Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анна Ахматова / краткая биография». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, казалось, потрясла всех, хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет, да и болела она долго и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово, причиной смерти была названа сердечная недостаточность. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.
Творческая деятельность Анны Ахматовой
Как и первый муж Николай Гумилёв, поэтесса Анна Ахматова относила себя к акмеистам, и становление этого нового литературного течения тесно связано с их именами. Акмеизм возник в качестве противопоставления символизму — его определяли как «искусство точно выверенных и взвешенных слов». Опираясь на основные принципы акмеизма, Ахматова создала уникальный поэтический стиль — живой и наполненный чувствами.
В числе сборников поэтессы: дебютная книга «Ветер» (1912), сборник «Белая стая» (1917), вобравший в себя переживания, вызванные революцией; сборник «Из шести книг» (1940), который был написан перед очередным периодом «забвения» и другие. Среди наиболее значимых произведений Ахматовой знаменитая поэма «Реквием», отразившая «ужас Большого террора» 1930-х годов (в тот же период был приговорён к 5 годам в лагерях её сын).
Важное место в творчестве поэтессы занимает «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет. Она отразила в ней воспоминания о Серебряном веке как о времени её юности и становления как поэта. Начатая ещё в 1940-х, поэма долго дорабатывалась — текст был отдан в печать только в 1962 году. Однако в СССР поэма была опубликована через 12 лет. Ахматова также является автором статей о Пушкине и Лермонтове.
Несмотря на то, что долгие годы Анна Ахматова была в числе опальных поэтов и многие стихи были опубликованы лишь посмертно, уже при жизни её считали классиком и читали не только в России, но и за рубежом. В 1960-х она была номинирована на Нобелевскую премию и стала лауреатом одной из итальянских литературных премий. Кроме того, поэтессе была присуждена докторская степень в Оксфорде. Сегодня её стихи переведены на многие языки мира.
Произведения Анны Ахматовой
-
1965
Бег времени
-
1963
Requiem. Мюнхен.
-
1966
Requiem. Тель-Авив.
-
1961
Стихотворения. 1909—1960.
-
1958
Стихотворения. М.
-
1943
Избранное. Стихи. Ташкент.
-
1922
Anno Domini MCMXXI
-
1921
Подорожник
-
1917
Белая стая
-
1914
Чётки
-
1912
Вечер
Вперед к новым знаниям
Получив хорошее домашнее образование и выучив французский язык, Анна поступила на обучение в Мариинскую гимназию для женщин. В 16 лет девушке пришлось уехать с матерью в Евпаторию, так как родители развелись. Анна очень тосковала по Петербургу, этот город полюбился её.
Это неудивительно, ведь Санкт-Петербург просто пропитан духом литературы и творчества. Аня начала писать стихи уже в 11 лет. Вдохновила её на это мама, которая часто читала детям произведения Некрасова и Державина. Юная девушка также не обошла стороной и полюбила творчество гениев русской литературы Лермонтова и Пушкина.
В Евпатории Анна Горенко продолжила учебу вначале на дому – так она завершила обучение в предпоследнем гимназическом классе, а последний окончила в киевской Фундуклеевской гимназии. После гимназии девушка решила продолжить своё образование и поступила на Высшие курсы для женщин.
Анна Ахматова – личная жизнь
Анна выглядела очень эффектно – её красота была величественной, необычной, «ордынская» внешность с характерной горбинкой на носу, горделивая царственная осанка вызывали восхищение как у публики, так и у представителей мужской её половины. Девушка обладала поразительной природной пластикой. Её глаза непостижимым образом могли менять свой цвет – серые, зеленые, небесно-голубые.
В жизни поэтессы было три замужества, и ни одно из них так и не принесло ей счастья и покоя. Их сопровождала сумбурность и даже измены как с одной, так и с другой стороны.
Первое замужество Анны состоялось в 1910 году с Николаем Гумилевым, известным в ту пору поэтом. Именно он впервые ввел её в литературную среду Санкт-Петербурга, где она сразу была замечена, а затем помог выходу в свет её первого поэтического сборника «Вечер». Но сам он не считал жену талантливой и удивлялся столь быстрому успеху её.
В 1912 году у них родился сын Левушка, и это единственный ребенок Ахматовой. У Николая, несмотря на любовь к жене, был внебрачный ребенок. После революции, в 1918 году, пара развелась.
Малоизвестные факты из жизни великой поэтессы
Некоторые моменты биографии женщины звучат крайне редко. К примеру, не многим известно, что в юном возрасте из-за перенесенной болезни (вероятно, из-за оспы), девочка некоторое время имела проблемы со слухом. Именно после перенесенной глухоты она начала сочинять стихи.
Еще один интересный эпизод из ее биографии: на венчании Анны и Николая Гумилева не присутствовали родственники жениха. Они были убеждены, что брак не продержится долго.
Существуют догадки, что у Ахматовой был роман с художником Амадео Модильяни. Девушка очаровала его, но чувства не были взаимны. Кисти Модильяни принадлежит несколько портретов Ахматовой.
Всю свою жизнь Анна вела личный дневник. Его нашли только спустя 7 лет от смерти талантливой поэтессы.
Анна Ахматова оставила после себя богатейшее творческое наследие. Ее стихи любят и перечитывают раз за разом, о ней снимают фильмы, ее именем называют улицы. Ахматова – это псевдоним, за которым стоит целая эпоха.
В творчестве Анны Ахматовой можно выделить два периода, границей между которыми стала Великая Отечественная война. Так, в любовном стихотворении «Небывалая осень» (1913 год) она пишет о покое и о нежности встречи с любимым человеком. Данное произведение отражает веху спокойствия и мудрости в поэзии Ахматовой. В 1935-1940 гг. она работала над поэмой, состоящей из 14 стихотворений — «Реквием». Данный цикл стал своеобразной реакцией поэтессы на семейные потрясения – уход из дома мужа и любимого сына. Уже во второй половине творчества, в начале Великой Отечественной войны, были написаны такие сильные гражданские стихотворения как «Мужество» и «Клятва». Особенности ахматовского лиризма заключаются в том, что поэтесса в своих стихотворениях рассказывает историю, в них всегда можно заметить некое повествование.
Темы и мотивы лирики Ахматовой также разнятся. Начиная творческий путь, автор говорит о любви, теме поэта и поэзии, признании в обществе, межличностных отношениях между полами и поколениями. Она тонко чувствует природу и мир вещей, в ее описаниях каждый предмет или явление обретает индивидуальные черты. Позже Анна Андреевна сталкивается с небывалыми трудностями: революция сметает все на своем пути. В ее стихах появляются новые образы: времени, революции, новой власти, войны. Она расстается с мужем, впоследствии его осудили на расстрел, а их общий сын всю жизнь мотается по тюрьмам из-за своего происхождения. Тогда автор начинает писать о материнском и женском горе. В преддверии Великой Отечественной войны поэзия Ахматовой приобретает гражданственность и патриотический накал.
Сама лирическая героиня не меняется с годами. Конечно, горе и потери оставили рубцы на ее душе, женщина со временем пишет еще более пронзительно и жестко. Первые чувства и впечатления сменяются зрелыми размышлениями о судьбах отечества в непростые для него времена.
Анна появилась на свет 23 июня 1889 года вблизи города Одессы, на тот момент семья проживала в районе Большой Фонтан. Её настоящая фамилия – Горенко. Всего в семье родилось шестеро детей, Аня была третьей. Отец – Андрей Горенко – по происхождению дворянин, служил на флоте, инженер-механик, капитан 2-го ранга. Когда родилась Аня, он уже был в отставке. Мама девочки, Стогова Инна Эразмовна, приходилась далёкой родственницей первой в России поэтессы Анны Буниной. Материнские корни уходили глубоко к легендарному ордынскому хану Ахмату, отсюда Анна и взяла свой творческий псевдоним.
На следующий год после того, как родилась Аня, семья Горенко уехала в Царское Село. Здесь, в небольшом краешке пушкинской эпохи, прошло её детство. Познавая окружающий мир, девочка с ранних лет видела всё то, что описывал в своих стихах великий Пушкин – водопады, зелёные великолепные парки, выгон и ипподром с маленькими пёстрыми лошадками, старый вокзал и чудную царскосельскую природу.
На лето каждый год её увозили под Севастополь, где все дни она проводила с морем, она обожала это черноморское приволье. Она могла купаться во время шторма, прыгала с лодки в открытое море, бродила по берегу босиком и без шляпы, загорала до того, что начинала облазить кожа, чем неимоверно шокировала местных барышень. За это её прозвали «дикой девочкой».
Чтению Аня обучалась по азбуке Льва Толстого. В пятилетнем возрасте, слушая, как учительница занимается со старшими детьми французским языком, она научилась на нём говорить.
Обучение Анна Ахматова начала в Царском Селе в Мариинской гимназии в 1900 году. В начальных классах она училась плохо, потом подтянула успеваемость, но всегда учёба давалась ей неохотно. Проучилась она здесь 5 лет. В 1905 году развелись родители Анны, дети болели туберкулёзом, и мать увезла их в Евпаторию. Этот город запомнился Ане чужим, грязным и грубым. Год она училась в местном учебном заведении, после чего продолжила учёбу в Киеве, куда уехала с мамой. В 1907 году она закончила обучение в гимназии.
В 1908 году Анна стала учиться дальше на Киевских высших женских курсах, отделение выбрала юридическое. Но юриста из Ахматовой не получилось. Положительная сторона этих курсов сказалась для Ахматовой в том, что она выучила латынь, благодаря этому впоследствии овладела итальянским языком и могла в подлиннике читать Данте.
В 1911 году Ахматова и Гумилев вернулись в Петербург, где Анна поступила на петербургские женские курсы. Вскоре вышла ее первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА — стихотворение «Старый портрет» во «Всеобщем журнале» в 1911 году. О том времени Анна позже писала: «…Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь…»
Вскоре первое публичное выступление в литературном кабаре «Бродячая Собака» принесло юной поэтессе известность. Петербургской литературной публикой был благосклонно воспринят первый сборник стихов Ахматовой «Вечер», вышедший в начале марта 1912 года.
Отношения с мужем у Анны Ахматовой были сложными. Женитьба на Анне Горенко так и не стала победой для Николая Гумилева. Как выразилась одна из подруг Ахматовой того периода, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место.
Да и для Гумилева оказалось совсем не просто совместить в сознании образ Прекрасной Дамы с образом жены и матери.
И уже через два года после женитьбы Гумилев завел серьезный роман.
Легкие увлечения случались у Гумилева и раньше, но в 1912 году Гумилев влюбился по-настоящему. Сразу после возвращения из Африки Гумилев посетил имение своей матери, где столкнулся со своей племянницей — молодой красавицей Машей Кузьминой-Караваевой. Его чувство не осталось без ответа.
В годы войны наряду с публицистическими стихами «Клятва» и «Мужество» Ахматова написала несколько произведений более крупного плана. В которых она осмысливала всю прошедшую историческую громаду революционного времени. И вновь возвращалась к эпохе 1913 года, заново пересматривала ее, судила, многое — прежде дорогое и близкое решительно отбрасывала, и искала истоки и следствия.
Это не был уход в историю, а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны, своеобразное, свойственное тогда не ей одной. Историко-философское осмысление, развернувшейся на ее глазах грандиозной войны.
В годы войны читатели знали в основном стихи «Клятву» и «Мужество», которые печатались в газетах и обратили на себя общее внимание. Как некий редкий пример газетной публицистики у такого камерного поэта, каким была в восприятии большинства Ахматова предвоенных лет.
Но помимо этих прекрасных публицистических произведений, полных патриотического воодушевления и энергии. Она написала немало других, уже не публицистических, но тоже во многом новых для нее вещей. Таких, как стихотворный цикл «Луна в зените», «На Смоленском кладбище», «Три осени», «Где на четырех высоких лапах…», «Предыстория». И в особенности фрагменты из «Поэмы без героя», начатой еще в 1940 году, но озвученной в годы войны.
Забвение, воскрешение и смерть
Последнее крупное произведение Ахматовой «Поэма без героя» пишется и правится с 1940 по 1965 год, в неё поэтесса вторично (после Реквиема) прощается с друзьями и эпохой. После войны и до момента смерти поэтесса не обласкана милостями властьдержащих, про неё словно забыли и она сама начинает забывать о себе, посвящая стихам всё меньше и меньше времени.
Восстановление в Союзе писателей в 1951 году уже мало значит для поэтессы, возможно, Анну Андреевну Ахматову больше порадовал домик в Комарово, который выделили ей в 1955 году. Там она нашла своё уединение, и ограничила круг общения. После 51 года Ахматову начинают снова печатать в СССР, но очень выборочно
Поэтессу в 1962 году выдвигают на Нобелевскую премию, но она проходит мимо, хотя это и факт международного признания. В 1964 году Ахматова получает литературную премию в Риме, а в 1965 стала доктором литературы в Оксфордском университете.
Сейчас вы стали понимать, кто такая Анна Ахматова, как проходило её становление как поэта и какой вклад она внесла в развитие русской и советской поэзии.
Миф десятый: Ахматова — поэт, ее нельзя называть поэтессой
Часто обсуждения творчества Ахматовой или иных аспектов ее биографии заканчиваются жаркими терминологическими спорами — «поэт» или «поэтесса». Спорящие небезосновательно ссылаются на мнение самой Ахматовой, подчеркнуто называвшей себя поэтом (что зафиксировали многие мемуаристы), и призывают продолжать именно эту традицию.
Однако стоит помнить о контексте употребления этих слов век назад. Поэзия, написанная женщинами, только начинала появляться в России, и к ней редко относились всерьез (см. характерные названия рецензий на книги женщин-поэтов начала 1910-х годов: «Женское рукоделие», «Любовь и сомнение»). Поэтому многие женщины-литераторы или выбирали себе мужские псевдонимы (Сергей Гедройц Псевдоним Веры Гедройц., Антон Крайний Псевдоним, под которым Зинаида Гиппиус печатала критические статьи., Андрей Полянин Имя, взятое Софией Парнок для публикации критики.), или писали от лица мужчины (Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьева). Творчество Ахматовой (и во многом Цветаевой) полностью изменило отношение к поэзии, создаваемой женщинами, как к «неполноценному» направлению. Еще в 1914 году в рецензии на «Четки» Гумилев делает символический жест. Назвав несколько раз Ахматову поэтессой, в конце отзыва он дает ей имя поэта: «Та связь с миром, о которой я говорил выше и которая является уделом каждого подлинного поэта, Ахматовой почти достигнута».
Биография по датам великой поэтессы подробно расписана на сайте Википедия. Там изложена краткая биография Ахматовой со дня рождения Анны до момента смерти, описаны ее жизнь и творчество, а также интересные факты из ее жизни. Это очень важно, поскольку для многих имя Ахматовой мало о чем говорит. А на этом сайте можно увидеть список произведений, с которыми захочется ознакомиться.
Продолжая рассказ о жизни Ахматовой, нельзя не рассказать о ее путешествии в Италию, которое переменило ее судьбу и значительно повлияло на ее дальнейшее творчество. Дело в том, что в этой стране она встретилась с итальянским художником Амедео Модильяни. Ему Анна посвятила множество стихов, он же в свою очередь написал ее портреты.
Это интересно! Кем был Максим Горький: творчество и биография кратко
В 1917 году выходит третья книга – «Белая стая», тираж ее превзошел все предыдущие книги. Популярность ее росла с каждым днем. В 1921 году вышли сразу два сборника: «Подорожник» и «В лето Господне 1921». После этого наступает длительная пауза в издательстве ее стихов. Дело в том, что новая власть посчитала творчество Ахматовой «антисоветским» и наложила запрет на него.
Начало поэтического пути
Литература была для неё всем. Своё первое стихотворение Анна сочинила в возрасте 11 лет. Во время учёбы в Царском Селе она познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым, который оказал немалое влияние на выбор ею своего будущего. Несмотря на то, что отец Анны скептически относился к её увлечению поэзией, девушка не переставала сочинять стихи. В 1907 году Николай помог в публикации первого стихотворения «На руке его много блестящих колец…» Стих вышел в издававшемся в Париже журнале «Сириус».
В 1910 году Ахматова стала женой Гумилёва. Они обвенчались в церкви под Днепропетровском и уехали в медовый месяц в Париж. Оттуда вернулись в Петербург. Сначала молодожёны жили с матерью Гумилёва. Только через пару лет, в 1912 году, переехали в маленькую однокомнатную квартиру в Тучковом переулке. Небольшое уютное семейное гнёздышко Гумилёв и Ахматова ласково называли «тучкой».
Ахматова, Анна Андреевна
Родилась 23 июня 1889 г. в одесском пригороде Большой Фонтан, в дворянской семье. Ее отец — Андрей Антонович Горенко (1848-1915), капитан 2-го ранга в отставке, служил в корпусе инженер-механиков Черноморского флота, был преподавателем Морского училища в Петербурге, в 1890 г. поступил на гражданскую службу в Государственный контроль, в 1905 г. вышел в отставку в чине статского советника. Мать — Инна Эразмовна (урожденная Стогова, 1856-1930), потомственная дворянка, состояла в отдаленном родстве с поэтессой Анной Буниной (1774-1829).
В качестве литературного псевдонима выбрала фамилию прабабушки по материнской линии, которую считала принадлежащей к роду ордынского хана Ахмата, потомка Чингисхана (официально изменила фамилию на Ахматову в 1926 г.).