Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тракторист машинист 3 класса какие категории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эта группа транспортных средств, помимо классического трактора, включает и иные разновидности техники, а именно: различные типы погрузчиков, экскаваторов, снегоуборочных машин и другой подобной спецтехники.
Класс трактора — от мини до мощных универсалов, таблица
Нужно обучится на «Тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса» и категории С,D,Е.
По большему счету, эти процессы совмещаются с итоговыми или промежуточными экзаменами в профессиональном учебном заведении, наиболее перекликающимися с темой управления самоходной автотехникой.
Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:
- Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
- Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
- Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
- Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
- Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
- Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.
При уборке зерновых культур и сои трактористам-машинистам и их помощникам, которые работают на комбайне, за выполнение агрегатом течение суток не менее двух сменных норм насчитывают дополнительно 20% основного заработка, а на уборке других культур — 10%.
Как повысить разряд водителям?
За что лишают доплаты за классность? Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку.
Квалификация 1-го может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее2-х лет в качестве водителя 2-го класса в хозяйстве.
Председателем квалификационной комиссии колхоза, совхоза (базового хозяйства) назначается главный инженер, членами комиссии — главный агроном, главный экономист, инженер по охране труда и технике безопасности и инженер по безопасности дорожного движения, секретарем — работник по кадрам.
Водителям в зависимости от уровня квалификации присваиваются классы от третьего до первого. Класс присваивается как при приеме водителя на работу после его подготовки в учреждениях образования, так и в процессе его работы в связи с переподготовкой или повышением квалификации.
Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве
Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.
Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).
Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.
Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.
Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.
При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.
Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.
Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:
-
либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;
-
либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.
Меняем права тракториста-машиниста: порядок действий
Замена прав тракториста машиниста происходит с соблюдением определенного порядка. Например, если у документа на замену просто истек срок действия, вам не придется повторно сдавать экзамен, чтобы его поменять и водить трактор.
Просто напишите заявление, чтобы поменять документ, и подайте вместе с ним удостоверение, у которого истекает срок действия, на замену. А вот если хотите перейти на новую категорию, тогда сдавать экзамены придется. Правда, только те, что входят в рамки этой категории.
Кстати, новые документы сейчас никто не принимает. Это временные меры, принятые из-за пандемии. Поэтому подавать документы придется через МФЦ или онлайн, на сайте Госуслуг. А в Ростехнадзор обращаться, когда нужно забрать готовые права.
Аттестуемый на присвоение квалификации (повышение классности).
Два года назад были внесены существенные изменения в правила выдачи водительских удостоверений на вождение тракторных и самоходных машин. Теперь для их получения необходимо успешно пройти соответствующее обучение (самостоятельная подготовка не допускается). Преподавание ведется в Гостехнадзоре согласно государственным программам профильного образования. Там же сдается экзамен.
П.П.
КИСЛЯК, Начальник отдела труда и заработной платы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Каким документом определен порядок присвоения квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства III, II и I классов? Порядок присвоения квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства III, II и I классов установлен Инструкцией о порядке присвоения квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства III, II и I классов, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 5 декабря 2008 г.
№ 84 (далее — Инструкция). Внимание При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации.
Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора.
До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации. 1. Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения;2.
Условия выдачи тракторных прав Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То
При почасовом авансировании, если размер аванса устанавливается исходя только из тарифной ставки, дневной аванс можно увеличивать в том же размере.
В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.
1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.
Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:
- водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
- 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
- 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.
За какие нарушения трактористу-машинисту понижается классность? Квалификационная комиссия по представлению специалистов инженерной или агрономической службы организации или должностных лиц государственных инспекций по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода может снизить классность трактористу-машинисту на срок до шести месяцев за систематические грубые нарушения квалификационных требований, правил технической эксплуатации колесных тракторов и агрегатируемых с ними машин и оборудования, самоходных машин, правил дорожного движения, правил техники безопасности, а также пожарной и транспортной безопасности. При понижении трактористу-машинисту классности в трудовую книжку вносится запись в установленном порядке о снижении ему класса квалификации, а также уменьшается установленная надбавка за классность.
Расшифровка категорий прав тракториста
Медицинское освидетельствование годности к управлению СМ конкретной категории Подкатегории Прохождение спецкурса Теоретического и практического обучения; Сдачу квалификационных экзаменов — Получение допуска к управлению По одной или нескольким категориям (подкатегориям) самоходной техники
Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час Подкатег. А1 Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы) Подкатег. А2 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы Подкатег. А3 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы Подкатег. А4 Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы Катег. «B» Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики Катег. «D» Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы Катег. «E» Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы Катег. «F» Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр.
Вопрос о том, как можно получить классность и порядок присвоения классности водителю, интересует многих. Получение определенной категории возможно только в том случае, когда нормативные локальные акты организации предполагают применение законодательного механизма классификации на предприятии. Если правовое внутреннее регулирование отсутствует, на присуждение определенной категории водитель рассчитывать не может и требовать от своего работодателя подобное он не вправе.
Если на предприятии имеется разделение водителей на классы, то при условии соблюдения формально установленных требований работники вправе подавать на имя руководства специальное заявление с просьбой о предоставлении им определенного статуса. Для присвоения классности водителям начальник должен сформировать специальную оценочную комиссию на предприятии, проверяющую наличествующие у сотрудника навыки и его общее соответствие требованиям.
Как узнать класс водителя онлайн
Практика показывает, что страховщики иногда допускают ошибки при расчёте КБМ для страхователей. Возможно, это делается не специально, но вероятность того, что такое происходит преднамеренно, тоже есть. Именно поэтому нужно уметь самостоятельно определять свой класс автомобилиста.
Каждый автолюбитель может не только самостоятельно рассчитать свой КБМ, но и проверить его через специальные сервисы. Не стоит забывать, что есть единая база РСА (Российского союза автостраховщиков), которая постоянно совершенствуется и пополняется свежей информацией. Проверять свой класс и показатель КБМ можно через АИС РСА
Перед пользователем открывается форма для заполнения, в которой необходимо указать следующие параметры:
- кто является собственником ТС – юридическое или физическое лицо;
- тип договора – с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению лиц;
- ФИО и дату рождения страхователя;
- серию и номер водительских прав;
- дату начала действия страховки.
После подтверждения кода безопасности и нажатия на кнопку поиск, произойдёт отправка запроса. Через несколько секунд под формой появится сообщение, в котором будет указан показатель КБМ на следующий страховой период. По величине этого коэффициента можно легко определить класс водителя по таблице.
Как получить свидетельство присвоения классности водителя
Присвоение водительского класса не фиксируется в личных документах. О том, что повышена квалификация, работник может узнать из приказа, который предоставляется на подпись сотрудникам.
Или следует обратиться в отдел кадров предприятия для получения трудовой книжки. Все достижения в профессиональной деятельности отображаются в трудовой.
Если водитель считает, что он заслужил повышение квалификационного показателя, то следует обратиться к работодателю и написать заявление.
При соответствии установленным условиям, класс может быть повышен. Но работодатель оставляет за собой право не присуждать сотруднику повышение квалификационного уровня.
Стоит заметить, что класс не сохраняется за водителем при переходе на новое место работы. В характеристиках бывший работодатель обязательно указывает, что квалификация сотрудника была повышена в связи с профессиональным ростом.
Но новый работодатель может как сохранить за водителем полученный класс, так и не использовать его.
Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:
- Первый класс присваивается при наличии категории «Д», «B» или «E». Водители получают квалификацию при начальном профессиональном обучении и небольшом опыте работы, хороших показателей в выполнении обязательств.
- Второй класс можно получить при нескольких двух категорий: «B», «C» и «E» или «Д» и «E». Дополнительным требованием является наличие стажа в должности водителя третьего класса на протяжении 3 и более лет у одного работодателя.
- Третий класс присуждается при получении всех четырех категорий, стажа работы не менее двух лет на должности водителя второго класса. Также работник должен иметь хорошие показатели, соблюдать производственную и трудовую дисциплину.
Важным требованием является отсутствие за последние три года ДТП с участием водителя. Работник должен уметь самостоятельно выявлять и устранять технические неисправности транспортного средства.
Порядок присвоения класса зависит от квалификационного уровня водителя. Если на прошлом месте работы ему был присужден 3 класс, то при трудоустройстве ему необходимо написать заявление с просьбой принять его на должность водителя третьего класса.
Без данного документа работодатель может самостоятельно определить нового сотрудника на должность с повышенной квалификацией, но делается это крайне редко.
А вот трудоустроиться со 2 и 1 классом уже невозможно. При смене места работы теряется полученная квалификация.
Водителю придется заново проходить обучение, получать навыки, трудиться в течение 3 лет на должности водителя третьего класса, затем еще два года на должности водителя второго класса.
При этом решение о целесообразности повышения квалификации остается за работодателем. Он может исключить такую возможность.
Вопрос о присвоении водителю второго и первого класса решается специальной квалификационной комиссией и работодателем.
На основе имеющихся характеристик и личных показателей выносится решение о повышении водительского класса. Такая практика применяется только в тех предприятиях, где предусмотрены надбавки и льгот работникам с повышенным квалификационным уровнем.
Раньше действовало правило надбавки за второй и первый водительский класс:
2 класс | надбавка в размере 10% от официального оклада работника за отработанное время |
1 класс | надбавка 25% |
Сейчас данные правила на практике не применяются. Они носят рекомендательный характер.
Согласно статье №135 Трудового кодекса РФ, работодатель самостоятельно принимает решение о целесообразности увеличения заработной платы сотрудников в виде премий, надбавок и поощрений.
И если на предприятии используется квалификационная система для водителей, то они могут рассчитывать на повышение дохода при получении 2 и 1 класса.
Надбавка за класс водителя – существует ли?
Первым делом следует понять, что денежная надбавка к заработной плате водителя за уровень его квалификации никоим образом не регламентируется на уровне федерального законодательства. То есть наличие описываемой доплаты в конкретной организации – это исключительно решение ее исполнительных органов управления.
Стандартный документ, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и работодателем – это трудовой договор. Именно в его положениях прописывается надбавка за квалификацию водителя, если руководство организации посчитало ее наличие необходимым.
Помимо этого, доплата также может регулироваться коллективный договором. Это документ, заключающийся между организацией и сразу группой сотрудников. Использование этого варианта предпочтительнее, если в компании трудятся сразу несколько водителей. Руководству просто-напросто проще вести документацию.
Положениями коллективных договоров могут быть регламентированы такие аспекты, как:
- размер, форма и система оплаты труда;
- порядок выплаты дополнительных надбавок, введенных в действие внутри юрисдикции организации соответствующим локально-нормативным актом;
- механизм изменения размеров заработной платы сотрудников и других дополнительных надбавок на основания повышения стоимости жизни, инфляционного роста и т.д.
Классность трактористов машинистов по категориям
Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:
- Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
- Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
- Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
- Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
- Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
- Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
- Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.
Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.
Ключевые отечественные модели класса: Terrion АТМ 7360 и УДМ-5К-02. Среди зарубежных фирм славятся Buhler Versatile, New Holland, John Deere. Однако импортные трактора используются аграриями крайне ограничено (закупается около 10 машин в год).
Заключение Классификация тракторов по такому признаку, как класс тяги, позволяет быстро определить, какой трактор идеально подойдет для тех или иных работ.
Так как разделение имеет весьма четкие границы, можно не изучая всех характеристик машин понять, на какой модели остановить свой выбор.
Почему это важно? С одной стороны, если выбрать трактор, у которого недостает мощности, он не сможет справиться со своей задачей, особенно если ухудшатся погодные условия.
А с другой – если трактор будет мощнее, чем нужно, он будет потреблять больше топлива, а аппетит у таких машин не слабый.
Водители пассажирского транспорта Водители транспорта МЧС Водители легкового транспорта Водители тракторов лесной промышленности 1 класс 25% 25% 25% 50% 2 класс 10% 10% 10% 25% Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:
- При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
- При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
- Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.
За что лишают доплаты за классность? Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.
Важно За экономию топлива и смазочных материалов против установленных норм расходов при условии соблюдения агротехнических требований к качеству работ, трактористам-машинистам выплачивается премия в размере 70% стоимости сэкономленного ним топлива и смазочных материалов.
Остальные сэкономленных по бригаде горюче-смазочных материалов распределяется между бригадиром тракторно-полеводческой (тракторной, комплексной) бригады и его помощником, мастером-наладчиком и заправщиком .палива.
Средства для премирования за экономию топлива и смазочных материалов направляются в фонд экономического стимулирования хозяйства и используется по целевому назначению — на выплату премий работникам, которых они установлены.
В то же время за перерасход топлива и смазочных материалов необходимо предусмотреть и штрафные санкции для данной категории работников.
- Тип грунта – стерня колосовых культур.
- Влажность грунта – 20-30%
- Твердость грунта – нормальная.
- Буксование: 16% – для колесных 4х2; 14% – для колесных 4х4; 3% – для гусеничных аппаратов.
Тяговый класс тракторов указывается цифрой, обозначающей тяговое усилие в тонна-силах (тс). Иногда встречается указание класса в килоньютонах (кН).
Переводить одну величину в другую вовсе не сложно: в 1 кН — приблизительно 10 тс.
Поэтому если написано, к примеру, что трактор относится к классу 14 кН, значит, это 1,4-тяговый класс. Классификация На сегодняшний день выделяют 17 классов тяги, охватывающих всю технику, начиная с мелких мотоблоков и заканчивая тракторами рекордной мощности.
Порядок присвоения классности трактористам
Качественное внедрение профстандартов требует выполнения следующих шагов:
- Составление регламента, расписывающего основные стадии внедрения, – сроки, документы, уполномоченных лиц.
- Исследование деятельности компании-работодателя в части степени и характера трудовой нагрузки персонала.
- Изменение кадровой документации на основе соответствующих профстандартов.
- Создание системы параметров, с помощью которых можно проверять сотрудников и оценивать качество их работы.
- Внесение корректировок в кадровую деятельность компании-работодателя: изменения в трудовой нагрузке, создание новых позиций, переименование старых.
В результате данных шагов работодатель получит возможность корректно, с точки зрения трудового законодательства:
- оценивать сотрудников и проводить их аттестацию;
- требовать от них выполнения определенных трудовых операций;
- отправлять их на дополнительное обучение.
Так, если тракторист не подходит под параметры своего профстандарта, от него можно правомерно потребовать действий по повышению уровня квалификации, в том числе с помощью переподготовки.
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок сдачи гражданами экзаменов, допуска их к управлению самоходными машинами, оформления и выдачи удостоверений тракториста — машиниста (тракториста), заполнения учетных форм и производства иных действий, осуществляемых государственными инспекциями гостехнадзора (далее именуются — органы гостехнадзора) в соответствии с Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста — машиниста (тракториста), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 796.
2. К управлению самоходными машинами допускаются граждане, сдавшие теоретические и (или) практический экзамены в порядке, установленном Правилами, указанными в п. 1, и настоящей Инструкцией.
3. Под самоходными машинами в настоящей Инструкции понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (далее именуются — внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно — строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не относящиеся к автомототранспортным средствам.
4. Допуск к управлению самоходными машинами, подразделяемыми в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления на категории «А», «В», «С», «D», «Е» и «F», подтверждается удостоверением тракториста — машиниста (тракториста) с соответствующими разрешающими отметками.
Основанием для допуска к выполнению работ, предусмотренных квалификацией трактористов специального профиля, трактористов — машинистов и машинистов самоходных машин, являются документы об образовании, подтверждающие получение соответствующей профессии и дающие право на выполнение отдельных видов специальных работ, а в необходимых случаях дополнительно — специальные разрешения на допуск, выданные в установленном порядке.
5. Удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:
- категория «A» — внедорожные мотосредства (мотосани, мотонарты, снегоходы и т.п.);
- категория «В» — гусеничные и колесные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт;
- категория «С» — колесные машины с мощностью двигателя от 25,7 до 77,2 кВт;
- категория «D» — колесные машины с мощностью двигателя свыше 77,2 кВт;
- категория «Е» — гусеничные машины с мощностью двигателя свыше 25,7 кВт;
- категория «F» — самоходные сельскохозяйственные машины.
6. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверений тракториста — машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации или квалификаций (тракторист, тракторист трелевочного трактора, тракторист по косьбе камыша, тракторист — машинист, машинист экскаватора, машинист бульдозера и т.п.).
7. При наличии в удостоверении тракториста — машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах «В», «С», «D» и «Е» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения трактористами специального профиля, трактористами — машинистами и машинистами самоходных машин работ, соответствующих квалификации тракториста.
8. Ограничительные записи в графе для особых отметок удостоверения тракториста — машиниста (тракториста) производятся в случаях несоответствия присвоенной квалификации полному перечню самоходных машин, относящихся к соответствующей категории (категориям).
9. Основанием для внесения в удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) ограничительной или разрешительной записи о наличии квалификации (квалификаций) служат документы об образовании, подтверждающие получение соответствующей профессии, а в отдельных случаях — специальное разрешение на допуск, выданное в установленном порядке.
10. Основанием для допуска к управлению самоходными машинами лиц, направленных образовательными учреждениями для прохождения производственной практики на срок до двух месяцев, служит соответствующее удостоверению тракториста — машиниста (тракториста) временное разрешение на право управления самоходными машинами (далее именуется — временное разрешение).
Выдача временного разрешения производится на основании заверенной образовательным учреждением выписки из экзаменационной ведомости и сдачи в органах гостехнадзора теоретических и практического экзаменов.
В выданное временное разрешение вместо серии и номера удостоверения тракториста — машиниста (тракториста) производится запись «практика» и устанавливается предельный срок действия.
Временное разрешение заменяется на соответствующее удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) по предъявлении документа о прохождении обучения без сдачи экзаменов.
17. Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется государственным инженером — инспектором гостехнадзора (далее именуется — экзаменатор) при достижении им возраста не менее 23 лет.
На экзамене могут присутствовать представители образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой лиц для получения права управления самоходными машинами, военных комиссариатов, воинских частей, военно — учебных заведений и других организаций.
18. Экзаменатор должен иметь: диплом о высшем или среднем специальном техническом образовании; удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) на право управления машинами тех категорий, по которым будет проводиться экзамен.
19. Лицо, желающее сдать экзамены на право управления самоходными машинами соответствующей категории (далее именуется — кандидат), представляет в органы гостехнадзора:
- заявление (приложение N 1);
- паспорт или иные документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (далее именуется — паспорт);
Примечание.
Иными документами, удостоверяющими личность гражданина, которые могут представляться в органы гостехнадзора в совокупности с документами регистрационного учета, являются:
- заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;
- удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);
- военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших службу по призыву или по контракту;
- справка об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- другие выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина (водительское удостоверение, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, удостоверение на право приобретения оружия, удостоверение личности сотрудника МВД России).
- медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями механических транспортных средств; документ о прохождении обучения (за исключением лиц, подготовившихся самостоятельно); удостоверение тракториста — машиниста (тракториста) или другой вид удостоверения на право управления самоходными машинами, а также временное разрешение, если они ранее выдавались; водительское удостоверение (если оно имеется);
- две фотографии размером 3 х 4 см на матовой бумаге, за исключением автоматизированного изготовления удостоверений в органах гостехнадзора;
- документы об уплате сборов, взимаемых органами гостехнадзора за прием экзаменов на право управления самоходными машинами, выдачу (замену) удостоверений тракториста — машиниста (тракториста), а также об оплате расходов, связанных с приобретением, транспортировкой и хранением специальной продукции. (в ред. Приказа Минсельхоза России от 03.04.2013 N 163)
В случае, если кандидат вынужден отказаться от сдачи экзаменов в связи с непредвиденными обстоятельствами, внесенные деньги подлежат возврату в установленном порядке. При условии, что внесенные деньги поступили в бюджет субъекта Российской Федерации, то в его финансовые органы подается соответствующее заявление об их возврате, квитанции об уплате и решение органа гостехнадзора об ошибочном их взимании.
20. В случае нахождения образовательного учреждения вне территории, обслуживаемой государственной инспекцией гостехнадзора по месту жительства кандидата, для допуска его к экзаменам в указанную инспекцию дополнительно направляется обязательный для исполнения в пятидневный срок запрос о подтверждении отсутствия лишения права управления самоходными машинами и транспортными средствами.
Допускается прием экзаменов и выдача удостоверения тракториста — машиниста (тракториста) государственной инспекцией гостехнадзора по месту нахождения образовательного учреждения вне территории субъекта Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания кандидата при наличии решения главного государственного инженера — инспектора гостехнадзора соответствующего субъекта Российской Федерации и подтверждения отсутствия лишения права управления самоходными машинами и транспортными средствами.
После рассмотрения представленных документов и проверки по базе данных автоматизированного учета административных правонарушений или соответствующему делопроизводству, а также по соответствующей базе данных автоматизированного учета подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее именуется — ГИБДД) отсутствия лишения права управления самоходными машинами и транспортными средствами кандидату назначается место, дата и время сдачи экзаменов.
21. Перед сдачей экзаменов кандидат заполняет индивидуальную карточку (приложение N 2) (если она ранее не выдавалась), которая вместе с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, представляется экзаменатору. 22. Экзамены сдаются в следующей последовательности:
- по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
- по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получивших квалификацию тракториста — машиниста) — теория;
- по правилам дорожного движения — теория;
- комплексный (по практическим навыкам вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.
23. Кандидат, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней.
24. Оценка, полученная на теоретических экзаменах, считается действительной в течение трех месяцев.
35. На теоретическом экзамене проверяется знание кандидатом:
- а) правил безопасной эксплуатации самоходных машин и основ управления ими;
- б) правил эксплуатации машин и оборудования и основ управления ими (для категории «F» и квалификации тракториста — машиниста);
- в) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды при эксплуатации самоходных машин, а также уголовной, административной и иной ответственности при управлении самоходными машинами;
- г) факторов, способствующих возникновению аварий, несчастных случаев и дорожно — транспортных происшествий;
- д) элементов конструкций самоходных машин, состояние которых влияет на безопасность жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
- е) методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при авариях, несчастных случаях и в дорожно — транспортных происшествиях;
- ж) Правил дорожного движения Российской Федерации и ответственности за их нарушение.
36. На практическом экзамене проверяются:
а) на первом этапе — умение выполнять следующие приемы и маневры:
- запуск двигателя;
- начало движения с места на подъеме;
- разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи (кроме гусеничных машин);
- постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходной машины в агрегате с прицепом в бокс задним ходом (кроме категорий «А» и «F»);
- агрегатирование самоходной машины с навесной машиной (кроме категорий «А» и «F»);
- агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
- торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;
б) на втором этапе — соблюдение правил безопасной эксплуатации, в объеме квалификации тракториста (кроме категорий «А» и «F»), Правил дорожного движения Российской Федерации, умение выполнять на самоходной машине маневры в реальных условиях (для колесных самоходных машин — в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать. У кандидатов на право управления самоходными машинами категорий «А» и «F» проверяется соблюдение правил безопасной эксплуатации в объеме соответствующей квалификации.
Приказ о доплате за классность водителю
Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт. Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:
- Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
- Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
- Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
- Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
- Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
- Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
- Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.
Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.
Приказ о доплате за классность водителю составляется следующим образом:
О создании квалификационной комиссии
«дата» «город или населенный пункт»
В целях присвоения квалификационного класса водителю
- Организовать действующую комиссию для установления класса водителям в следующем составе
председатель комиссии – Ф.И.О., должность;
секретарь комиссии – Ф.И.О., должность;
члены оценивающего комитета:
Ф.И.О, занимаемая должность
- Предоставлять списки с водителей, подлежащих прохождению квалификационной аттестации, 1 раз в год не позднее «дата» — кому Ф.И.О.
- Провести подготовку квалификационной комиссии – кому Ф.И.О.
- Представить сведения квалификационной комиссии руководителю (должность) не позднее 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю.
Должность руководителя, Фамилия/ Ф.И.О.