Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное расследование ДТП на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начинается служебное расследование ДТП на предприятии с создания комиссии, которая займется разбором произошедшего. Обычно в нее включают руководителя или его заместителя, специалиста по охране труда, юриста.
Порядок рассмотрения дорожно-транспортного происшествия предприятием
Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:
- Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
- С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
- Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
- Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
- Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
- Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
- Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
- Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
- Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
- Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.
Все вышесказанное проводится в несколько этапов.
Права и обязанности работодателя и ответственного лица
Полный перечень функций, выполняемых работником, назначенным для надзора за безопасным передвижением транспорта по дорогам, содержится в должностной инструкции. Документ утверждается руководителем предприятия.
На специалиста возлагаются следующие обязанности:
- планирование и контроль проведения мероприятий по предотвращению аварий;
- отслеживание статистики по ДТП и нарушениям ПДД, допущенным водительским персоналом АТП;
- разработка должностных инструкций сотрудников, отвечающих за БДД, проектов приказов и прочей локальной документации, связанной с безопасностью движения;
- выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению инцидентов при эксплуатации подвижного состава компании;
- подготовка отчетности по дорожно-транспортным происшествиям и мерам по их предупреждению;
- анализ текущего состояния аварийности на предприятии;
- разработка и представление на рассмотрение руководителю организации предложений, направленных на предотвращение ДТП и несоблюдения персоналом автотранспортной компании правил дорожного движения и т.п.
Перечень прав и обязанностей работодателя, связанных с безопасной эксплуатацией ТС, ограничивается следующими функциями:
- изданием приказов о приеме в штат и увольнении сотрудников, контролирующих БДД, согласно действующему Трудовому кодексу;
- назначением комиссий, проводящих служебные расследования причин ДТП и аттестации должностных лиц;
- организацией учебного процесса, направленного на повышение профессионализма персонала;
- утверждением годовых планов работы службы БДД;
- контролем действий сотрудников, надзирающих за безопасным передвижением транспорта, и наказанием нарушителей инструкции.
Исключения предусмотрены для работодателя, совмещающего должность с начальником отдела. В таких случаях права и обязанности прописываются в дополнительном соглашении к трудовому контракту.
Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, оформление, порядок проведения
Всего существует 5 видoв инструктажeй пo БДД:
- * ввoдный;
- * предрейсoвый;
- * периoдический;
- * сезoнный;
- * специaльный.
Запрещенo дoпускать к работe нa линии вoдителей, нe прoшедших сoответствующих видoв инстрyктажей.
Ввoдный инстрyктаж пo БДД
Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.
Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.
Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:
- * oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
- * прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
- * особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
- * порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
- * oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
- * поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
- * пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
- * дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
- * oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
- * aнализ aварийности пo пpедприятию.
Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:
- Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
- Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
- Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
- Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.
По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:
- Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
- Работники, ответственные за ход мероприятия.
- Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
- Действия представителей организации на месте аварии.
- Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
- Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.
Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.
Оформление Акта служебного расследования ДТП
Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:
- Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
- Характеризуются обстоятельства, место аварии.
- Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
- Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
- Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
- Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.
В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.
акта служебного расследования ДТП можно здесь.
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Требования к ответственным за БДД.
На всех предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт, должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. То же самое касается частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками: они тоже должны назначить ответственного.
Руководитель предприятия издает приказ о назначении специалиста ответственным за БДД.
По сути, такой специалист – контролер: он контролирует безопасность. Поэтому его функции нельзя поручить специалисту по охране труда: функции контролера нельзя поручить исполнителю, а специалист по охране труда является как раз исполнителем в деле безопасности. Однако последний обязан оказывать методическую помощь специалисту по БДД. Работа транспортной службы и службы охраны труда на автопредприятии подчиняются одной задаче: минимизировать риск травматизма.
Предупреждение травматизма
Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.
В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:
- переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
- езда на красный свет светофора;
- превышение допустимой скорости автомобиля;
- управление автомобилем в нетрезвом виде;
- неисправность подушки безопасности;
- непрестегнутый ремень безопасности;
- разговоры по телефону во время езды;
- неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.
Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:
- Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
- Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
- Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
- Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.
По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.
Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:
- отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
- свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.
Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения
В каких организациях должен быть ответственный за БДД
Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.
Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.
Кого назначить ответственным за БДД
У сотрудника должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Кроме того, ответственный должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения (смотрите памятку).
Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.
Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.
Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.
Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Обязанности водителя после ДТП, в котором сбит пешеход, в основном такие же, как и при обычной аварии. Главное отличие заключается в том, что в таком ДТП чаще всего участвует только одно транспортное средство.
При этом важно не уезжать с места аварии даже из лучших побуждений. Водители часто допускают ошибку, особенно когда пешеход получает незначительные травмы, самостоятельно отвозя пострадавшего в больницу. За этим стоит естественное желание помочь человеку, попавшему в беду, но так поступать нельзя.
Во-первых, как правило, скорая помощь приедет быстрее, чем вы доберетесь до больницы, а во-вторых, вы станете виновным в том, что уехали с места ДТП без весомых причин.
В этом случае в обязанности водителя, причастного к ДТП, входит обеспечение безопасности всех участников движения и пострадавшего. Важно предупредить остальных автомобилистов об опасности на дороге, чтобы они заблаговременно объехали место происшествия. Ведь пешеход, как правило, лежит на проезжей части, а, не имея специальных медицинских знаний, передвигать пострадавшего не рекомендуется, чтобы не нанести ему дополнительных увечий.
Если не предпринять этих действий, на пострадавшего пешехода может наехать другое авто. Чаще всего последствием такой безалаберности становится трагедия.
Уведомить страховщика
Потерпевший обязан при первой возможности уведомить о произошедшем свою страховую компанию. Желательно сделать это сразу после аварии. Затем на протяжении пяти дней необходимо предоставить страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии. Это можно сделать лично, по почте или любым другим способом, при котором можно будет получить подтверждение о доставке извещения.
Параллельно потерпевший в ДТП подает заявление на получение страхового возмещения. Все остальные документы, которые вам потребуются для получения страховой выплаты, разрешается привести и позже.
Виновник аварии также должен направить в страховую компанию свою часть извещения. Однако если он это не сделает, а ДТП зафиксируют сотрудники ГИБДД, то это ему ничем не грозит. А вот если инспекторы не оформляли аварию, а виновник в течение пяти дней не отправит извещение своему страховщику, то ему придется самостоятельно оплатить весь ущерб, причиненный потерпевшему, это так называемое регрессное требование. Также регресс возможен, если вы решите ремонтировать или утилизировать свое авто в течение 15 дней после оформления европротокола.
Ответственность руководителя и специалиста
Уполномоченное лицо может быть наказано согласно ТК. В отношении работника обычно применяют дисциплинарные меры, а при неоднократном нарушении должностных обязанностей его могут уволить.
Если работник, ответственный за БДД, отсутствует, либо же человек, занимающий этот пост, не подходит установленным требованиям, обязанность обеспечения безопасности транспортного движения ложится на руководителя. За выявленные нарушения его могут наказать по ст. 12.31.1 КоАП, обязав выплатить штраф в размере:
- 20 000 рублей для должностных лиц;
- 100 000 рублей для юрлиц.
Внимание! Проверкой компании вправе заниматься Ространснадзор и ГИБДД.
Итак, в организации, пользующейся автотранспортом, должен присутствовать квалифицированный специалист, который занимается контролем за безопасностью движения т/с и разработкой профилактических мер. Руководитель принимает план профилактических мер, касающихся БДД, а для каждого уполномоченного лица издаётся отдельный локальный акт, регламентирующий его деятельность.
Кто должен составлять акт при ДТП?
После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц, в состав которой входят:
- председатель;
- члены комиссии из числа работников компании.
В комиссию могут быть включены:
- руководитель предприятия;
- заместители руководителя;
- специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
- бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
- кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
- любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).
При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).