Несовершеннолетним об ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несовершеннолетним об ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

И уголовная, и административная ответственность наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ соответственно). При этом в обоих случаях возраст учитывается на момент совершения преступления или правонарушения. Иными словами, если подросток совершил преступление или административное правонарушение до 16-летия, ответственности он не подлежит даже по достижении этого возраста.

Возраст наступления административной и уголовной ответственности в России (со скольких лет могут привлечь)

Но при этом возраст уголовной ответственности может варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, в силу ч. 2 ст. 20 УК РФ подростки, совершившие определенные преступления, подлежат преследованию уже с 14 лет. К таковым относятся убийство (ст. 105 УК РФ), грабеж (ст. 161), кража (ст. 158), отягченное хулиганство (ч. 2 и 3 ст. 213) и т. д. В то же время за некоторые преступления отвечают исключительно совершеннолетние, если об этом прямо указано в соответствующей статье Уголовного кодекса (например, ст. 134, 135).

Кодекс об административных правонарушениях подобных исключений не содержит — возраст административной ответственности наступает с шестнадцати лет всегда.

ВАЖНО! Лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а в 00 часов 00 минут суток, следующих за ним (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 № 1). Например, подросток, родившийся 16.10.2002, официально достиг 16-летия в полночь 17.10.2018. Время рождения значения не имеет.

Санитарные правонарушения

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Каким законом предусмотрена ответственность?

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

Административная ответственность за санитарное правонарушение

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации [2]. При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение [3].

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством [6].
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности [3].

Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов [1].

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

  • административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, а это означает, что она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, или же их нормами об административных правонарушениях, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
  • назначается только за административные проступки;
  • субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;также субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • за административные проступки предусмотрены административные взыскания;
  • административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, например: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и другими;
  • административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;
  • если применяется административное взыскание, то это не влечет за собой судимости и последующего увольнения с места работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Получите совет юриста за 15 минут!

Особенности административной ответственности:

  • законность – порядок привлечения к ответу за деяния имеет законную основу;
  • определение вины в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения;
  • ответственность только за проступки субъекта;
  • справедливое наказание, соизмеримое с виной;
  • целесообразность;
  • гуманизм – наказание не применяется для унижения личности;
  • презумпция невиновности – правонарушитель считается невиновным до того момента, пока не будет доказано обратное;
  • наказание должно быть своевременным и приведено в исполнение в самые короткие сроки.
Читайте также:  Прописка человека без его присутствия

Юридический вид ответственности обладает рядом особенностей, а именно:

  • имеет признаки юридической ответственности и принуждения административного;
  • четко определенная нормативная законодательная база;
  • попадает под воздействие института административного права в совокупности с нормами;
  • выступает как последствие правонарушения;
  • меры административной ответственности распространяются на физических и юридических лиц;
  • реализация происходит посредством взысканий и наказаний;
  • действует наказание путем наложения его на виновного в проступке через суды, должностных лиц и исполнительные власти;
  • не влечет за собой наказание в виде увольнения с места работы и судимости;
  • зачастую носит внесудебную процедуру привлечения к ответственности.

Наказанием может служить материальное, моральное, организационное лишение.

Административная ответственность для подростков наступает за:

  • распитие алкогольных напитков, употребление наркотических средств и психотропных веществ;

  • появление в общественных местах в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического);

  • за мелкое хулиганство (например, выкрикивание нецензурных выражений в общественных местах);

  • нарушение правил дорожного движения (к примеру, переход дороги в неположенном месте);

  • повреждение транспортных средств;

  • жестокое обращение с животными;

  • нарушение пограничного режима;

  • нарушение правил обращения с оружием и так далее.

Что касается последнего пункта, то подросткам до 18 лет разрешение на оружие, конечно, не выдается, а значит, и перевозить его они тоже не имеют права.

  • Новый закон о тишине
  • Что такое шум
  • Закон о тишине в Москве
  • Закон о тишине в Московской области
  • Закон о тишине в Санкт-Петербурге
  • Закон о тишине в регионах
  • Куда жаловаться на шумных соседей

— Дела о нарушении тишины подведомственны органам полиции, сотрудников которых можно вызвать для составления протокола. Протокол о нарушении составляет должностное лицо ОВД (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции). Если возникают сложности с определением того, откуда раздается шум, или пройти в квартиру или домовладение не представляется возможным по причине того, что сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан (ч. 2 ст. 15 Закона о полиции), то в этой ситуации можно опросить соседей, которые смогут помочь отфиксировать источник шума и подтвердить его наличие, что будет закреплено в соответствующем протоколе.

Помимо того, что нельзя шуметь в жилых домах и квартирах в определенное время суток, случаются ситуации, когда шум распространяется от какого-либо производства или какой-либо деятельности, осуществляемой вблизи таких домов и квартир. В этом случае уровень шума в жилых помещениях должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, поэтому административным законодательством РФ предусмотрена ответственность за правонарушения по этому поводу именно в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации, в том числе жилых помещений. Ответственность за такие нарушения установлена федеральным законодательством, а именно ст. 6.3. и 6.4. КоАП РФ. Так, за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся, в частности, в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа для граждан в размере от 100 до 500 руб. За нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации в том числе жилых помещений — ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Это особенно актуально, когда рядом с жилыми массивами находятся производство либо развлекательные заведения, уровень шума от которых превышает допустимые пределы. В этом случае для подтверждения превышения уровня шума и сопоставления его с предельно допустимым необходимо обратиться в аккредитованную организацию при Роспотребнадзоре либо в сам Роспотребнадзор, который должен будет провести необходимые замеры. При выявлении нарушений дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61

КоАП РФ насчитывает 10 видов наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия или предмета правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения спортивных соревнований в период их проведения.

При этом только одно из них однозначно не применяется к несовершеннолетним — это административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП). И этим КоАП также отличается от УК, который разрешает подвергать подростков всего 6 наказаниям из 13 (подробнее об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и о применяемых к ним наказаниях можно прочесть здесь):

Однако часть из приведенных наказаний, несмотря на отсутствие прямого запрета на применение их к подросткам, не может применяться к ним априори. Например, дисквалификация, которая заключается во временном запрете на замещение должностей на федеральной или региональной госслужбе. Замещение же таких должностей, в свою очередь, предполагает достижение совершеннолетия.

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

***

Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

За что подростка могут привлечь к административной ответственности

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Читайте также:  Ограничение движения грузовиков по МКАД в 2022 году

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

К несовершеннолетним относятся лица, не достигшие возраста 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения, согласно КоАП, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста. В отличие от КоАП уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.

Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

Наряду с имущественными санкциями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе применять меры превентивного воздействия.

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Санитарные правонарушения

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Читайте также:  Декларация по НДС: набор шпаргалок для ОСНО

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством. (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).

Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
  2. Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
  3. Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
  4. Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
  5. Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.

Важно! Такая мера как направление на ПТУ – это суровое наказание, которое используется. только в случае серьезных систематических проступков. Рассматриваются эти дела прокурором, причем согласие родителей на это не требуется.

КоАП РФ насчитывает 10 видов наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия или предмета правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения спортивных соревнований в период их проведения.

Возраст наступления административной ответственности. Юрисдикция

Согласно законам, будет отвечать за свой проступок лично провинившийся, если ему исполнилось 16 лет. Причем полных 16 лет ему должно исполнится на момент совершения преступления. Если они еще данной возрастной черты не достигли, то вся вина за совершенное незаконное действие ложится на законного представителя – родителя, усыновителя, опекуна.

Важно! В некоторых случаях для лиц возрастом 16-18 лет применяется освобождение от ответственности. Для такого случая выбирается иная мера пресечения, согласно с ФЗ «О защите прав несовершеннолетних».

В некоторых случаях ответственность, независимо от возраста не наступает, среди таких ситуаций:

  1. Если действия были определены как необходимая оборона. При этом польза для общества больше, нежели вред.
  2. Нарушение влечет за собой наступление уголовной ответственности, тогда его рассматривают с другой позиции.
  3. Если человек не отдает себе отчет в действиях, по причине болезни.
  4. Если лицо не достигло 16-ти лет, то есть возраста наступления ответственности.

Вопрос этот регулируется положениями соответствующего Кодекса, а именно первым пунктом статьи 2.3. В разъяснении этого вопроса, КоАП указывает два важных правила:

  • минимальный возраст наступления административной ответственности — 16 лет;
  • любое лицо от 16 до 18 лет, может быть полностью освобождено от ответственности.

Если решено проявить снисхождение к подростку, то нужно будет руководствоваться федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, выбирая ему меру пресечения. Решение будет принимать соответствующая комиссия.

В соответствии с законодательством, устанавливать такую ответственность предписывается на двух уровнях государственной власти:

  • общефедеральный;
  • власти субъекта.

В отличие от уголовных дел, который квалифицируются и рассматриваются по единому для всей страны кодексу (УК), в вопросе «административок» могут вноситься региональные изменения. Но при этом все местные нововведения не должны противоречить КоАП, в т.ч. они не могут изменить вопрос возраста наступления административной ответственности, который неизменно будет на отметке 16 лет.

Дела не достигших восемнадцатилетнего возраста также могут быть рассмотрены в комиссиях обоих уровней. При этом субъектом административной юрисдикции, в соответствии с главой № 23 КоАП, могут выступать:

  • органы исполнительной власти;
  • коллегиальные органы (самый распространенный при рассмотрении правонарушений несовершеннолетних случай);
  • комиссии по делам не совершеннолетних;
  • судебные инстанции (только мировые судьи).

Сколько времени дается на уплату штрафа

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

Административная ответственность за санитарные правонарушения с какого возраста

Возраст административной ответственности Согласно ст.2.3 КоАП, к ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. До наступления этого возраста по делам об административных нарушениях привлекаются родители или опекуны несовершеннолетнего.

Внимание Должны быть рассмотрены обстоятельства дела и характеристики лица, привлеченного в качестве виновного. Особенностью подобных дел является обязательное участие в процессе органа опеки и попечительства.
По результатам рассмотрения могут быть приняты постановления по наказанию виновного с применением закона о защите прав несовершеннолетних и освобождения от административного наказания. Например, до 16 лет за появление подростка в состоянии опьянения в общественном месте ответственность несут родители.
От 16 до 18 лет административное взыскание обращается на непосредственного виновника.

Глава vii. ответственность за нарушение санитарного законодательства

Хулиганство, мелкие кражи, драки, распитие алкоголя и появление нетрезвыми в общественных местах — зачастую типичное поведение для трудных подростков. Закон относится к данным деяниям со стороны несовершеннолетних снисходительней, ведь у них еще несформированная личность, из-за чего им присуща восприимчивость к скверному влиянию.

Какой возраст привлечения к административной ответственности? В нем указывается суть произошедшего обстоятельства и пояснение, что произойдет в будущем, если не изменить сове отношение к данной проблеме.

  • Обязать возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй части минимального оклада.
  • Оштрафовать. Часть штрафа от минимальной зарплаты зависит от тяжести вины провинившегося.

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних? С данным вопросом нередко обращаются к юристам родители подростков, совершивших правонарушения. Потому что многие из них думают о том, что до совершеннолетия их ребенка нельзя будет привлечь за какой-либо проступок. КОАП четко гласит о том, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. Поэтому, если подростку уже есть шестнадцать, и он совершил правонарушение, то он должен понести за это наказание.

Как же быть тем гражданам, чьи дети, хоть и достигли указанного возраста, но в силу хронического, психического расстройства не могли полностью осознавать всю противоправность своих действий? В данном случае потребуется справка от специалиста, если последний состоит на учете у психиатра.

Можно ли привлечь к ответственности подростка, которому еще нет шестнадцати лет за то, что он находился в нетрезвом виде в общественном месте? Ведь родители, в силу своей занятости, не всегда способны отслеживать все действия своего ребенка. По достижении какого возраста наступает административная ответственность? В данном случае нужно еще раз сказать о том, что сам подросток будет отвечать за свои противоправные действия только в 16 лет, до этого возраста за него несут полную ответственность его родители.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *