К чему относится антифриз по бухгалтерии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К чему относится антифриз по бухгалтерии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Горюче-смазочные материалы — это ресурсы, у которых есть материальная форма и которые предназначены для потребления в процессе работы компании. В бухучете ГСМ относят к материальным запасам: операции с ними проводят по нормам ФСБУ 5/2019.

К чему относится антифриз и другие спецжидкости

В федеральном стандарте напрямую не указано, к какой категории относятся тормозная жидкость, антифриз и другие спецжидкости. Но в ФСБУ 5/2019 приведены критерии, по которым материалы являются частью запасов, — если их потребляют не больше 12 месяцев или в рамках обычного операционного цикла (п. 3 ФСБУ 5/2019).

Обычно к материалам относят:

  • сырье;
  • основные и вспомогательные материалы, при помощи которых изготавливают товары, выполняют работы и услуги;
  • полуфабрикаты;
  • стройматериалы;
  • комплектующие;
  • ГСМ;
  • канцелярию, хозтовары и другие ТМЦ.

А к горюче-смазочным материалам относится не только топливо (бензин, дизель, керосин), но и различные технические жидкости для транспорта — дизельное и автотракторное масло, тосол или антифриз, сжатый и сжиженный газ для моторного топлива. То есть в группу ГСМ включают все спецжидкости, которые нужны для работы транспорта:

  • легковых авто и грузовиков;
  • автобусов и микроавтобусов;
  • тягачей и самосвалов;
  • фургонов;
  • кранов, погрузчиков и других специализированных машин.

Важность учета топлива на предприятиях

В рыночных условиях при высокой конкуренции в большинстве сфер деятельности определяющим фактором становится не только качество товаров или услуг, но и их стоимость. Себестоимость продукции или оказываемых услуг с использованием (легковых, грузовых авто, спецтехники) напрямую зависит от рационального использования материальных ресурсов, а именно — горюче-смазочных материалов.

Расход бензина или дизельного топлива, моторного масла, а также масла в гидравлике машин и спецтехники, проведение регулярного техобслуживания и текущего ремонта авто требует затрат, которые учитываются на предприятии и отражаются при ведении бухгалтерского, налогового учета. Наличие ошибок в отчетной документации, несоответствии бухгалтерских проводок реальным расходам на горюче-смазочные материалы приводит к снижению эффективности деятельности предприятия, проблемам с бухучетом, налогообложением.

Контроль осуществляется как по закупленному топливу, так и фактически истраченному с учетом путевых листов. Именно путевые листы остаются эффективным способом отслеживания полученного и израсходованного бензина, дизельного топлива при пользовании транспортным средством непосредственно в служебных, а не личных целях.

Необходимо проводить объективную оценку расходов на ГСМ с учетом всех факторов. Так, нормы расхода бензина или дизтоплива составляются с учетом дорожных, климатических условий, особенности поездок (грузоперевозки, пассажирские перевозки), специфики движения (в условиях города с частыми пробками, светофорами, на трассе, в смешанном цикле). Общий расход топлива включает не только израсходованный бензин на пробег, но и топливо на транспортные работы, обкатку машины после проведения ремонта и техобслуживания. Зимой учитываются надбавки, поскольку реальное потребление топлива возрастает.

Счета, применяемые для учета ГСМ

Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:

0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»

0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»

ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):

  • из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
  • из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
  • из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.

Эксплуатационные характеристики антифриза и тосола

Водители-практики с большим стажем работы рекомендуют использовать в качестве охладителя антифриз и приводят следующие преимущества его применения:

  • антифриз отличается высокой стабильностью своих качественных показателей,
  • имеет отличную совместимость с пластиками,
  • длительный срок использования. Замена антифриза производится после пробега 250 тысяч км,
  • во время работы не создает защитный слой, который ухудшает теплопередачу, не наблюдается никаких отложений в радиаторах,
  • охлаждающая жидкость стабильно работает при высоких температурах. Комплектующие узлы хорошо защищены от воздействия высоких температур,
  • обеспечивает защиту водяному насосу, чем продлевает срок его службы,
  • максимально защищает от кавитации гильзы цилиндров,
  • состав антифриза отличается экологической чистотой ингибиторов коррозии.

В бухгалтерском учете ГСМ отражают по счету 0 105 33. Поступление по договору от продавца отражается проводкой:

  • Д/т 0 105 33 343 К/т 0 302 34 374 – на сумму стоимости ГСМ.

Если приобретение топлива осуществляется водителем на АЗС за наличный расчет, т. е. на подотчетные средства, то бухгалтер сделает запись:

  • Д/т 0 208 34 567 К/т 0 201 34 610 – на сумму выданных под отчет средств;
  • Д/т 0 105 33 343 К/т 0 208 34 667 – на сумму приобретения ГСМ по авансовому отчету.
Читайте также:  Водоканал штрафы за незаконное подключение

Списание ГСМ на текущие нужды учреждений производится по кредиту счета 0 105 33 443:

  • в казенном учреждении проводкой Д/т 401 20 272 К/т 0 105 33 443;
  • в бюджетном/ автономном – Д/т 0 109 60 272 К/т 0 105 33 443.

Значение правильного учета расходов на антифриз и ГСМ

Правильное учетническое отражение расходов на антифриз и горюче-смазочные материалы (ГСМ) имеет важное значение для эффективного ведения бухгалтерии. Это позволяет контролировать расходы, оптимизировать закупки и обеспечить точность финансовой отчетности.

Основными методами учета расходов на антифриз и ГСМ является их оприходование и учет в учетной системе. Для этого необходимо иметь соответствующие документы, которые подтверждают факт прихода и использования данных материалов.

  • При оприходовании антифриза и ГСМ необходимо учитывать такие параметры, как количество товара, его стоимость и срок годности.
  • Если товар просрочен или поврежден, необходимо его уценить и оприходовать с учетом уценки.
  • В случае арендованного транспорта или автомобилем, расходы на антифриз и ГСМ учитываются отдельным образом в соответствии с бюджетной классификацией.
  • Для избежания проблем с государственными инспекциями и проверками, необходимо вести документацию и учесть сроки годности антифриза и ГСМ.

Правила учета расходов на антифриз и ГСМ регламентируются законодательством и счетно-аналитическими инструкциями. Например, «1С:Бухгалтерия» предоставляет возможность вести учет расходных материалов и товаров.

Примером правильного учета расходов на антифриз и ГСМ может служить следующая схема:

  1. При получении антифриза или ГСМ, они оприходовываются в учетной системе, например, в программе «1С:Бухгалтерия».
  2. При использовании данные расходы относят к соответствующим статьям затрат, которые регламентируются бюджетной классификацией.
  3. При уценке или уничтожении поврежденного или просроченного товара, его стоимость относится к соответствующей статье затрат.
  4. Расходы по антифризу и ГСМ учитываются в бухгалтерии и включаются в расходы на транспорт и обслуживание автомобилей в соответствии с бюджетной классификацией.

Таким образом, правильное учетное отражение расходов на антифриз и ГСМ позволяет контролировать затраты, избежать проблем с госорганами, оптимизировать закупки и обеспечить точность финансовой отчетности.

Применение КОСГУ и КВР в бухучете

Коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) применяются в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н.

Выбор, какие КВР и коды КОСГУ применяются, зависит от условий покупки топлива.

В соответствии с приказом № 209н увеличение стоимости ГСМ отражается по КОСГУ 343. В соответствии с таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году (начало действия — 11.03.2022), допускается использование этой подстатьи с КВР:

  • 220 — закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
  • 221 — обеспечение топливом и ГСМ в рамках гособоронзаказа;
  • 244 — прочая закупка товаров, работ и услуг.

Как распределяются расходы на бензин по КОСГУ и КВР по таблице соответствия:

Вид расходов КОСГУ
Код Наименование Код Наименование
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
221 Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа 222 Транспортные услуги
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
226 Прочие работы, услуги
229 Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
310 Увеличение стоимости основных средств
343 Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов
224 Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа 226 Прочие работы, услуги

Поступление ГСМ по авансовому отчету

Чтобы отразить самостоятельную покупку водителем бензина за наличность, выданную ему, оформляем авансовый отчет. При этом сначала необходимо оформить выдачу денежных средств подотчетному сотруднику. Выдача денег из кассы фиксируется документом «Выдача наличных» с видом операции «Выдача подотчетному лицу».

Теперь создадим сам «Авансовый отчет» через «Банк и касса» — «Авансовые отчеты».

С помощью кнопки «Создать» создаем новый документ, в котором заполняем первую закладку «Авансы»: фиксируем документ выдачи аванса (у нас «Выдача наличных»), а внизу – прикрепленных к отчету документов. Далее переходим к заполнению табличной части, в которой подбираем приобретенную номенклатуру (Бензин Аи-95), указав количество и цену.

Таким образом, мы оприходовали ГСМ через авансовый отчет. Его проводки – Дт. 10.3 — Кт. 71.01. Нажав кнопку «Печать» получаем печатную форму документа.

Ведение учета ГСМ в «1С: Бухгалтерия 8.3»: основные способы и тонкости операций

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в компании ведется с использованием автоматизированных программных комплексов «1С». Рассмотрим подробнее, как учитываются расходы на ГСМ в бухучёте в «1С: Бухгалтерия 8.3». Для этого выделим основные этапы для приобретения и списания горюче-смазочных материалов за наличные и для учета топлива по путевым листам.

Приобретение/списание за наличные

При учете ГСМ в «1С: Бухгалтерия 8.3» отражают 3 операции: выдача наличных работнику на покупку топлива, оприходование и списание по путевым листам.

  • Выдача денег . Для выдачи необходимо оформить денежные средства в подотчет. Для этих целей во вкладке «Банк и касса» выбираем «Кассовые документы» и потом «Выдача». В качестве вида операции следует указать «Выдача подотчетному лицу». Заполняются все поля формы, в том числе автоматически (значения берутся из справочников). По завершению заполнения традиционно осуществляется проводка («Провести») с формированием Расходного кассового ордера и сама проводка. Печатную форму РКО можно получить, нажав на кнопку «Печать».
  • Оприходование . Работник получил деньги, купил на них ГСМ и предоставил в бухгалтерский отдел авансовый отчет. Теперь необходимо оприходовать бензин в программе. Во вкладке «Касса и банк» следует перейти в «Авансовый отчет». Далее создается отчет с указанием подотчетного лица, других данных, включая сведения из «Выдачи денег». Во вкладке товары выбирается созданная до этого позиция (например, «Бензин АИ-98»). Счет учета — 10.03. В зависимости от того, как и кем была совершена продажа и покупка бензина, указывается 18% НДС или без налога на добавленную стоимость. При необходимости после проведения документа можно ознакомиться с бухгалтерскими проводками, формируемыми автоматически.
  • Списание . Операции по списанию проводят в соответствии с заполненными путевыми листами. Оптимальным вариантом для этого является использование готового документа «Требование-накладная», а не «Операция, введенная вручную». Необходимо перейти в «Производство», а затем создать новый документ. Далее заполняется стандартная форма. Единственное, что в «Материалах» потребуется добавить требуемые ГСМ, указать количество по путевому листу и счет (Топливо — 10.03). Не забудьте заполнить все поля вкладки «Счет затрат».
Читайте также:  Можно ли прописаться без зеленки

Учет по топливным картам

Если предприятие покупает бензин или дизельное топливо по топливным картам, то процесс учета ГСМ будет иным, чем при приобретении за наличные. Бухучет горюче-смазочных материалов выполняется в следующей последовательности:

  • Предоплата . Предварительно потребуется осуществить предоплату продавцу (поставщику) бензина или дизтоплива. Перейдите в раздел «Банковские выписки» вкладки «Банк и касса» и нажмите «Списание» для того, чтобы списать требуемую сумму с расчетного счета.
  • Топливная карта . Поступление топливной карты осуществляется посредством документа «Поступление» в «Покупках». Создается новый документ «Поступление товаров» с указанием данных по документации поставщика. Далее необходимо добавить номенклатуру «Карта топливная» и указать данные по поставщику и топливу. При проведении операций с НДС проводится регистрация и последующая проводка документа.
  • Принятие горюче-смазочных материалов . Обычно ближе к последним числам месяца поставщики указывают данные о поставленном по факту бензине или дизтопливе. Принятие ГСМ осуществляется посредством «Поступления товаров» по счету 10.03 с указанием всех реквизитов поставщика.
  • Списание . По путевым листам выполняется списание на расходы в соответствии с израсходованным бензином. Если бензин списывается на иные нужды, отличные от производственных, то операция проводится аналогичным образом, но счет будет 91.02.
  • Контроль остатков . Учет оставшегося топлива выполняется посредством оформления ОСВ из закладки «Отчеты». ОСВ формируется по заданным параметрам.

Особенности учета ГСМ на предприятии в 2019 году

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль. Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.

Органический антифриз

Органический антифриз состоит из органических кислот, добавок и ингибиторов коррозии, которые предотвращают образование ржавчины и налета на внутренних поверхностях системы охлаждения.

Основными преимуществами органического антифриза являются:

  • Высокая степень защиты от низких температур, что позволяет предотвратить замерзание и разрушение системы охлаждения;
  • Устойчивость к высоким температурам, обеспечивающая эффективное охлаждение двигателя;
  • Защита от коррозии и образования накипи, что увеличивает срок службы системы охлаждения;
  • Совместимость с различными материалами, такими как алюминий и металлы.

Важно отметить, что органический антифриз требует замены через определенный промежуток времени, указанный производителем, чтобы сохранить его эффективность и защитные свойства.

Приобретение антифриза

Приобретение антифриза относится к операции по покупке расходных материалов и компонентов, необходимых для поддержания работоспособности и безопасности автомобиля.

При приобретении антифриза необходимо учесть следующие моменты:

  • Выбор исходя из требований производителя автомобиля: каждый автопроизводитель определяет рекомендуемый тип и марку антифриза для своих автомобилей. Покупка и использование рекомендуемого производителем антифриза поможет предотвратить возможные проблемы и повреждения двигателя.
  • Учет количества: необходимо определить необходимое количество антифриза, исходя из параметров и рекомендаций производителя автомобиля.
  • Выбор магазина: приобретение антифриза лучше всего осуществлять в специализированных автомобильных магазинах или у официальных дилеров автопроизводителя. Это гарантирует подлинность и качество продукта. Также возможно приобретение антифриза через интернет, однако необходимо убедиться в надежности продавца.
  • Цена: при покупке антифриза следует обращать внимание на его цену. Цена может варьироваться в зависимости от производителя, типа антифриза и его свойств.
  • Срок годности: приобретение антифриза следует осуществлять с учетом его срока годности. Необходимо проверять дату производства и срок годности на упаковке продукта.
Читайте также:  Какие документы нужны для оформления больничного листа по болезни

Приобретение антифриза является неотъемлемой частью поддержания автомобиля в исправном состоянии и предотвращения возможных проблем с охлаждением двигателя. Учет всех вышеперечисленных моментов позволит сделать правильный выбор и приобрести качественный антифриз.

Способы классификации антифриза

Антифризы могут быть классифицированы по различным критериям:

1. По составу:

Антифризы на основе этиленгликоля – самые распространенные и эффективные антифризы, которые можно встретить на рынке. Их основа – этиленгликоль, который имеет высокую температуру кипения и хорошую теплопроводность.

Антифризы на основе пропиленгликоля – эти антифризы являются альтернативой антифризам на основе этиленгликоля. Они обладают хорошими антикоррозионными свойствами и экологической безопасностью.

2. По способу применения:

Антифризы для автомобилей – эти антифризы предназначены для применения в системах охлаждения двигателя автомобилей и обладают специальными добавками, позволяющими предотвратить коррозию и перегрев двигателя.

Антифризы для промышленных систем – данный тип антифризов используется в промышленности для охлаждения и защиты от замерзания различных систем, например, систем отопления, систем пожаротушения и других.

3. По концентрации:

Концентрированные антифризы – эти антифризы предлагаются в концентрированной форме (обычно 100% этиленгликоль или пропиленгликоль). Они требуют применения специальных пропорции разбавления перед использованием.

Готовые к использованию антифризы – это антифризы, которые уже содержат необходимую пропорцию воды и готовы к применению в системе охлаждения.

Гсм это какие расходы

Все эти показатели должны соответствовать тому, что есть на самом деле. Однако достоверно определить фактические остатки и расход по топливу проблематично, это можно сделать лишь в отношении поступления топлива по документам на заправках, где указано количество ГСМ, фактически заправленных в бак автомобиля. Что касается дальнейшего движения топлива, здесь все сложнее.

Дело в том, что даже количество ГСМ в баке автомобиля замеряется с большим приближением: приборы показывают в основном долю (часть) наполненности бака и остаток даже на минимуме может варьироваться от 5 до 10 л (в зависимости от автомобиля). Водитель, очевидно, не будет измерять топливный бак линейкой. Количество оставшегося топлива определяется «на глазок» по приборам или же расчетным методом исходя из того, сколько было залито в бак и сколько израсходовано в поездке. Первую составляющую, как сказано выше, можно точно определить, а расход топлива оценивается приближенно по приборам или расчетным путем. Именно для последнего варианта нужны Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте .

Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ — это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета — базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.

Спутниковая же система слежения, установленная на автомобили, фиксирует именно фактический расход топлива на основании данных, получаемых, если можно так выразиться, непосредственно от топливной системы. И расход по каждому рейсу на самом деле разный — он зависит от совокупности всех перечисленных выше факторов, а также от степени изношенности автомобиля, качества отладки его механизмов, времени работы на холостом ходу и т.д. и т.п. Поэтому не стоит удивляться, если показания установленного на авто оборудования контроля и слежения отличаются от данных, полученных расчетных путем исходя из пробега и минтрансовских Норм. Каким же результатам отдавать приоритет?

Очевидно, что бухгалтеру следует ориентироваться на фактические данные оборудования о расходе топлива, а не на условно фактические расчетные значения по нормам. Бухгалтерский учет — это реальная, а не плановая картина финансового состояния организации. Однако сделанный вывод не означает, что бухгалтеры автопредприятий, где применяется спутниковая система контроля и слежения, могут игнорировать Нормы расхода. Без них не обойтись, так как в отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте сказано, что в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах Норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг. Ведь не всегда фактические расходы меньше планируемых, даже если ситуацию отслеживает контрольное устройство. На дороге всякое случается, фактические расходы по ГСМ могут превысить плановые, а значит, как и раньше, бухгалтеру автопредприятия для учета и налогообложения понадобятся и «факт», и «план».

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *