Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как понизить коэффициент страховки ОСАГО после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Принципы определения КБМ ОСАГО
Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.
За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.
Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов. Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М. Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.
Раньше этот коффициент присваивался автомобилю, сейчас — водителю. Это значит, что при смене авто ваш коэффициент будет применен при заключении договора ОСАГО на новую машину (обязанность сделать это в десятидневный срок с момента приобретения транспорта закреплена законом). А еще это значит, что, если в вашу страховку вписан еще хотя бы один водитель, то его коэффициент «бонус-малус» может отличаться от вашего.
Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.
Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).
Как водителю снизить цену полиса?
КБМ | История водителя | ДТП |
---|---|---|
0.5 | Наличие 3 и более лет стажа безаварийного вождения | Нет |
0.7 | Наличие 2-3 лет стажа безаварийного вождения | Нет |
1.0 | Наличие 1-2 лет стажа безаварийного вождения | Нет |
1.45 | Наличие стажа вождения менее 1 года | Нет |
2.45 | Было ДТП с вашей виной | Да |
Если водитель не имеет истории вождения, то КБМ будет рассчитан автоматически согласно таблице. Коэффициент «бонус-малус» изменяется после каждого года страховки, в зависимости от истории водителя и наличия ДТП. Если водитель не допускает ДТП в течение трех лет, его КБМ обнуляется и он получает максимальные скидки на стоимость полиса.
Можно ли избежать повышения?
Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте… Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.
Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.
Влияние коэффициента бонус-малус на стоимость полиса
Для улучшения дорожной ситуации в стране, государство предоставила страховщикам право понижать или повышать стоимость страховки, в зависимости от коэффициента безаварийности водителя. Название этому коэффициенту, являющемуся обязательным, присвоено «бонус-малус» (КБМ), что в дословном переводе значит хороший-плохой. Водитель будет поощрен, если за прошедший год его езда была безаварийной, и наоборот, будут введены санкции, если показатель безаварийности на низком уровне.
Сама цель введения КБМ – мотивировать водителей управлять ТС без создания аварийных ситуаций. Благодаря КБМ страховщик защищает также собственные финансовые интересы, если предоставляет услуги страхования водителю, часто попадающему в аварии, или новичку, который только-только научился водить.
При условии, если водитель в течение 12 месяцев не попадает в ДТП, которые требуют от СК выплаты компенсации, то его условный класс водительского мастерства будет увеличен. Как результат, на следующий год, при расчете цены полиса, будет учтен бонус, что положительно скажется на стоимости страховки.
А что, если водитель, в течение тех же 12-ти месяцев, все-таки стал участником ДТП, повлекшем выплату компенсации от страховщика? В такой ситуации СК применит к водителю, за неаккуратное вождение и нарушение ПДД, принцип малус, который негативно скажется на условном классе водителя, а значит, и на стоимости полиса.
Похожим образом страховщик относится к водителям, страхующим авто впервые, и не имеющим стаж вождения. Так как отсутствие данных о мастерстве водителя не позволяет рассчитать коэффициент, то данному водителю присваивается третий класс. А уже дальнейшее вождение поможет получить информацию об уровне водителя, что и повлияет на его КБМ (в положительную или отрицательную сторону).
До наступления 2013 года каждый водитель имел возможность обнулить информацию о собственном классе, и получить стартовый 3-й класс мастерства. Для этого требовалось просто поменять страховую компанию. Но сегодня такой возможности больше нет, и аварийным водителям можно повысить свой КБМ только естественным путем.
Следует этого из того, что с 2013 года вся информация о ДТП, вследствие которых были выплаты компенсаций, попадает в базу РСА. Страховщики имеют к этой базе постоянный доступ, поэтому переход от одной СК в другую более не имеет смысла.
Если водитель не является виновником аварии
Стоит отметить, что не во всех случаях виновником ДТП становится сам страхователь. Абсолютно никакой водитель не может на 100% обезопаситься от лихачества других участников дорожного движения. Что будет в таком случае?
Очень неприятно, если водителю, не виноватому в ДТП, который зарабатывал свой низкий КБМ на протяжении нескольких лет безаварийной езды, будет присвоен более низкий класс мастерства, который негативно повлияет на стоимость страховки.
Можно не переживать по этому поводу. Если вы не является виноватой стороной в ДТП, то выплата компенсации будет осуществлена страховой компанией виновника, и информация об этом попадет в базу РСА. Другими словами, отвечать за нарушения ПДД другими участниками дорожного движения вам не придется, и если вы не виноваты в ДТП, то стоимость вашей страховки не понизится.
Онлайн расчет стоимости ОСАГО
Самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО для физических и юридических лиц вы можете с помощью калькулятора ОСАГО, который рассчитает стоимость по 9 топовым страховым. Просто внесите необходимые данные и совершите рассчет. Расчет не займет более 2 минут.
Калькулятор
Однако самым действенным и надежным способом понижения КБМ является именно безаварийное вождение. Отдавайте приоритет безопасному вождению, и не ищите дополнительных обходных путей для снижения стоимости полиса.
Как рассчитывается КБМ?
При определении GAPY учитываются заявления с 1 апреля года, предшествующего расчету, по 31 марта года, в котором производится расчет. Это означает, что в 2019 году не будут учитываться выплаты в связи с несчастным случаем до марта 2018 года. Ранее ОМС рассчитывались по-другому. Новые правила вступили в силу с 1 апреля этого года.
При оформлении страховки ОСАГО впервые ИМТ водителя равен 1. Премия выплачивается по базовой ставке. В следующем году его КБМ рассчитывается на основе количества страховых случаев, произошедших в предыдущем году, и его предыдущего КБМ. Существует специальная таблица, содержащаяся в Указании Банка России № 1.
Для расчета АМС необходимо знать количество страховых случаев в предыдущем году.
Нет. АМС рассчитывается на основании количества страховых случаев в предыдущем году.
АМБМ за предыдущий год | АМС на текущий год в соответствии с количеством страховых случаев | Нет Возмещение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 Компенсация | 2 Компенсация | 3 Возмещение | 3 и более возмещений | 2. 45 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 2. 45 | 2,3 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
3 | 2,3 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
4 | 2. 45 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
5 | 1,4 | 1 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
6 | 1 | 1. 55 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
7 | 1. 55 | 0,9 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
8 | 0,9 | 1. 55 | 1 | 2. 45 | 2. 45 | 2. 45 |
9 | 1. 55 | 0,8 | 1. 55 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 |
10 | 0,8 | 0. 95 | 1. 55 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 |
11 | 0. 95 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 |
12 | 0,7 | 1. 55 | 0,9 | 1,4 | 2. 45 | 2. 45 |
13 | 1. 55 | 0,6 | 1. 55 | 1 | 2. 45 | 2. 45 |
14 | 0,6 | 0. 85 | 1. 55 | 1 | 2. 45 | 2. 45 |
15 | 0. 85 | 0,5 | 1. 55 | 1 | 2. 45 | 2. 45 |
16 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 2. 45 | 2. 45 |
Предположим, водитель впервые оформляет страховку ОСАГО в 2019 году. Его КБМ равен 1, и он платит базовую премию. В течение года, не по его вине, полис выплачивается; по состоянию на 1 апреля 2020 года его PBM будет равен 1,55.
Как быть, если КБМ рассчитан неверно?
Прежде чем это будет сделано, необходимо запросить у страховщика информацию о страховых выплатах за предыдущий год. Эта информация или их письменный отказ должны быть приложены к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: имя, дата рождения, серия, номер водительского удостоверения и полис ОСАГО.
Заявление можно отправить по почте или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.
Если АМК изменен, водитель может обратиться в суд. В суде он может обратиться в РСА, используя документы, ранее полученные страховой компанией. Он также должен предоставить полис ОСАГО и справку о ДТП за предыдущий год.
Стоит отметить, что соблюдение процедуры подачи заявления не является обязательным. Другими словами, водители могут сразу обращаться в суд, не подавая иск в Ассоциацию страховых компаний российских властей. Однако направление иска в ЛАМИ может быть более целесообразным, так как экономит время и деньги.
1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 года № 5000-у о требованиях к «базовым страховым случаям (минимальная и максимальная цены, выраженные в рублях), страховым случаям, требованиям к структуре страховых случаев и процессам, осуществляемым страховыми компаниями, 5000-у обязательной автомобильной премии по полису ОСАГО».
Это коэффициент бонус-малус (от латинского Bonus Malus — «хороший-плохой»), он показывает, как часто водитель попадает в ДТП. От этого зависит стоимость полиса ОСАГО. Чем меньше аварий, в которых виноват водитель, тем ниже Бонус Малус и ниже стоимость страховки.
И наоборот. Такая система не только поощряет аккуратных водителей, но и стимулирует их платить на месте за мелкие аварии, чтобы не потерять свою скидку.
Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.
Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.
Но она будет сразу же уменьшена, если водитель хотя бы раз попадет в ДТП. Также автоматически понижается рейтинг автовладельца. В зависимости от количества страховых случаев уровень снижается от двух до семи значений. Чем чаще человек попадает в аварию, тем ниже показатель доверия к нему у страховщика.
Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.
Сколько действует повышающий коэффициент?
Действие повышающегося коэффициента ОСАГО после ДТП зависит от принципа заключения страхового полиса. В большинстве случаев он оформляется на один год. Длительность повышающего коэффициента ОСАГО всегда равна периоду действия полиса. Соответственно, Кбм в этом случае также будет действовать год. По истечению этого срока показатель меняется либо в положительную сторону, либо в отрицательную.
Однако это условие не всегда соблюдается. В данном случае важную роль играет страховая компания, предоставляющая услуги водителю. Довольно часто встречаются страховщики, пользующиеся неопытностью автовладельцев. Чтобы человек и дальше платил по более высоким тарифам, длительность Кбм намеренно не указывается. Кроме того, иногда этот показатель может быть завышен случайно.
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты рекомендуют водителям вести собственный учет. Автовладельцу нужно точно знать, когда и на какой срок был оформлен полис, и от какой даты начал действовать новый повышающий коэффициент.
Как зависит стоимость полиса от КБМ
Важно учитывать, что стоимость обязательного полиса ОСАГО напрямую зависит от КМБ. Чем ниже его значение, тем меньше стоимость защиты.
Рассмотрим простой пример, как меняется стоимость ОСАГО для автолюбителей, при изменении КБМ.
Расчет:
БТ |
КБМ | Кт | КВС | КО | КМ | КС | КП |
Итого, рублей |
4118 |
2,45 |
1,8 |
1 |
1 |
1,4 |
1 |
1 |
25 424,53 |
1,55 |
16 084,90 |
|||||||
1 |
10 377,36 |
|||||||
0,90 |
9 339,62 |
|||||||
0,80 |
8 301,88 |
|||||||
0,70 |
7 264,15 |
|||||||
0,60 |
6 226,41 |
|||||||
0,50 |
5 188,68 |
Благодаря таблице вы можете сами посмотреть, как зависит стоимость бланка ОСАГО от размера КБМ.
Есть несколько работающих способов, избежать увеличения стоимости ОСАГО.
1. Можно не включать водителя, по вине которого было ДТП в список лиц, допущенных к управлению. Если вам не очень нужно, чтобы такой водитель управлял вашим автомобилем, то это самое простое решение.
2. Когда вы сами совершили ДТП, то естественно, что себя вы не можете исключить из списка водителей. В этом случае можете воспользоваться лазейкой в Законе об ОСАГО, чтобы избежать повышающего коэффициента.
Вам нужно сменить страховщика и заявить новому при заключении договора ОСАГО, что ранее вы не страховались, т.е. договор заключается впервые. В этом случае вам будет присвоен 3 класс, скидок не будет, но и повышающего коэффициента тоже.
Так как номер предыдущего полиса в заявлении не указывается, то отследить был ли он на самом деле очень сложно. Да и не будут страховщики этим заниматься. Хотя доля риска при этом способе все-таки присутствует.
Этот способ актуален, если у вас ранее был класс ниже 5 или больше одной выплаты.
Если был 5 класс, и в предыдущем периоде была одна выплата, то вам и так присвоят 3 класс, что соответствует КБМ 1, т.е. нет ни скидок, ни надбавок.
Если же вам уже был присвоен 6 класс и выше, а выплата была всего одна, то меньше 4 класса (КБМ 0,95) вам не присвоят. Поэтому в такой ситуации даже выгоднее не избегать повышающего коэффициента.
Сколько действует повышающий показатель?
Как правило, договор страхования автогражданской ответственности заключается на 12 месяцев. В качестве исключений можно рассматривать случаи, когда оформление полиса ОСАГО требуется для транспортного средства, которое зарегистрировано на территории иностранного государства и временно эксплуатируется в пределах Российской Федерации.
Исключения составляют случаи, когда требуется оформить полис на ТС, регистрация которого была произведена на территории иностранного государства, а оно временно эксплуатируется в России.
Поскольку срок договора по обязательному автострахованию составляет 1 год, то на вопрос о том, сколько действует повышенный коэффициент, ответ прост: он действует на протяжении действия соглашения. После чего значение КБМ изменяется. Эксперты советуют самостоятельно контролировать параметры водительского КБМ, поскольку не все страховые компании выполняют его расчет.
Как избежать повышение цены на полис?
Естественно, что многие любители полихачить не хотят платить больше страховых взносов. Они хотят платить по базовому тарифу. До 2013 так сделать было легко. Они просто заключали договор с другой компанией и не предоставляли данные о контракте с предыдущим страховщиком, тем самым разоряя новую страховую компанию.
Поэтому всё данные о водителе вносятся в АИС РСА. Расшифровка – автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков. Информация оттуда находится в открытом доступе. Данные из этой базы данных могут получить не только страховые компании, но и рядовые водители. В том числе там содержаться данные о КБМ.
Поэтому обмануть страховщика весьма затруднительно – он пробьёт всё по базе данных. А за предоставление заведомо ложной информации он имеет полное право не заключать договор. По базе могут не проверить лишь небольшие сомнительные компании, которые аналогично могут и не выплатить страховку.
Тем не менее, если у Вас уже есть за плечами хотя бы 2 года езды без происшествий, то страховщик просто вернёт коэффициент 1, как и было первоначально.
Если полис выдаётся на несколько водителей (например, членов семьи), то понижающий коэффициент при ДТП малус высчитывается по водителю с наибольшим числом ДТП. Если полис выдавался на несколько водителей, то можно в следующий раз исключить водителя, по вине которого было ДТП, из списка водителей.
Что такое КБМ и каковы его функции
Одним из учитываемых в расчете ОСАГО коэффициентов, в котором заложены риски страховой компании, является бонус-малус. Его величина зависит от навыков безаварийного вождения страхователя. Их оценка проводится за страховой период, который завершается 31 марта. При обращении после этой даты к водителю будет применяться новый коэффициент.
Если в учетном периоде страхователь не допустил ДТП, то при покупке нового ОСАГО он может рассчитывать на скидку. Если же водитель участвовал в аварии, которая произошла по его вине, в результате чего страховой компании пришлось компенсировать причиненные им убытки, то автостраховка для него станет дороже.
Основными функциями КБМ является:
- уменьшение рисков страховщика, обусловленных финансовыми затратами при осуществлении компенсационных выплат;
- снижение числа обращений за возмещением по незначительным страховым эпизодам;
- стремление водителей ездить, не допуская ДТП.
Страхователь стал участником ДТП. Повлияет ли это на стоимость страховки
При первом обращении автовладельца в страховую компанию за покупкой ОСАГО, при расчете стоимости полиса учитывается коэффициент КБМ равный 1,17. Такое значение бонус-малуса соответствует третьему классу. Это основной параметр, на который оказывает влияние число возмещений по дорожно-транспортным происшествиям за страхователя, которое было совершено страховщиком.
Наглядно увидеть, как ДТП влияет на страховку можно по таблице КБМ. Если на протяжении действия страхового договора водитель не участвовал в авариях, то его класс автоматически поднимается на единицу, в результате чего цена ОСАГО будет уменьшена в первый год на 14,5%, в следующий год на 22,2%, потом на 29% и в общей сложности за 10 лет безаварийной езды — на 60,7%.
№ п/п |
Класс на период КБМ |
Коэффициент на период КБМ |
Класс КБМ |
||||
Страховые возмещения отсутствуют |
Одно возмещение |
Два возмещения |
Три возмещения |
Более трех возмещений |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
М |
3,92 |
М |
М |
М |
М |
|
2 |
2,94 |
1 |
М |
М |
М |
М |
|
3 |
1 |
2,25 |
2 |
М |
М |
М |
М |
4 |
2 |
1,76 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
5 |
3 |
1,17 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
6 |
4 |
1 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
7 |
5 |
0,91 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
8 |
6 |
0,83 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
9 |
7 |
0,78 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
10 |
8 |
0,74 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
11 |
9 |
0,68 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
12 |
10 |
0,63 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
11 |
0,57 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
14 |
12 |
0,52 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
15 |
13 |
0,46 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
Узнать о том, на сколько после ДТП увеличивается страховка ОСАГО можно из таблицы КБМ. Она сформирована из двух разделов, в одном из которых актуальные сведения о текущем периоде, а во втором — о будущем. Прогнозировать тенденцию изменения затрат на страхование при следующем обращении к страховщику можно сразу же после аварии по вине страхователя.
Для этого нужно открыть таблицу КБМ и заглянуть в раздел, в котором отражена зависимость числа ДТП от класса бонус-малус. В его столбце «одно страховое возмещение за период КБМ» нужно найти ячейку пересечения с актуальным значением класса КБМ на период КБМ. В ней число или буква, обозначающая новое значение класса. Ему соответствует определенная величина коэффициента.
Если в страховом периоде было совершено большее количество ДТП, то чтобы узнать новое значение бонус-малус сопоставляется столбец, указывающий на два, три или более трех возмещений по страховым случаям. Схема определения коэффициента аналогична актуальному для одного случая алгоритму. Согласно ему сначала определяется класс КБМ, а потом он сопоставляется со значением бонус-малус.