Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться ремонта тротуара рядом с домом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для ycкopeния пpoцecca мoжнo нaпиcaть в yпpaвляющyю кoмпaнию нaпpямyю. Узнaть мoжнo c пoмoщью caйтa «Peфopмa ЖКX», вбив aдpec cвoeгo дoмa: в peзyльтaтax пoиcкa oтoбpaзитcя нaзвaниe УК, ee тeлeфoн, aдpec и элeктpoннaя пoчтa. Oтпpaвить oбpaщeниe мoжнo зaкaзным пиcьмoм c oпиcью и yвeдoмлeниeм o вpyчeнии, либo oтнecти личнo, пocтaвив нa кoпии oтмeткy o пpинятии. B пиcьмe вaжнo yкaзaть aдpec, xapaктep пoвpeждeний и пoтpeбoвaть выпoлнить peмoнт.
Какие недостатки могут стать поводом обращения с жалобой
В ГОСТ Р 50597‑2017 (глава 5) указывается, какие недостатки требуют устранения (а соответственно, если они есть, можно писать жалобу):
- Ямы длиной больше 15 см, шириной 60 см, глубиной 5 см. Это, для сравнения, как половина ступни взрослого человека в длину.
- Волны дорожного покрытия глубже 3 см на магистральных улицах и 5 см на улицах местного значения.
- Колеи глубиной 2–3 см. Кстати, если колея больше 5 см, это уже говорит о том, что требуется капитальный ремонт.
- Разрушенные крышки люков и решетки канализации, выступы люков смотровых колодцев размером более 2 см.
Уpoвeнь 2. Нaпиcaть жaлoбy нa ямы вo двope в yпpaвляющyю кoмпaнию
Упpaвляющaя кoмпaния мoжeт пoтpeбoвaть кoллeктивнoгo зaявлeния oт жильцoв нa пpoвeдeниe peмoнтa, a тaкжe – пpи нeдocтaткe cpeдcтв нa cчeтe – дoпoлнитeльнoгo coфинaнcиpoвaния нa paбoты: нecмoтpя нa тo, чтo дeньги нa oбщeдoмoвыe нyжды eжeмecячнo взымaютcя пpи oплaтe ЖКУ c кaждoгo жильцa, cyммы мoжeт нe xвaтить. B этoм cлyчae cтoит пpoвecти ayдит yпpaвляющeй кoмпaнии и opгaнизoвaть coбpaниe coбcтвeнникoв жилья: тoлькo oнo пpaвoмoчнo пpинимaть peшeния o coфинaнcиpoвaнии. Кpoмe этoгo, coбpaниe вoльнo пpинять peшeниe o пpoвeдeнии кaпитaльнoгo, a нe ямoчнoгo peмoнтa дopoги.
Строительные и технические требования к тротуарам
В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Число полос движений пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./час тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./час – не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./час число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 метра, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 метра (п. 4.5.1).
Аналогичные нормы содержатся в распоряжении Минтранса РФ от 24.06.2002 года № ОС-557-р «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». Согласно п/п а, б п. 11.1.1. данного распоряжения, основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; организация перехода дороги пешеходами в специально оборудованных местах.
Ширина пешеходной части тротуара в зависимости от категории дорог (улиц в поселении) установлена в таблицах 8 и 9 (соответственно для городских и сельских поселений) пункта 11.5 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. № 820).
Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.
Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной
территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.
Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.
Первые часы непогоды: как не пострадать зимой
При сильных снегопадах или гололеде водителям лучше пересесть на общественный транспорт. Это позволит избежать увеличения числа дорожно-транспортных происшествий и заторов. Кроме того, снегоуборочная техника сможет быстрее расчистить дорожное полотно от снега.
Если без машины не обойтись, то стоит быть предельно внимательным за рулем, не превышать скорость, соблюдать дистанцию и не совершать резких маневров. Кроме того, не стоит оставлять машину в неположенных местах, вблизи деревьев и крыш домов.
Чтобы избежать ушибов, вывихов и переломов, пешеходам не следует надевать обувь на высоком каблуке и со скользкой подошвой. При гололеде на подошву можно наклеить лейкопластырь или изоляционную ленту. Людям пожилого возраста стоит брать на улицу трость c резиновым наконечником.
Ходить лучше вдали от проезжей части и зданий, на крышах которых часто образуются сосульки. Также стоит избегать крутых спусков и лестниц.
Оценить качество дорожного покрытия позволяет стандарт ГОСТ 50597 – 93. В документе дороги условно разделены на 3 категории (А, Б, В) в зависимости от интенсивности движения: более 3 тыс. авто в сутки, от 1 до 3 тыс. и до 1 тыс. Каждая из дорог не должная иметь каких-либо повреждений, ограничивающих скорость транспортного потока в пределах допустимой нормы.
В п. 3.1.1 ГОСТа указан допустимый объем повреждений на 1000 м2 для категорий А, Б, В — это 0,3 (1,5), 1,5 (3,5), 2,5 (7) м2 для разных времен года, поскольку в зимний период дороги не ремонтируются. Размеры отдельно расположенных ям не должны превышать размеры: 15х60х5 см, где 5 см – глубина ямы. Сопоставив стандарты с проблемой, можно понять, есть ли смысл обращаться в компетентные органы. Сроки устранения неровности колеблются от 5 до 10 дней в зависимости от сезона и категории дороги.
Если за качество покрытия во дворе отвечает жилищная управляющая компания, при обнаружении проблемы алгоритм действий будет иной, чем при обращении в госорганы. Требования ГОСТ распространяются на внутридворовые дороги, но ремонт будет производиться за счет жильцов многоквартирного дома, о чем должно упоминаться в соответствующем договоре с ЖЭУ.
Кто отвечает за ремонт дорог во дворах
Жильцы многоквартирного дома имеют в собственности не только свои квартиры, но и общедомовое имущество, в которое включается придомовая территория, места общего пользования, инженерно-коммуникационные сети. Для того, чтобы дворы и дороги возле дома перешли в собственность жильцов, необходима их официальная передача.
Если такая процедура не была проведена, территория будет считаться муниципальной собственностью. Общедомовое имущество или муниципальное также требует регулярного обслуживания, периодического ремонта, проведения работ по благоустройству, как и площадь квартир.
Обслуживание МКД занимаются Управляющие Компании, но не всегда известно, кто занимается ремонтом придомовых территорий, их озеленением? Должны это делать жильцы за свои средства или это обязанность УК, муниципальной власти? Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов является важным условием для создания комфортной и безопасной зоны вокруг дома.
Жильцы МКД не должны быть равнодушны к территории своего проживания. Она может быть качественно и на современном уровне благоустроена, озеленена. При проведении ремонтных работ не только восстанавливается покрытие тротуаров, дорог, но и создаются уютные зоны отдыха, ремонтируются площадки для мусора, парковочные места для жителей дома.
ВАЖНО! Если Управляющая Компания получает средства на обслуживание и благоустройство здания, она должна выполнять и свои обязательства, проводить ремонт в полном объеме и без задержек.
Когда УК не желает реагировать на требования жильцов и находит постоянные причины для откладывания ремонта двора, ее клиенты могут пожаловаться сначала руководителю данной организации. В жалобе следует привести аргументы для проведения ремонта и законодательные положения, касающиеся обязанностей Управляющей Компании. Руководство УК также не принимает никаких мер?
Следующая инстанция для жалобы – Жилищная Инспекция. Этот орган выдает Управляющим Компаниям лицензию на деятельность, поэтому имеет на них сильный инструмент влияния. Последний шаг — обращение в суд с подачей иска на УК и ее руководство.
Есть ли смысл подавать жалобу?
Мы уже добились подачи прокуратурой Октябрьского района г.Липецка исков в суд по 5-ти участкам с разбитыми дорогами — 3 участка ул.Стаханова и 2 участка ул.Папина.
Пять лет около нашего дома на дороге растет яма, каждый год засыпают сколом, но осенью все выбивает и яма становится все глубже, местная администрация каждый год обещает положить асфальт, но в очередной раз засыпали сколом.Что делать?Центральные дороги приводят в порядок, а наша чуть дальше .
Дороги во дворе — это частная территория, которая принадлежит самим жителям. Если у вас на придомовой территории появилась яма, то засыпать её должна либо управляющая организация (при условии, что это прописано в договоре), либо на ремонт дороги должны будут скинуться сами жильцы дома. Поэтому обратитесь в свою управляющую компанию или ТСЖ и уточните, является ли это их обязанностью.
Так же по этой дороге односельчане каждый день добираются на работу в ближайшие населенные пункты,а так же в г.Липецк и г. Лебедянь, т.к. в селе на всех рабочих мест не хватает. От этого страдают наши машины, из-за невозможности объехать, колеса наших авто попадают в ямы, что приводит к существенным поломкам, многие опаздывают на работу.
На придомовой территории ремонт может выполняться текущий и капитальный:
- Текущий подразумевает ремонтные работы, направленные на устранение повреждений, на частичное восстановление территории. Он обычно выполняется 1 раз в год. Жильцы могут сами решить (если территория находится в общедомовой собственности), какие будут выполнены процессы при текущем ремонте.
- Может выполняться частичное восстановление тротуаров, подъездных дорог, аллей. Реставрируются детские площадки и спортивные, ремонтируются ограждения, производится восстановление площадок для мусорных контейнеров, самих контейнеров.
- Капитальный ремонт подразумевает полную замену дорожного покрытия и различных элементов придомовой территории. Производится восстановление подъездных дорог, заменяются или качественно восстанавливаются ограждения, могут строиться новые детские и спортивные площадки.
Куда жаловаться, если УК не желает участвовать в ремонте дороги внутри двора МКД
Действующая практика выработала определенный алгоритм действий, если не решается вопрос с ремонтом дорожного покрытия во дворе многоквартирного жилого дома.
Запомните! Он заключается в следующем:
- подача коллективного заявления руководителю управляющей компании о необходимости проведения срочного ремонта асфальтного покрытия дорожного полотна на внутридомовой территории многоквартирного жилого дома,
- если положительной реакции не последует, необходимо направить следующую жалобу в жилищную инспекцию. Данный орган лицензирует деятельность управляющих компаний, поэтому у него найдутся соответствующие рычаги влияния,
- в некоторых случаях жильцов дома вынуждают жаловаться в местные органы власти, а также в суд.
Эффективность искового разбирательства
К сожалению эффективность судебных разбирательств с управляющими компаниями оставляет желать лучшего – лишь малая часть дел доходит до суда, на которые ответчики в большинстве случаев просто не являются, присылая уведомления о просьбе рассмотреть дело без них. В таком случае рассмотреть что-либо не представляется возможным и происходит постоянное привлечение «отписок» ответчика и бесконечные переносы суда.
Адвокат для коллективного дела дорогое удовольствие, которое не каждый из собственников сможет себе позволить.
Правильная позиция заявителей о необходимой замене дорожного полотна:
- Привлечение наибольшего количества вышестоящих органов, в которые постоянно необходимо писать жалобы на виновных лиц;
- Обнародование информации в СМИ, если дела намеренно «замораживают»;
- Постоянное привлечение внимания УК к проблеме.
Ответственные чиновники
Осуществляет контроль дорог ГИБДД. Так что первой инстанцией, куда следует направлять жалобу, является региональное отделение данного учреждения.
Однако ответственность за своевременный ремонт, качество новых дорог полностью возлагается на администрацию населённого пункта или региона. Именно с чиновников данного органа необходимо требовать должного состояния автотранспортных путей.
Обычно администрация непосредственно сама не осуществляет прокладывание и ремонт дорог, а заключает договоры с подрядчиками. Те, в свою очередь, не всегда выполняют свои договорные обязанности своевременно и качественно. Ведь в отличие от чиновников, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за некачественные дороги.
К сожалению, именно таким образом и происходят хищения денег налогоплательщиков. Такая схема злоупотребления властью довольно популярна среди чиновников администрации и происходит практически повсеместно.
При наличии подозрений и подтверждений подобных явлений необходимо обращаться в прокуратуру.
Если местные власти халатно отнеслись к своим прямым обязанностям, то верховной инстанцией в решении данной проблемы является Роспотребнадзор. Этот орган уполномочен провести полную проверку как состояния дорог, так и всех предшествующих процедур.
Подготовка к написанию жалобы
Составляя «голую» жалобу (без доказательств) вы не добьетесь от контролирующих органов ничего, кроме недоумения. Чтобы жалоба принесла нужные результаты, следует правильно к ней подготовиться
, а именно:
- Место, где произошло дорожно-транспортное происшествие или место поломки ТС из-за состояния дорог, нужно тщательно зафиксировать: сделать фотографии ямы
, в которую вы попали, со всех возможных ракурсов; сфотографировать окружающую обстановку
(имеющиеся дорожные знаки, остальное дорожное полотно, близлежащие ямы, инфраструктуру); - Сделать замеры ямы
, которая стала причиной дорожно-транспортного происшествия (ширину, глубину);
Направить жалобу можно несколькими способами. Первый и самый простой способ – это личное вручение жалобы в канцелярию соответствующего органа или ответственному чиновнику. Однако это очень долгий процесс, так как зачастую в ГИБДД, администрацию попасть можно лишь отстояв длинные очереди. А вот подразделения Роспотребнадзора имеются не во всех населённых пунктах, так что подача жалобы в данный орган лично может стоить некоторых расходов на транспорт.
Более удобным способом является направление документа через почту, письмом с обратным уведомлением. Но такой способ также занимает много времени, ведь пока письмо дойдет, уйдёт, по меньшей мере, неделя.
Поэтому наиболее быстрым и удобным способом направления жалобы является отправка через специальные порталы в сети интернет. Такие порталы есть практически у каждого государственного органа, в том числе у ГИБДД и Роспотребнадзора.
На портале ГИБДД для жалоб на качество дороги размещена специальная форма, где можно не только подать жалобу, но и указать по карте месторасположение повреждения дороги, загрузить фотографии и видеосъемки данных повреждений.