Значение технических регламентов в хозяйственной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Значение технических регламентов в хозяйственной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.

Контроль исполнения требований ТР

К объектам государственного контроля относится продукция, производственные процессы, эксплуатация, условия хранения, характер перевозов, реализации и утилизации продукции.

Предмет контроля – это соблюдение требований ТР к данной продукции и т.п.

Государственный контроль продукции проводится только на этапе ее обращения.

Контролирующие органы вправе:

  • Требовать предъявления продавцом декларации о соответствии или же сертификата соответствия, которые могут подтвердить соответствие товаров требованиям ТР;
  • Выдавать предписания на устранение выявленных нарушений;
  • Принимать обоснованные решения о запрете реализации товаров и приостановлении их производства в случаях, когда невозможно устранить выявленные нарушения требований ТР другими способами;
  • Приостанавливать действие сертификата соответствия или декларации и соответствии;
  • Привлекать продавца к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Во всех случаях субъекты ответственности – это производитель, поставщик и продавец. Если нарушаются требования к продукции, то имеет место гражданско-правовая ответственность, которую определяет не само нарушение, а его последствия. Например, причинение вреда здоровью и жизни людей. Реализация ответственности проводится посредством возмещения всех убытков, а также взыскания неустойки. В некоторых случаях за нарушение требований ТР к товарам наступает уголовная ответственность. Такими случаями являются производство и обращение продукции, которая не отвечает требованиям безопасности.

К ним относятся такие документы:

  • На продукцию табачную (ФЗ от 22.12. 2008 г. № 268).Данный закон содержит необходимые требования к табачной продукции, правила ее идентификации на территории России, а также содержит инструкции по проведению оценивания соответствия продукции установленным государством нормам.
  • О требованиях по обеспечению пожарной безопасности (ФЗ от 22.07. 2008 г. № 123). Регулирует техническое обеспечение пожарной безопасности, содержит требования к объектам защиты.
  • О безопасности сетей газораспределения и газопотребления (от 29.10.2010 г. № 870). Закон содержит требования к сети газораспределения и сети газопотребления, с целью защиты человеческого здоровья и жизни, сохранности физического и юридического имущества, а также для охраны окружающей среды. Данный закон не имеет распространение на газовые сети расположенные в жилых помещениях.
  • О безопасности объектов для использования во внутренних водах(от 12.08.2010 г. № 623). Требования приняты правительством РФ к объектам внутреннего водного транспорта, к процессам проектирования, строительства и монтажа связанные с водным транспортом, к объектам инфраструктуры связанные с водным транспортом, процессы проектирования, строительства, монтажа связанные с инфраструктурой водного транспорта.
  • О безопасности объектов морского транспорта (от 12.08.2010 г. № 620). Регламент принят постановлением правительства РФ в отношении морского транспорта, выпущенного на территории РФ, процессов связанных с эксплуатацией, утилизацией транспорта, а также с инфраструктурой, которая его обслуживает.
  • О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровозаменяющих растворов и применяемых технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии (от 26.01.2010 г. № 29). Регламент принят постановлением правительства и содержит требования к безопасности техрегулирования, правила по идентификации крови донора и ее компонентов, правила применяемые к упаковке донорской крови и ее компонентов. Объектами регулирования является кровь, полученная от донора, препараты, изготовленные из донорской крови, растворы для замещения крови, процессы по транспортировке, хранению крови, а также инструменты, используемые в процессе трансфузионно-инфузионной терапии.
  • О безопасности зданий и сооружений (ФЗ от 30.12.2009 г. № 384). Объектом регулирования данного закона являются здания и сооружения для любого назначения, а также все процессы связанные с проектированием, монтажом, эксплуатацией, наладкой, утилизацией зданий.

Правительство РФ постепенно вводит в действие техрегламенты на продукцию, чтобы сделать систему стандартизации и техрегулирования более удобной и подробной. Специалисты сертификационного центра «Ростест» разъяснят все аспекты в данной сфере и окажут помощь в оформлении подтверждающей документации.

