Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «500 млн рублей выделят НКО в новых регионах РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям в 2023 году
Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2023 году при обязательном выполнении следующих условий:
- разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
- своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
- наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
- отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
- обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.
Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:
- описания направлений работы и поставленных задач НКО;
- перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
- количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.
Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.
Некоммерческой организации в 2023 году для получения субсидий, важно обеспечить соответствие направлений осуществляемой деятельности, социально значимым ориентирам, и исключить наличие задолженности по выплате налогов и сборов.
Комплект подаваемых документов, для рассмотрения заявки о предоставлении помощи от государства, должен быть достаточен и соответствовать установленному списку. При ожидании результата выбора претендентов на получение субсидии, следует быть готовым к тому, что победа останется за НКО с более высоким местом в рейтинге.
Претенденту-НКО на получение субсидий в 2023 году, важно учитывать сроки подачи документов и необходимость выполнения условий заключенного соглашения, в случае принятия положительного решения по поданному запросу. Если контролирующий орган выявит отклонения от условий договора, средства придется вернуть в установленном порядке.
Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации) под ключ
- Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
- Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
- Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
- Постановка НКО на налоговый учет.
- Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
- Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
- Изготовление печати.
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).
Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.
Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.
В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Преимущества и недостатки разных видов НКО
Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.
Вид НКО | Плюсы | Минусы |
Потребкооператив | Распределение выручки; Стабильность торговли; Господдержка; |
Ответственность за долги; Сложный документооборот; Необходимость дополнительных вложений в случае убытков. |
НП | Сохранность прав на имущество; Нет ответственности за кредиторку; Свобода выбора организационной структуры. |
Прибыль не распределяется; Разработка документации. |
Ассоциация | Преобразование в товарищество; Безвозмездное пользование услугами участниками. |
Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет. |
Фонд | Предпринимательство; Неограниченное число учредителей; Отсутствие ответственности по долгам; Имеет собственное имущество. |
Ежегодная публичная отчетность; Возможность признания банкротом; Не преобразовываются. |
Религиозные объединения | Не имеют материальных прав | Не отвечают по долгам. |
Учреждения | Оказание услуг за плату. | Отвечает перед кредиторами; Имуществом распоряжается собственник |
Общественные организации | Не отвечают по задолженности; Допускается предпринимательство; Свобода в выборе целей, методов работы. |
Члены не претендуют на переданные активы и взносы |
Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.
Благотворительные фонды
Некоммерческая организация благотворительного направления может называться фондом или учреждением. Деятельность подобной НКО жестко контролируется. К этому виду организации используют особенные требования. Зато благотворительный фонд имеет право рассчитывать на налоговые льготы от правительства.
Под благотворительностью подразумевается любая бескорыстная деятельность в отношении физических и юридических лиц. Коллегиальный высший орган, осуществляющий наблюдение за деятельностью организации, выполняет обязанности безвозмездно.
На имущество благотворительных организаций накладывается ряд ограничений:
- пожертвования не должны быть затрачены на поддержку политических партий, движений
- от каждой суммы должно быть потрачено более 80% на основную цель в срок не более одного года с момента перечисления средств от пожертвовавшего лица, но условия могут быть изменены при обоюдном согласии сторон
- оплата административно-управленческих действий не должна превышать 20% от общей суммы затрат за год
- на финансирование программ должно затрачиваться более 80% от общей суммы поступивших средств из любых источников
- запрещается продажа и покупка товаров, услуг или работы, предоставляемой организацией, ее учредителями на более выгодных условиях, в сравнении со стоимостью для остальных лиц
- все финансовые операции не попадают под понятие коммерческой тайны, открываются для общественности
Что такое НКО в России?
НКО — это аббревиатура: некоммерческая организация. Предназначение такой структуры ясно из названия: НКО занимаются деятельностью, не направленной напрямую на извлечение прибыли.
Госслужба (НКО) — что это значит?
Как было упомянуто ранее, некоммерческая организация может функционировать, сохраняя полную автономность или взаимодействуя с государством. В последнем случае НКО получает регулярную материальную поддержку и гранты на осуществление деятельности в рамках принятого Устава; работа на такую организацию (при условии, что сотрудник получает за это вознаграждение) и является госслужбой в рамках НКО.
Как и во всех остальных случаях, некоммерческая организация, связанная с государственными структурами, не ставит основной целью извлечение прибыли; довольно часто в ней поддерживается то же соотношение: 1/5 от доходов, включая поддержку и гранты, уходит на заработную плату сотрудников, а остальные 4/5 — непосредственно на выполнение миссии.
Отличительные особенности некоммерческих организаций, связанных с государством:
- Сотрудники НКО, как и госслужащие, получают стабильную заработную плату, определённую в трудовом договоре и не зависящую в основной своей части от текущего результата работы. Премии и другие выплаты поощрительного и компенсационного характера также присутствуют.
- Оклад трудящегося в НКО такого типа ниже, чем в большинстве независимых организаций, являющихся работодателями, и коммерческих структур.
- Короче список должностных обязанностей сотрудника; обычно он подразумевает ряд конкретных действий организационного характера или непосредственное общение с представителями фокусной группы — без каких-либо творческих изысканий со стороны работника.
- Сотрудник НКО, связанной с государственными структурами, должен иметь навыки работы с людьми и если не испытывать от этого удовольствие, то хотя бы не воспринимать общение как неприятную обязанность — иначе, с учётом небольшого оклада и строгой регламентации действий, делать на такой работе нечего.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Некоммерческие организации в России
В нашей стране существует более тридцати видов некоммерческих организаций. Многие из них имеют похожие функции, отличаясь только названиями.
СПРАВКА! Все объединения регулируются Гражданским кодексом и федеральным законом. Также деятельность некоторых специфических НКО регулируют соответствующие законодательные акты.
Рассмотрим некоторые особенности деятельности этих организаций в России:
— налогом не облагаются получаемые иностранные гранты;
— выделяемые с 2008 года специальные президентские гранты на поддержку НКО;
— введённый с 2015 года реестр нежелательных организаций, куда может попасть любая организация (иностранная или международная), угрожающая российскому государственному строю;
— существует вышедшее в 2017 году распоряжение, которое предписывает выдачу грантов НКО, ведущих гражданскую, социально значимую деятельность.
В России некоммерческие организации являются довольно распространенным типом объединений, который включает большое количество форм. Они объединены общими целями и сборной характеристикой этих организаций. Также нужно знать, что в отношении таких организаций действуют как общие, так и специфические регуляционные нормы.
Как код ОКВЭД помогает получать льготы.
В 2020 — 2021 году компании и предприниматели остро ощутили, насколько важно поддерживать актуальность кодов ОКВЭД в государственных реестрах. Большинство мер антивирусной поддержки оказывались предприятиям, наиболее пострадавшим от коронавируса. В категорию пострадавших компании и ИП попадали именно по кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Если в государственных реестрах были указаны актуальные коды, компании и ИП могли получить различную помощь от государства:
- Льготы по аренде недвижимости,
- Налоговые отсрочки и рассрочки,
- Перенос сроков сдачи отчетности,
- Льготные кредиты,
- Субсидии на проведение профилактических мероприятий и т.д.
Список ОКВЭД для ИП : самые популярные виды деятельности.
Если воспользоваться опубликованным на сайте ФНС отчетом по форме 1-НОМ, в котором отражены данные по состоянию на 1 мая 2022 года, то можно обнаружить, что в топ-5 по объему налогов, перечисленных в консолидированный бюджет РФ, входят следующие разрешенные (полностью или частично) для ИП виды деятельности:
- торговля (предприятиями данной сферы выплачено налогов в размере 446 410 232 руб.);
- деятельность финансовая и страховая (391 599 409 руб.);
- деятельность в области информации и связи (233 676 583 руб.);
- строительство (154 813 742 руб.);
- обрабатывающие производства (109 649 407 руб.).
Формы некоммерческих организаций
Организационно-правовые формы НКО перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. Так, юридическими лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- автономных некоммерческих организаций;
- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
- учреждений;
- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- общественных движений;
- религиозных организаций;
- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- адвокатских палат;
- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).
Указанный перечень организационно-правовых форм является закрытым.
Кроме этого, Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические лица делятся на два вида корпоративные и унитарные.
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган являются корпоративными (корпорациями): ассоциации (союзы), общественные организации, общественные движения, адвокатские палаты и адвокатские образования и др.
Преимущества и недостатки разных видов НКО
Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.
Вид НКО | Плюсы | Минусы |
Потребкооператив | Распределение выручки;
Стабильность торговли; Господдержка; |
Ответственность за долги;
Сложный документооборот; Необходимость дополнительных вложений в случае убытков. |
НП | Сохранность прав на имущество;
Нет ответственности за кредиторку; Свобода выбора организационной структуры. |
Прибыль не распределяется;
Разработка документации. |
Ассоциация | Преобразование в товарищество;
Безвозмездное пользование услугами участниками. |
Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет. |
Фонд | Предпринимательство;
Неограниченное число учредителей; Отсутствие ответственности по долгам; Имеет собственное имущество. |
Ежегодная публичная отчетность;
Возможность признания банкротом; Не преобразовываются. |
Религиозные объединения | Не имеют материальных прав | Не отвечают по долгам. |
Учреждения | Оказание услуг за плату. | Отвечает перед кредиторами;
Имуществом распоряжается собственник |
Общественные организации | Не отвечают по задолженности;
Допускается предпринимательство; Свобода в выборе целей, методов работы. |
Члены не претендуют на переданные активы и взносы |
Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.