Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой срок исковой давности по административным правонарушениям?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Порядок назначения административного штрафа
Штраф за административное правонарушение назначается в порядке КоАП РФ.
Установлено, что штраф назначается в установленных пределах. Это значит, что суд или должностное лицо не могут назначить штраф больше или меньше установленной соответствующей статьей санкции. Кроме того, размер штрафа назначается с обязательным учетом характера нарушения, личности виновного и его материального положения. Учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств позволяет суду назначить размер штрафа ниже установленного законом, но не менее половины минимального штрафа.
Все вышеуказанное с некоторыми уточнениями относится как к гражданам, так и к организациям.
Штраф назначается путем вынесения постановления. В ряде случаев достаточно протокола.
Снятие ответственности
Истечение срока давности административного правонарушения означает, что производство по совершенному проступку не может быть начато. В этом случае субъекта нельзя привлечь к ответственности. При этом закон предусматривает прекращение уже начатого производства. Этот случай весьма распространен в практике. Если разбирательство по проступку затягивается, уполномоченный орган может вынести соответствующее постановление. Истечение срока давности административного правонарушения в таких случаях означает снятие с лица ответственности. Если соответствующего постановления вынесено не было, а субъекту все-таки назначено наказание, то это выступает в качестве основания для отмены решения. Привлечение к ответственности после окончания срока давности является нарушением законодательства.
Административным правонарушения ГИБДД
Оплата штрафов по административным нарушениям ГИБДД должна производится в течение 2-х месяцев со дня получения постановления. Если погашение санкции происходит в первые 20 дней, то сумма сокращается в два раза. Неуплата сопровождается открытием исполнительного производства. Должнику предоставляется 5 дней на внесение суммы штрафа. Злостное уклонение от санкции дает право суду обратить взыскание на имущество должника.
Штраф свыше 10 тысяч автоматически делает гражданина невыездным за пределы РФ до его погашения.
Срок давности административных правонарушений ДТП составляет 2 месяца. Для наказания штрафам, назначенным через суд – 3 месяца. Обжалование судебных взысканий может быть осуществлено в течении 60 дней, штрафов инспектора через начальника автоинспекции – в 10 дней. Принятие жалобы на рассмотрение означает приостановление срока до вынесения нового судебного решения.
Если нарушитель не был привлечен за совершенное на дороге правонарушение в течение 2-х месяцев – срок исковой защиты истекает.
В случае, когда постановление о нарушении было вынесено, срок давности его исполнения составляет 2 года. Этот период может быть приостановлен, если виновное лицо намеренно скрывается и препятствует применению санкции.
Срок исковой давности по лишению водительских прав в части исполнения наказания начинает течь с момента вынесения постановления. Скрываться от уведомления о назначенной санкции не имеет смысла, так как электронная база ГИБДД будет содержать все данные о наложенном взыскании.
Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения
Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
Есть ли срок давности у штрафов ГИБДД?
Согласно статье 39.1 КоАП РФ на взыскание штрафа отводится 2 года. Это значит у представителей власти есть два года, чтобы направить дело в службу приставов для принудительного взыскания задолженности.
В теории автоштраф может «сгореть», если судья или инспектор в течение этого срока забыли передать сведения в ФССП. В жизни такое, конечно же, встречается очень редко.
Единственный шанс списать штраф – закрытие исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества, которое можно было бы изъять для погашения долга. При банкротстве автомобильные штрафы, как и алименты, не списываются.
Если дело было передано в руки приставов, они начнут принудительное взыскание задолженности путем списания средств с зарплаты или счетов должника. Если сумма долга превышает 10 000 рублей, пристав может наложить запрет на выезд нарушителя из страны. Кроме того, приставы могут временно ограничить право должника управлять автомобилем.
Информация о сроках давности по делам об административных правонарушениях
В случае лишения водительских прав некоторые автолюбители всячески пытаются уйти от ответственности, и многие из них вспоминают о сроке давности административного правонарушения. Согласно статье 4.
5 КоАП РФ, невозможно привлечь к административной ответственности нарушителя безопасности дорожного движения, если с момента совершения им правонарушения прошло уже более 2-х месяцев.
А если административное дело рассматривается в судебном порядке, то по истечении 3-х месяцев оно подлежит обязательному прекращению в связи с окончанием срока давности.
Исключение составляют административные правонарушения, связанные с лишением водительских прав по ст. 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2) КоАП РФ. Внесённые в действующее законодательство поправки теперь устанавливают по этим правонарушениям срок давности в 1 год.
Водители, которых лишили прав, обращаются за юридической помощью и просят строить защиту с целью возврата прав, опираясь именно на сроки давности привлечения к административной ответственности. Однако это возможно не всегда.
Дополнительные сведения
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает несколько признаков, отличающих эти противозаконные деяния от прочих преступлений. Среди общих критериев неправомерного поведения следует отметить его общественную опасность. Ответственность за незаконные деяния регламентирует не только Кодекс РФ об административных правонарушениях. В ряде региональных законов также предусматривается наказание за проступки. К категориям неправомерных деяний в рассматриваемой сфере относят:
- Нарушения в области транспортных перевозок.
- Несоблюдение установленных правил по охране природы.
- Посягательства на здоровье и права граждан.
В соответствии с положениями КоАП, решение по делу об административном правонарушении выносится в присутствии виновного. Зная об этом факте, многие лица пытаются избежать ответственности, игнорируя извещения и не являясь на слушание. Однако это весьма опрометчивое поведение. В соответствии со ст. 25.
1 КоАП, ответчик должен быть извещен о заседании. Это означает, что ему должно быть отправлено уведомление. Факт его получения в данном случае — момент второстепенный, поскольку в материалах будет присутствовать информация о том, что повестка отправлена. Если виновный не явился в суд, закон предусматривает возможность вынесения решения в его отсутствие.
«Ввиду приближения окончания срока давности, разбирательство по делу следует произвести до такого-то числа, собранных материалов достаточно для вынесения мотивированного вердикта в отсутствие ответчика». Во избежание проблем, если известно о том, что по факту содеянного начато производство, лучше не скрываться от правосудия и не уклоняться от ответственности.
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Административно-процессуальное право
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24. 5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности».
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Статья 14. 32. Примечание. 1. Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регулируется ст. 28. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:Статья 6. 9. Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
Судебный участок мирового судьи в административно-территориальных границах Тюльганского района
Так, по делу в отношении ООО «ЖКХ п. Тюльган по ч. 24 ст. 19. 5 КоАП РФ составлен протокол. Существо вменяемого правонарушения заключается в следующем: ООО «ЖКХ п. Тюльган не выполнило предписание Государственной жилищной инспекции Оренбургской области об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
В судебном заседании установлено, что предписание выдано ненадлежащему юридическому лицу. Таким образом, если по делу об административном правонарушении такие обстоятельства наступили до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, на основании ст. 28. 9 КоАП РФ, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд. В соответствии со ст. 26. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, Пленум Верховного суда РФ от 01. 01. 2001г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2. 9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Постановление о прекращении администаивного рассаледования
Со всей ответственностью заявляем: срок административного расследования приостановить нельзя! Читайте КоАП РФ и найдите там обратное утверждение. При написании схожей статьи разрешаем исключительно данный абзац перепечатывать слово в слово. Результаты административного расследования По окончании административного расследования9. 6. В случае неявки лица для составления протокола об административном правонарушении без уважительных причин и отсутствия его ходатайства об отложении составления протокола необходимо установить, не препятствует ли его неявка полному, объективному и всестороннему выяснению обстоятельств совершения административного правонарушения. 9. 7.
Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. ПРИКАЗ Росрегистрации от 28-05-2007 102 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ… Актуально в 2018 году 9. 1. В соответствии с частью 5 статьи 28. 7 Кодекса срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.