Органы власти не должны препятствовать свободному перемещению на рынке продукции, соответствующей требованиям технических регламентов.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 27. Знак обращения на рынке

1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

2. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Перечень стандартов, используемых для соблюдения требований технического регламента, утверждает национальный орган по стандартизации и публикует в официальном издании федерального органа в области технического регулирования.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Читайте также:  Репатриация в Германию для этнических немцев и евреев

Технический регламент, принятый правительственным постановлением либо Федеральным законом, вступает в действие не раньше шести месяцев с даты официального опубликования. Утвержденный документ обязателен для исполнения на всей территории страны, всеми категориями граждан и организациями разных форм собственности. За нарушение принятых норм и стандартов законодательством предусматривается ответственность. Российская Федерация подписала международный договор о техрегламенте, который был ратифицирован внутригосударственными нормативными актами. Это значит, что вопрос соответствия стандартам регулируется не только в пределах страны, но и за ее границами. Это, в частности, актуально для предприятий, занимающихся поставками своей продукции за рубеж, а также импортирующих товар в Россию. Принятие техрегламентов в некоторой степени ужесточило контроль над качеством, сделав при этом нормы и стандарты более доступными для понимания. Благодаря этому реализация предписаний стала более четкой. Эффективность исполнения требований достигается за счет установленных мер ответственности за те или другие нарушения.

Виды технического регламента в РФ

Существует два вида технического регламента РФ: общий и специальный.

Общими можно назвать те документы, которые установлены для любого вида продукции, производства, хранения, содержат минимальные требования установленные государством для исполнения и являются обязательными для применения. Данный вид требований не учитывает свойства конкретного продукта и производства.

Специальными техрегламентами устанавливаются необходимые требования в зависимости от вида продукции. Применяется в том случае, если общих документов не хватает для полного описания перечня требований.

Государство осуществило введение требований для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, животных, охраны окружающей среды и т.д. Первый нормативный документ был введен в 2005 году. Он содержал требования к автотехнике и регулировал количество выброса вредных веществ.

Официальный сайт Федерального агентства по техрегулированию и метрологии Росстандарт содержит полный перечень действующих техрегламентов на территории РФ.

3.7 Соответствие

Эффективность технических регламентов зависит от того, как определяется соответствие объектов технического регулирования предъявляемым к ним требованиям. Следовательно, анализ того, как оценивается соответствие, является существенным элементом всего процесса.

Оценка соответствия является общепринятым термином, используемым изготовителями, заказчиками, регулирующими органами и независимыми третьими сторонами для всех мероприятий, уже проведенных или требуемых по оценке соответствия техническим регламентам или стандартам.

При решении вопроса о том, какой необходим уровень оценки соответствия, рекомендуется учитывать указанные ниже аспекты.

Стимулы изготовителя производить соответствующую продукцию

При отсутствии оценки соответствия необходимо уделять внимание стимулам, создаваемым: штрафами за несоответствие, конкретными требованиями заказчиков и потенциальной личной ответственностью.

Степень риска

В некоторых случаях степень риска может потребовать обязательного проведения оценки соответствия третьей стороной. Иногда это требуется в тех областях, где высок риск для здоровья и безопасности человека и причинения вреда окружающей среде.

Затраты

Выполнение законодательных требований по обязательной оценке соответствия третьей стороной может оказаться сложным и дорогостоящим. Решение о введении требований по обязательной оценке соответствия должно приниматься только в том случае, если риск от возможного ущерба оправдывает затраты, возникающие из-за введения обязательной оценки соответствия третьей стороной.

Влияние на международную торговлю

Статья 5.1.2 Соглашения по ТБТ констатирует, что участники Соглашения должны гарантировать, что:

«Процедуры по оценке соответствия не должны разрабатываться, приниматься или применяться с целью или в качестве средства создания необоснованных барьеров в международной торговле. Это означает, помимо прочего, что процедуры оценки соответствия не должны быть более строгими или более строго применяться, чем это необходимо для того, чтобы выдать импортерам адекватное заверение в том, что продукция соответствует применяемым техническим регламентам или стандартам, принимая во внимание риски, которые возникнут из-за несоответствия».

Недоступность данных по испытаниям и признанию сертификатов соответствия у импортеров может также создать серьезные барьеры в торговле. Это часто выражается в многократных повторных испытаниях, излишних тратах времени и общем снижении конкурентоспособности импорта. Одним из путей преодоления этой проблемы является взаимное признание странами процедур оценки соответствия. Соглашение по ТБТ констатирует, что страны-участницы должны признавать результаты процедур оценки соответствия других участников Соглашения при условии, что они удовлетворены тем, как эти процедуры обеспечивают оценку соответствия с применяемыми техническими регламентами. Соглашение по ТБТ, однако, признает, что важной предпосылкой для признания процедуры оценки соответствия является взаимное доверие участников к их системам и процедурам.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

Читайте также:  Как в 2023 году зарегистрировать ИП самостоятельно - пошаговая инструкция

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия

Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На 1 января 2003 года Россия присоединилась к следующим международным системам:

— Женевское соглашение от 1955 г. по механическим транспортным средствам;

— Брюссельская конвенция по взаимному признанию испытаний клейм ручного огнестрельного оружия и патронов к нему;

— Международная система МЭК по сертификации электронных компонентов (ССЭК);

— Международная система МЭК по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования (МЭК СЭ);

— Схема МЭК по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред (МЭК Ех).

В остальных случаях процедуры признания определяются на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при оценке соответствия, приведены в приложении А.

Принципы технического регулирования

Осуществление процесса технического регулирования опирается на соблюдение следующих принципов:

  • в отношении производимой продукции и сопутствующих производственных и иных процессов применяются единые правила;
  • применяемые инструменты и сам процесс технического регулирования должны соответствовать уровню материально-технической оснащенности, научно-технического развития и развития экономики страны в целом;
  • органы, уполномоченные на проведение аккредитации и сертификации, должны осуществлять свою деятельность независимо от производителей, ритейлеров, исполнителей, потребителей;
  • механизм проведения аккредитации и ее правила едины для всех;
  • мероприятия по обязательной оценке соответствия осуществляются по единым правилам и заданным единым набором инструментария для испытаний;
  • применяемые требования технических регламентов едины для всех в независимости от типа и специфики сделок;
  • реализация процедур аккредитации и сертификации не должна приводить к ограничению конкуренции;
  • недопустимо, чтобы полномочиями по аккредитации/сертификации и полномочиями по государственному надзору обладал один и тот же орган. Исключение составляет контроль за действиями лиц, прошедших аккредитацию;
  • недопустимо, чтобы один и тот же орган был уполномочен осуществлять и аккредитацию и сертификацию;
  • недопустимо, чтобы деятельность государственных органов по надзору за соблюдением нормативов техрегламентов получала финансирование из внебюджетных источников;
  • недопустимо, чтобы одними и теми же полномочиями по проведению надзорных (контролирующих) мероприятий за соблюдением нормативов техрегламентов обладали различные органы.

Реформа российской системы стандартизации и сертификации, в первую очередь, коснулась вопроса формирования требований государства к товарам и иным объектам технического регулирования. Если ранее для разных групп товаров были установлены разные требования, закрепленные в несвязанных между собой нормативных актах, то в Законе о техническом регулировании впервые была закреплена единая система императивов в области обеспечения безопасности товаров на рынке. Следует отдельно отметить, что именно понимает закон под понятием безопасности товаров.

В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:

— объекты технического регулирования;

— терминология;

— общее положение для размещения на рынке;

— требования безопасности;

— положение о свободном перемещении;

— подтверждение соответствия;

— оценка соответствия;

— управление перечнем стандартов;

— контроль и надзор на рынке;

— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;

— переходный период.

В общем виде оценка соответствия включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию объекта и иные формы.

В техническом регламенте, как правило, содержатся требования по подтверждению соответствия продукции и осуществлению за ней государственного контроля (надзора). Вопросы, связанные с конкретным применением этих форм оценки соответствия в технических регламентах, приведены в 3.7 и в разделе 5 настоящих рекомендаций.

Другие формы оценки соответствия могут отражаться в техническом регламенте в случае, когда эти формы необходимы для достижения целей конкретного технического регламента.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 24. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона). При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:

включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных, в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

4. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях, (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

6. Оформленная по установленным, правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию оформленную в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи декларацию о соответствии.

Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством Российской Федерации.

7. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Статья 25. Обязательная сертификация

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Технический регламент

Технические регламенты определяют минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фито-санитарные меры в отношении продукции, привезенной из. отдельных стран, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Технический регламент может содержать специальные требования к товарам, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения товаров.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

В целом, на территории Российской Федерации действуют: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В специальных технических регламентах учитываются технологические и другие особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по следующим видам безопасности: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной, а также безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

Понятие о технических регламентах

Технический регламент —это новый нормативный документ, не существовавший в прежней практике, являющейся обязательным к исполнению.

В соответствии с Закономтехнический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *