можно и применение очков, контактных линз или любого другого вида коррекции тоже не запрещено. Стоит отметить, что медкомиссию следует проходить в очках или линзах, если вы их носите.

При каком зрении нельзя получить права?

Ранее было сказано, какие ограничения действует по остроте зрения, но ни слова ни указано о дальтонизме. Этот параметр тоже влияет на возможность стать счастливым обладателем удостоверения.

Дальтонизм не дает водителю различать цвета дорожных знаков, светофоров и прочих указателей. Если у водителя наблюдается легкая форма дальтонизма, то получить водительские права категории B он сможет. Однако о правах людям, чья деятельность связана с вождением машины, придется забыть. То есть водить грузовик, автобус или спецтранспорт будет уже нельзя. Решение о том, допускать водителя к вождению или нет, остается за врачом, проводящим осмотр.

Нарушение периферии зрения говорит о наличии серьезного заболевания глаз. В данном случае, водить машину категорически запрещено. Хороший угол обзора нужен водителю, чтобы уметь замечать все, что находится в зоне лобового стекла и на панели приборов без поворота головы.

Водителю, страдающему катарактой, также не дают водительские права. С большим минусом получить такой документ реально, а с косоглазием нет.

При таких нарушения зрения получить права не получится. Не стоит пытаться обмануть врачей и пытаться попасть за руль. Так вы можете навредить себе и окружающим.

Обзор жизни при цветослабости

При обнаружении цветослабости пациенту ставится диагноз. Выявляется степень нарушения. Если он не воспринимает красный или зеленый оттенок, вождение автотранспортного средства запрещено . Можно получить права, если нарушение вызвано первичным заболеванием.

Необходимо сначала его вылечить, пройти повторные диагностические тесты для идентификации состояния пациента.

Также не рекомендуется таким пациентам работать в медицине, на предприятии с вредными химическими веществами, с движущимися механизмами. Если работе сопутствует распознавание различных цветов, она также запрещается.

Другие виды деятельности можно выполнять при наличии слабости цветовосприятия. При этом пациенту необходимо предоставить справку работодателю.

Если патология относится к наследственной форме, вылечить ее невозможно. Пациенту придется жить в условиях отсутствия красного цвета. Если патология приобретенная, врач лечит первопричину:

  • корректировка дозировки инсулина при сахарном диабете;
  • устранение закупорки сосудов микроциркуляции в области глаз;
  • хирургическое лечение опухоли, химиотерапия;
  • капли, устраняющие помутнение хрусталика;
  • хирургическое удаление собственного хрусталика, замещение его на искусственную модель;
  • корректировка дозировки лекарственного средства, замена аналогом;
  • лечение наркомании и алкоголизма в наркологических учреждениях.

Если основное заболевание будет вылечено, пациенту полностью вернется цветовосприятие.

Нина, 37 лет, бухгалтер

Правильно сделали, что внесли эти поправки! Если честно, я не понимаю, почему дальтоникам было запрещено садиться за руль. Разобраться со светофором совсем несложно, даже если человек не различает цвета. Загорелся верхний фонарик – тормози, зажегся нижний – можно ехать дальше! А уж цвета дорожных знаков и вовсе различать не обязательно, и так понятно, что они означают! В конце концов, разрешено же водить машину людям с близорукостью! Мне кажется, им гораздо сложнее управлять автомобилем, чем дальтоникам! Если человек плохо видит, ему трудно и знаки разглядеть, и светофоры, и пешеходов, и другие машины. Но тем не менее при наличии очков никто им за руль садиться не запрещает!

Читайте также:  Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг в 2023 году

Ответственность за скрытие нарушения цветовосприятия

Отдельной ответственности за скрытие патологии сетчатки не предусмотрено.

Требования окулистов лучше соблюдать, так как на практике дальтонизм может стать причиной ДТП, в котором могут пострадать не только водитель, но и другие лица, включая пешеходов.

Если водитель приобрел поддельную медицинскую справку, то он отвечает по ст. 327 УК РФ. За изготовление и распространение поддельных документов можно получить до 2-х лет лишения свободы. При использовании поддельных документов можно получить штраф 80 тыс. рублей и отправится отбывать срок в исправительное учреждение на полгода.

Требования для разных категорий

Независимо от категорий управлять автомобилем с расстройством в восприятии цветов запрещено.

Не разрешается водить машину, если обследуемый гражданин страдает глаукомой, отслоением сетчатки глаза, тяжелой формой катаракты, атрофией зрительного нерва. Невозможно управлять машиной, если после операции по корректировке зрения прошло меньше 3 месяцев.

Запрет действует при существенном снижении остроты зрения. Для получения прав категории «А»-BE можно получить права, если острота зрения составляет не ниже 0.6 и 0.2 для разных глаз.

Можно водить машину при наличии одного глаза, но если острота зрения второго составляет не меньше 0.8%.

Полный запрет на вождения машины действует при сужении угла зрения (мира) более чем на 20%. Нельзя садиться за руль при диоптрии очков или линз меньше 8 единиц.

Причины возникновения протанопии

Как и иные виды дальтонизма, заболевание относят к типу генетических. Но у болезни есть отличие. Она передается лишь по мужской линии, а у женщины есть вероятность стать носителем нетипичного гена. Иные формы дихромазии – тританопия и протанопия.

При дальтонизме у женщин и мужчин, случается, что данное расстройство появляется при негативных внешних факторах. Часто протанопию диагностируют после сформированной катаракты. Если дело дошло до последней стадии, человек вполне может потерять возможность определения любых цветовых оттенков. Как дальтоники видят цвета расскажет эта ссылка.

Второй важной причиной появления болезни является долгое воздействие на человеческий организм токсинов. В первую очередь – это лекарственные препараты.

Данный диагноз также может быть поставлен человеку, получившему стандартное травматическое повреждение органа зрения. Приобретенные пороки в большинстве случаях лечатся. Стоит лишь прекратить прием медикаментов, влияющих на развитие заболевания, как зрительная аномалия проходит и все приходит в норму.

Особенности протанопии и дейтеранопии

Дальтонизм можно разделить на протанопию и дейтеранопию. Первое – это патология, которая характеризуется невозможностью отличать некоторые цвета и оттенки желтого, зеленого, голубого и пурпурного. Наблюдается недостаток красного пигмента в глазном рецепторе.

Пациент может воспринимать салатовый также как и оранжевый, а пурпурный он не отличает от голубого. При этом пациент может отличить синий от зеленого и зеленый от темно красного.

Эта разновидность дальтонизма довольно опасна для водителя, так как он будет неадекватно воспринимать основные сигналы светофора – запрещающий и разрешающий.

Дейтеранопия характеризуется отсутствием возможности различать зеленый цвет. Вместо него человек видит розовый и оранжевый. В результате водитель может легко перепутать сигналы светофора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *