Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страхование гражданской ответственности производится с целью компенсации пострадавшему денежных средств на восстановление транспортного средства и в случае получения травм, восстановление здоровья. Как выплачиваются страховые компенсации, если виноваты оба водителя. Все выплаты регламентируются ст. №12, пункт 22 Федерального закона. Эта статья, гарантирует страховые возмещения для обоих виновных в аварии. Но, при этом различается степень вины участников аварии. Может быть одинаковая и различная степень вины.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
Было | Стало |
---|---|
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …. б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)…. |
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …. б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)…. |
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.
Пример первый:
Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.
Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.
Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.
Пример второй:
Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.
Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.
Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.
Пример третий:
Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.
В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).
Практика по подобным делам в судах
Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.
Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.
Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.
В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.
В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.
Что такое обоюдная вина
Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:
- зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
- незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
- представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
- подать заявление о выплате компенсации.
При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.
Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:
- нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
- Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
- схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
- письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).
Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.
В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.
Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.
Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.
Советы, как доказать обоюдную вину:
- В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
- Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
- Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.
Действия сотрудников ГИБДД
По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:
- Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
- Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
- Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
- схема и описание о размещении автомобилей после аварии
- данные замеров между машинами от контрольных точек
- описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
- пояснение ситуации участниками ДТП
Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.
Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».
Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.
Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.
Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.
Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».
Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.
Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!
Вот и всё. Чтобы не пропустить новые полезные статьи, подпишитесь на рассылку, если вы этого ещё не сделали. А поделиться этой статьёй в соцсетях можно в один клик при помощи иконок ниже. Всем пока!
Начиная с 2014 года в законе «Об ОСАГО» появились некоторые нововведения. Теперь, если опираться на этот самый закон, степень виновности может быть двух типов: различная и равная.
12 пункт статьи говорит о том, что если виновными в происшествии являются обе стороны, то страховщик должен перевести каждому из них ту сумму в денежном эквиваленте, которую можно соотнести со степенью их виновности. Если определение виновности одной из сторон происшествия невозможно, то по умолчанию их обеих признают виновными в одинаковой степени.
Степень вины определяется в ходе судебного разбирательства. Учитывая сведения, содержащиеся в исполнительном листе, каждому водителю выплачивается соответствующее возмещение урона.
Перед началом разбирательства в суде необходимо заняться подготовкой соответствующего пакета документации. Стоит помнить, что не каждое нарушение правил движения на дороге может стать причиной для того, чтобы суд решил, что вина является обоюдной. В первую очередь используется такой принцип, как разумность. К примеру, одна из сторон происшествия забыла о ремне безопасности и не пристегнулась за рулем, а другая сторона решила выехать на «встречку». Разумеется, виновником в этом происшествии будет признан второй водитель. Если суд не состоялся, и ничьей вины признано не было, следовательно, страховщик без проблем может принять решение об отказе в возмещении урона.
Если вы уверены, что правда на вашей стороне, и другая сторона происшествия, по вашему мнению, оказала большее влияние на возникновение аварии, рекомендуем решать вопрос посредством судебных инстанций для того, чтобы выяснить, насколько виновна та или иная сторона дорожного инцидента. Если проигнорировать инициирование судебного процесса, придется довольствоваться половиной от положенной компенсации.
Когда следует обращаться к страховщику:
- обе стороны происшествия являются виновниками;
- степень виновности обоих участников не определены.
Что значит обоюдка при ДТП
Данное понятие не является официальным, поскольку отсутствует в любых законодательных актах и кодексах. Оно является разговорным и используется для объяснения событий, происходящих в ходе разбирательств по поводу виновности в ДТП каждой из сторон.
Обоюдной виной принято называть ситуации, в которых каждый участник ДТП в какой-то мере нарушил правила дорожного движения, что и привело в итоге к столкновению. Причем в этот список могут входить такие требования, как остановка в своей полосе в случае обнаружения опасности, и недопустимость маневрирования. Если пострадавший водитель инстинктивно допустил выезд на встречную полосу, ему уже может быть вменено нарушение ПДД, и вина будет обоюдной.
Итак, понятие обоюдной вины можно охарактеризовать следующим образом: это ситуация, при которой группа разбора ДТП пришла к выводу о солидарной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия каждой из сторон. В таком случае оба водителя (или больше двух, в зависимости от количества участников) получают свой собственный протокол о правонарушении и признаются виновными в совершении административного проступка.
Что делать, если страховщик отказывается платить
СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.
При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.
Основными причинами для отказа со стороны СК являются:
- существенное нарушение правил страхования (предоставление подложных документов, управление автомобилем другим лицом);
- несоблюдение или неправильное оформление ДТП.
Как доказать обоюдную вину в суде
При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:
- Получить на руки документы от ГИБДД.
- Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
- В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
- Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.
Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным
Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя. Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя. Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.
Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация. Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости. Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.
Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.
Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить. Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель. Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.
Как рассчитывается сумма ущерба
Победителей в такой ситуации практически никогда не бывает. Все дело в определении сумы ущерба, от чего в свою очередь зависят выплаты страховой компании. Если все же суд определил, что оба участника ДТП виноваты в аварии, важную роль начинает играть степень вины. По умолчанию страховые компании считают степень вины обеих участников ДТП равными – 50% на 50%. Изменить это может лишь решение суда, по которому одна сторона будет нести большую ответственность за аварию.
На практике получается довольно неприятная ситуация. Например, вы попали в ДТП и суд признал вас на 20% виновным в аварии, а другая сторона, соответственно, виновна на 80%. Если ущерб автомобилей с обеих сторон составил условные 100 тыс. рублей, вы в качестве компенсации получите 80% от положенной суммы (80 тыс. рублей), а вторая сторона – 20% (20 тыс. рублей). Вот почему, даже если обе стороны признаны виновными в аварии, так важно максимально снизить степень вины.