Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Тверь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в
Кто может получить субсидию вне очереди
Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:
- Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
- Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.
Почему могут отказать в предоставлении льготы?
Отказать могут по следующим причинам:
- Пакет документов собран не в полном объеме;
- Сведения даны неправильно или неправдиво;
- Семья ранее уже участвовала в других программах;
- Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
- Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
- Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.
Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.
Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.
Кто может претендовать на улучшения
Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :
- Малоимущие граждане
Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,
- инвалиды,
- ветераны войны,
- несовершеннолетние дети и сироты,
- герои СССР, герои РФ,
- работники спасательных служб, служащие полиции,
- граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
- граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
- граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
- граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.
I. Категория «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица»
ВОПРОС:
Могут ли принять участие в подпрограмме дети граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в случае достижения ими возраста 18 (23) лет.
ОТВЕТ:
В данном случае детей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в первую очередь должны отвечать требованиям части четвертой статьи 14, части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом по смыслу указанных положений Закона Российской Федерации усматривается, что на семьи умерших граждан из числа указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которую имели сами эти граждане.
ВОПРОС:
Имеют ли право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы граждане Российской Федерации, вставшие на жилищный учет в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, переселенные с загрязненных территорий Республики Украины и Республики Белоруссии пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС? /font>
ОТВЕТ:
Данные граждане претендуют на обеспечение жильем в рамках Закона № 1244-1 как относящиеся к категориям, указанным в п.п. 6, 11 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1:
-граждане, переселенные, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей;
-граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Данным гражданам, выехавшим с территорий Республики Беларусь, Украины выданы соответствующие удостоверения российского образца, в которых указано, что они имеют право на получение компенсаций и мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом.
В соответствии со статьей 49 Закона № 1244-1 «Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом».
Государственный строительный надзор
ВОПРОС:
Что является предметом государственного строительного надзора?
ОТВЕТ:
В соответствии с ч.2 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ВОПРОС:
С какого момента осуществляется государственный строительный надзор?
ОТВЕТ:
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
ВОПРОС:
Какие документы представляет застройщик (технический заказчик) при направлении в орган государственного строительного надзора извещения о начале строительства?
ОТВЕТ:
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
ВОПРОС:
Необходимо ли проводить экспертизу проектной документации для строительства объекта индивидуального жилищного строительства?
ОТВЕТ:
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
ВОПРОС:
В каких случаях не требуется получение разрешения на строительство?
Основания для присвоения статуса
В ЖК РФ (ст. 51) предусмотрено четыре категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий при государственной поддержке:
- Не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма помещений социального использования. Не являющиеся собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника.
- Проживающие в помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям. Например, если жилье было признано аварийным.
- Являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, собственниками или членами семьи собственника жилого помещения, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы. Сейчас это – 15 кв.м. на одного члена семьи. Например, если семья из трех человек проживает в квартире площадью 45 кв.м, то встать на учет по улучшению жилищных условий она не может. В некоторых регионах учетные нормы могут немного различаться. Если у гражданина или членов его семьи есть несколько помещений, занимаемых по договору социального найма, принимается во внимание их общая площадь. Но при этом квартира или дом должны находиться в одном городе. Если, например, одна квартира находится в Москве, а вторая в Саратове, их площадь суммироваться не будет.
- Проживающие в одном помещении с хронически больными людьми, при этом не имеющие иного помещения, используемого по договору социального найма. Перечень заболеваний определяется федеральным органом исполнительной власти.
В первую очередь рассматриваются заявления от таких категорий граждан:
- Жилье которых было признано непригодным для дальнейшего проживания и не подлежит реконструкции.
- Страдающие тяжелыми заболеваниями в хронической форме.
Основания для исключения из списка очередников
В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:
- Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
- Рост среднемесячного дохода семейной пары;
- Смена статуса малоимущего;
- Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
- Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
- Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
- Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.
Перечень документов для регистрации очереди
Постановка на учёт на улучшение условий проживания в Твери (Центральный район) возможна только в регионе постоянной регистрации гражданина. Сама процедура состоит из двух этапов. Для получения статуса малоимущей семьи необходимо подготовить:
- заявление;
- общегражданский паспорт гражданина РФ;
- нотариально заверенную доверенность, если документы подаются уполномоченными лицами;
- свидетельство о регистрации брака/развода;
- документы, подтверждающие факт постоянной регистрации;
- при наличии недвижимости, правоустанавливающие бумаги, подтверждающие право собственности, и выписку о кадастровой стоимости;
- для владельцев автомобиля — ПТС и отчёт о его оценке;
- справку о доходах всех трудоспособных членов семьи за последние 12 месяцев;
- справку о сумме пособий, если такие были получены членами семьи за последний год;
- декларации о доходах физических лиц за прошедший год завизированные печатью Налоговой инспекции.
Список требуемых документов может быть различным в зависимости от региона страны подачи заявления.
Чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий, следует подготовить:
- заявление;
- паспорт;
- справку о составе семьи;
- для зарегистрированных в частном секторе в Твери (Центральный район), выписку из домовой книги;
- договор социального найма, при его наличии;
- данные, подтверждающие, что существующие условия проживания требуют улучшения;
- справку о присвоении статуса малоимущей семьи;
- свидетельства, подтверждающие право собственности на жилую недвижимость;
- медицинские свидетельства о наличии тяжёлого хронического заболевания.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:
- отсутствием у людей достойных условий проживания;
- наличием дополнительного статуса малоимущих.
Постановка в очередь на получение квартиры
Лица, обратившиеся к властям, получают возможность встать в очередь на получение квартиры. Каждое из них получает уникальный номер, под которым будет числиться в общем списке претендентов на улучшение жилищных условий.
Как только постановка в очередь состоится, лица, признанные нуждающимися, в период ожидания, которое, к слову, может длиться годами, должны подготовиться к тому, что теперь им ежегодно придется подавать пакет документов по определенному перечню на проверку.
Данный пакет документов будет представлен бумагами, отражающими реальное финансовое положение семьи, а также актуальные условия их проживания.
Таким образом, если за время ожидания граждане самостоятельно улучшат собственное положение, то право на получение помощи от государства у них будет отобрано, и из очереди они также окажутся исключены. Даже если впоследствии положение дел опять ухудшится, в очередь им придется вставать повторно.
Список претендентов на получение жилья
Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).
Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики.
Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:
- Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
- Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
- Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
- Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.
Законодательные основы поддержки
Если условия проживания не соответствуют нормам, гражданин вправе рассчитывать на государственную поддержку в виде пособия или нового жилья. Для этого необходимо оформить статус нуждающегося, встать в очередь на получение помощи.
Право на присвоение статуса определено ГК РФ:
- согласно ст. 49 на учет обязательно ставятся малоимущие семьи и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ряд категорий вправе получить временное жилье);
- в ст. 51 приводится список граждан, которые могут считаться нуждающимися в получении помощи для решения жилищного вопроса.
Согласно ЖК РФ при обеспечении граждан жильем (заключении договора социального найма) используются «нормы предоставления» и «учетные нормы». Обе величины устанавливаются местными администрациями, поэтому различаются в зависимости от региона.
Порядок присвоения статуса нуждающегося в решении жилищного вопроса
Подтверждение статуса нуждающегося напрямую зависит от уровня общих доходов гражданина или семьи. Такая семья должна иметь общий бюджет ниже прожиточного минимума и входить в одну из категорий, перечисленных в ЖК РФ (недостаток площадей на одного человека, проживание в коммунальной квартире или с тяжело больным соседом и т.д.).
Как получить статус нуждающейся семьи, гражданина?
- Подготовить пакет документов (перечень необходимых бумаг устанавливается в каждом субъекте РФ самостоятельно).
- Собранные бумаги предоставить в местную администрацию или МФЦ, заполнить заявление о включении в очередь, получить расписку о принятых документах.
- Дождаться решения (срок рассмотрения составляет не более 30 дней с момента подачи запроса в администрацию или МФЦ), после изучения документов в течение 3 недель заявителю должно быть отправлено письменное уведомление с причинами отказа или присвоенным номером в очереди.
- Гражданин ожидает, когда подойдет его очередь.
На последнем этапе льготнику вручают справку, подтверждающую его статус и права. На основе данной бумаги гражданин сможет получить государственную помощь в получении жилья. Справка должна содержать паспортные данные заявителя и всей его семьи, информацию о жилплощади, на которой все зарегистрированы (площадь, технические характеристики, общее состояние, безопасность, соответствие санитарным нормам).
Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:
а) малоимущими;
б) нуждающимися в предоставлении жилья.
Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.
Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.
Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.