Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новости Республики Коми / Комиинформ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Премия в доходах чиновников – это своеобразный ритуал, который нельзя нарушать. О чем в сентябре напомнила прокуратура Усть-Вымского района, выявившая факт невыплаты руководителю администрации городского поселения «Жешарт» Льву Никитину премий и единовременной денежной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Прокуратура считает, что со стороны работодателя Льва Никитина – главы Жешарта и председателя Совета депутатов Станислава Рузадорова – не были соблюдены требования трудового законодательства. За что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Отметим, что современная российская бюрократическая система так устроена, что тот же Станислав Рузадоров хоть и выступает в качестве работодателя высокопоставленного чиновника (по меркам муниципалитета), сам выполняет функции главы городского поселения на общественных началах, более того, является безработным.
Согласно решению Совета депутатов Жешарта «Об установлении оплаты труда руководителю администрации городского поселения «Жешарт» от 16 апреля 2021 г. Л. Никитину полагается ежеквартальная премия «за выполнение особо важных и сложных заданий». С. Рузадоров, поскольку никаких особых заданий Л. Никитину не давал, решил следовать положению упомянутого выше документа. Выходит, что поступил в чем-то наивно, раз вмешалась прокуратура.
Экстренное повышение пенсий в 2022 в связи с санкциями
Санкции, которые приняты в отношении РФ рядом стран, оказывают существенное влияние на экономику государства. Рост цен на товары первой необходимости «съедает» добавки к пенсии. С целью поддержки незащищенных слоев населения, в том числе пенсионеров, Государственно Думой был разработан пакет мер-поддержки населения, который предполагает возможность проведения повторной, экстренной индексации пенсионных выплат.
Законопроект представлен на рассмотрение в Государственную думу и принят в первом же чтении. Согласно документу, Кабинету Министров РФ предоставляются дополнительные полномочия по реализации мер социальной поддержки населения. Это не означает, что повторная индексация произойдет мгновенно.
Учитывая текущее положение экономики, становится понятным, что увеличение пенсий на 7,7% вряд ли покроет предполагаемый уровень инфляции. Поэтому Кабмин наделяется правом оказания дополнительной финансовой поддержки пенсионерам и приравненным к ним лицам.
Индексация государственной пенсии в 2022 году
Пенсионные выплаты из бюджета ПФ РФ повышаются ежегодно. Коэффициент увеличения рассчитывается на основании инфляции и роста индекса потребительских цен. Одновременно с увеличением социальных пенсионных выплат всегда происходит корректировка государственных пенсий на тот же коэффициент. В апреле 2022 года его размер 1,07.
То есть пенсионеры могут уже сейчас произвести примерный расчет размера выплат, которые они будут получать с апреля. Для этого сумму, которая была получена в марте нужно умножить на коэффициент 1,07. Например, минимальный размер пенсионных выплат участникам ВОВ с I группой инвалидности в марте 2022 года составлял 14586,76 рубля. Индексируем: 14586,76 х 1,07 = 15607,83 рубля. То есть получаем увеличение на 1021,07 рублей.
Корректировка пенсионных выплат по всем группам будет производиться автоматически с 1 апреля. Гражданам не нужно обращаться заявлением или передавать документы на пересчет выплат.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Аргументы в пользу от Минфина
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
- сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
- сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
- второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
- на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
Варианты исчисления выплаты
Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:
- При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
- Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
- Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.
Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру.
Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:
- Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
- Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
- Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.
Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:
- Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
- Часть страхпенсии по возрасту
Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета.
Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту.
Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.
Как рассчитывается стаж
Стаж нужен, чтобы замещать определенные группы должностей, для расчета ежемесячной надбавки к пособию по выслуге лет при гражданской службе, при расчете ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж и при назначении пенсии по выслуге лет.
Чтобы замещать определенные группы должностей, нужно иметь определенное количество стажа. Перечень требований указан в Указе Президента РФ №1131 от 27.09.2005 года. Стаж учитывается в зависимости от группы должности: высшей, главной, ведущей, старшей и младшей.
Стаж
Должность
Надбавка к пенсии также зависит от стажа. Она составляет от 10 до 30% в зависимости от количества отработанных лет :
- 1-5 лет – 10% за выслугу лет.
- 5-10 лет – 15%.
- 10-15 лет – 20%.
- Более 15 лет – 30%.
Дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим считается исходя из 1 дополнительного календарного дня отпуска за каждый год работы. Для высших и главных должностей есть ограничения: совокупный размер основного и дополнительного ежегодного отпуска не должен превышать 45 дней. Для ведущих, старших и младших должностей порог составляет 40 календарных дней.
Каких госслужащих будут сокращать в 2022 году
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Уже на данный момент известно, что под сокращение попало 66 структурных подразделений государственной власти. И 33 штатных единицы. В ходе оптимизации сокращена численности ведомств, причём в центральном органе власти – 213 единиц, а в региональных органах – больше 31 000. В целом число государственных служащих уменьшилось уже на 10 %, и власти говорят, что это самое масштабное сокращение за последние несколько лет. Однако то, что планируется сокращение госслужащих в 2022 году на 10 процентов это неверная информация, потому что сейчас должности уже упразднены, а в дальнейшем власти просто будут поддерживать данную структурную численность и сокращать уже не так масштабно.
Отдельным преимуществом является то, что численность сокращается, но фонд заработной платы сохраняется. При этом эксперты подчёркивают, что риск увольнения тех сотрудников, которые максимально профессионально выполняют свои обязанности, сводится к минимуму.
Суть реформы состоит в том, чтоб не просто уменьшить количественные показатели в отрасли, а изменить структуру государственного аппарата, сделав её более укомплектованной и эффективной.
В сфере очень давно наблюдалась проблема дублирования функций представители государственной власти, и лишней бюрократии. Оптимизация позволяет решить эти проблемы, и одновременно усовершенствовать работу государственного аппарата власти.
Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.
Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.
Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.
Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.
Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.
Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.
Сокращение должности – прекращение действия служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Нормативно такое основание увольнения закреплено в п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004. Гражданского служащего также могут освободить от должности и уволить с гражданской службы при ликвидации госоргана (п. 8.3 ч.1 ст. 37 ФЗ №79). В обоих случаях нанятое лицо теряет рабочее место не по своей воле, а по решению работодателя.
Обратите внимание. Порядок поступления и освобождения с гражданской государственной службы регулируется ФЗ №79. Если сотрудник, подпадающий под сокращение, относится к категории госслужащего, отношения с ним расторгаются именно в порядке, предусмотренном ФЗ №79. Для остальных работников применяются общие положения ст. 81 ТК РФ.
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79:
- Во-первых, даже если ликвидируется должность или упраздняется госорган, отношения с сотрудником не обязательно расторгнут. Человеку могут предложить альтернативу в том же органе, в органе, который примет функции ликвидируемой организации, или в другой госструктуре.
- Во-вторых, перевод осуществляется с письменного согласия служащего. Учитывается образование, квалификация и специальность, а также направления подготовки и стаж.
- В-третьих, работодатель обязан уведомить коллектив о грядущих увольнениях минимум за два месяца.
- В-четвертых, в течение этих двух месяцев в госоргане могут провести внеочередную аттестацию. Это нужно для того, чтоб определить профессиональный уровень сотрудника на момент сокращения штата. Аттестация должна быть организована в соответствие со ст. 48 ФЗ №79.
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
- Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
- Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
- За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
- При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
- С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
- В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
- Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
- Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
- На финальном этапе оформляется перевод служащего.
Премьер-министр считает, что России необходимы «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Михаил Мишустин сообщил, что после проведения инвентаризации рабочих мест государственных служащих всех уровней выяснилось, что примерно 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После детального анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур правительство подготовило решения по оптимизации административного аппарата. Для проведения реформы и сокращения должностей будет создана специальная рабочая группа, которая выработает стандарты. Этим стандартам, по словам главы правительства, должны соответствовать все министерства и ведомства и их территориальные органы.
Госслужащих ожидает масштабное сокращение штата
У властей намечен некий план, в ходе которого:
- планируется перераспределение функций государственных служащих;
- создание мониторинга работы для госработников, а также контроль за выполнением их деятельности;
- проведение оптимизации числа госслужащих;
- рост заработных плат – это заключительный этап реформы.
Глобальное изменение численности сотрудников государственного аппарата можно разделить 2 этапа – автоматический и структурный. Последний включает в себя создание новых подразделений госвласти, но пока об этом мало что известно
В качестве небольшого вывода, обсуждая свежие новости о сокращении госслужащих в 2021 году в Россииможно сказать, что вероятнее всего, все вышеперечисленное в итоге приведёт к повышению результативности работы госслужбы. Однако есть обратная сторона вопроса, чем меньше становится сотрудников, тем больше выпадает работы на тех, кто останется на занимаемых должностях.
Именно для этого и нужно повышение заработных плат, потому что без финансовой стимуляции добиться высокого уровня эффективности и продуктивной работы от сотрудников не получится.
(1
«Первый аспект состоит в том, что прогнозы относительно премьера Мишустин сбываются – еще в момент назначения эксперты характеризовали его как опытного руководителя-управленца, нацеленного на эффективные решения и имеющего опыт таких решений. Это и происходит.
Второй момент – понятно, что в условиях сложной экономики это решение не только управленческое, но и политическое.
Безусловно, это решение найдет понимание со стороны избирателей и, как бы это ни звучало, пользователей услуг власти», — комментирует новость директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский.
Третий момент, на который считает важным обратить внимание эксперт – сейчас в обществе существует очень мощный запрос, направленный на эффективную власть, то есть власть, которая действует не в интересах себя, а в интересах людей, принимает эффективные решения, в том числе учитывает мнение людей. На этот запрос, напомнил Потуремский, отреагировал президент, и эти принципы работы власти были отражены в его послании к Федеральному собранию.
Президент Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что решением о сокращении штата чиновников Мишустин подтверждает свою репутацию технократичного премьера-управленца.
«Сокращение служащих не кажется радикальным шагом – скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста.
Он последовательно оптимизирует все ресурсы – на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами.
Главное, что Мишустин – человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно.
На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается», — заключил он.
А вот РИА «Известия», ссылаясь на свой источник в министерствах, предполагают, что основная оптимизация коснется федеральных агентств Россвязь и Роспечать.
В правительстве России в рамках предложенной премьер-министром Михаилом Мишустиным реформы системы управления обсуждается вопрос ликвидации федеральных агентств Россвязь и Роспечать. Об этом заявил глава думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в интервью «Известиям».
«Насколько мне известно, [в правительстве] обсуждается вопрос оптимизации структуры Минцифры. (…) Помимо самого министерства, есть два агентства и одна служба. К службе [Роскомнадзору] вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи — их будущее в правительстве обсуждается», — пояснил Хинштейн.
По его словам, вопрос об упразднении или объединении ряда структур подняли после того, как стало ясно, что попытка создать три уровня исполнительной власти из министерств, служб и агентств не удалась.
Депутат Госдумы отметил, что правительство может пересмотреть подходы к существованию некоторых структур при исполнительных органах после реформы системы управления в России, анонсированной премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Близкий к правительству источник «Известий» добавил, что реформа предлагает установить минимальную численность сотрудников департаментов в министерствах в 40 человек, однако почти в половине из них штат вдвое меньше. При этом оптимизация будет проводиться за счет низовых исполнителей, считает руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегических разработок Александр Малахов.
За последнее время правительство неоднократно предпринимало попытки сократить штат государственных работников. Но планируемые значения по количеству сотрудников ни разу не были достигнуты. На данный момент около 20% рабочих мест в госведомствах и различных министерствах по-прежнему остаются вакантными. Это можно объяснить сравнительно низким уровнем зарплат и высокой нагрузкой.
Чтобы определить оптимальное количество сотрудников для каждого конкретного ведомства, предварительно была проанализирована их работа с учетом специфики деятельности. По итогу были подготовлены решения по оптимизации органов исполнительной власти и подведомственных организаций, которые будут реализованы в рамках стартовавшей реформы.
Анонсированное сокращение госслужащих в 2021 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу. В то же время руководителям федеральных ведомств и министерств была предоставлена возможность выступить со встречными предложениями об оптимизации, которые они должны были направить в Минфин и Аппарат правительства до 20 ноября 2020 года.
Основная цель реформы госслужбы в 2021 году — повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Судя по последним новостям, граждане все чаще недовольны качеством их услуг, жалуются на нарушения сроков и невыполнение должностных обязательств. По словам Мишустина, ведомствам нужен не раздутый, а рационально сформированный штат квалифицированных специалистов. Только при таком условии можно добиться повышения эффективности деятельности государственных служащих.
Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Как и все работники, принятые в штат по трудовому договору и оформленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, государственные служащие имеют определенные гарантии при увольнении по сокращению штата.
Сокращение госслужащих в 2020 году: выплаты и компенсации (по действующему в данный момент законодательству):
- заработок за время, которое сотрудник отработал до момента прекращения контракта;
- компенсация за неотгулянный отпуск;
- выходное пособие в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Выходное пособие выплачивается в следующем порядке:
- единовременно в размере среднего заработка непосредственно при расторжении договора;
- в течение двух месяцев трудоустройства в аналогичном размере.
Последняя выплата именуется в законодательстве сохранением среднего заработка на время трудоустройства, она может быть продлена и на третий месяц, но только в исключительных случаях и по решению органа службы занятости.
Кроме того, есть гарантии и в ходе самого процесса сокращения: так, например, работники должны быть заблаговременно уведомлены о соответствующем решении и строго под роспись. Прекратить взаимоотношения с работодателем сотрудник может и до истечения срока уведомления, получив размер среднего заработка до даты расторжения договора по плану.
Читал, что уволят каждого десятого чиновника в мэрии Москвы. Это правда или нет? Будет ли сокращение штата госслужащих в 2021 году?
Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году
К чиновникам обычно относят два типа сотрудников государственных органов. Именно этот принцип заложен в методологии Росстата.
Это те, кто занимает государственную должность. Согласно указу президента от 1995 года, например, должность председателя правительства, министра или председателя Счетной палаты.
В регионах, по словам доцента кафедры государственного управления РАНХиГС Павла Кудюкина, местные власти создают свои перечни государственных должностей.
Плюс это те, кто помогает им выполнять свою работу. Росстат относят к госслужащим даже тех, кто обслуживает здания ведомств и охраняет их.
В 2017 году в России насчитывалось всего более 2,1 млн чиновников. Их число увеличилось на 1,2% по сравнению с 2016 годом.
До этого — начиная с 2009 года — число чиновников снижалось ежегодно.
Исключением стал 2014 год, когда в статистике начали учитываться сотрудники МВД. Тогда число работников госорганов выросло сразу на 664 тысячи человек — или на 43% — по сравнению с 2013 годом.
Если планы минфина все же будут реализованы, то от сокращений могут пострадать в первую очередь госслужащие в региональных учреждений, считает Кудюкин. Больше всего их, по его словам, в налоговых инспекциях.
Пострадать также могут, например, сотрудники государственной трудовой инспекции, предполагает он. В инспекциях в регионах работают достаточно много человек, но там есть проблемы с нехваткой кадров. Например, по словам Кудюкина, у них хватает сотрудников для реагирования на жалобы и внеплановые проверки, а вот с плановым проверками — уже сложно.
Калинин думает, что под сокращения могут попасть «обеспечивающие и обслуживающие структуры, бэк-офис». В пример он приводит планируемый переезд министерства экономического развития, министерства торговли и промышленности и других структур в небоскребы Москва-Сити. Формально из-за этого переезда некоторые позиции — например, в управлении делами министерств — становятся избыточными, полагает он.
Уже с середины 2019 года появились данные, что Минфин готовит сокращение чиновников в 2020-2021 годах, последние новости их только подтвердили. Несколько лет назад уже проводилось сокращение штата государственных служащих, была уволена пятая часть работников. Однако, по заявлению Правительства РФ, их численность, тем не менее, возросла на 100 000 человек за последние пять лет.
Данные обстоятельства привели к ситуации, в которой повышение размеров заработной платы возможно только путем индексации на уровень инфляции. Заработная плата части мелких чиновников, как считают в Минфине, неконкурентоспособна. Для увеличения размера оплаты труда до соответствующего уровню развития экономики необходимы ежегодные поступления из бюджета в размере 100 миллиардов рублей, а их гарантировать никто не может.
Таким образом, сокращение штата планируется, если верить заявлениям членов Правительства РФ, только в целях повышения заработных плат оставшимся в штате, а не для экономии бюджетных средств.
Все эти факты озвучила сначала в своем выступлении на комиссии по государственному управлению при Президенте и в Правительстве, а затем и в интервью РИА «Новости» первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Премии по новой системе
Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.
Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.
Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.
Каких госслужащих будут сокращать в 2022 году
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Согласно документу предполагается, что с 1 января 2021 г. предельная численность гражданских служащих и работников сократится:
- на 5 процентов — в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти;
- на 10 процентов — в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.
С начало нового периода россиян всегда ждут новости по увеличению минимального размера заработной платы и прожиточного минимума. От этих показателей зависят дальнейшие расчеты по ЗП и социальным пособиям. По Указу Президента РФ Путина В.В. индексация была проведена на опережение величины инфляции, таким образом, минимальный размер ЗП в текущем периоде составил 13 тыс. 890 руб., ПМ для трудоспособного населения – 13 тыс. 793 руб.
Получается, что бюджетникам минимально обязаны оплатить не ниже МРОТ, в то же время данная величина едина для всех регионов. На практике же, минимальные оклады начисляют в небольших населенных пунктах и рядовым специалистам без опыта работы.
Обычно бухгалтера прибавят к МРОТ оплату за совмещение должности, за сверхурочное время или выходы в праздники/выходные, компенсации, премии, в том числе районный коэффициент. К примеру, в Ростовской области минимальная ЗП в пределах 16 668 руб., Башкортостане – 15 973,5 руб., Иркутской области и в Иваново – 13 890 руб.
Уже с 1 января 2022 года стало понятно, что Правительство РФ сдержало обещание.
Например, в федеральных министерствах специалист-эксперт ранее имел должностной оклад в размере 2 600 рублей, а ежемесячное денежное поощрение на этой должности составляло 2,5 оклада, то есть 6 500 рублей. Теперь базовый должностной оклад составит 14 658 рублей, а размер денежного поощрения — 0,9 оклада (13 192 рубля).
В свою очередь, ставка должностного оклада у заместителя федерального министра выросла с 5 650 до 31 845 рублей (коэффициент денежного поощрения при этом снижен с 10,5 до 3,5 оклада).
Специалист 1-го разряда в аппаратах нижней и верхней палат парламента РФ ранее имел оклад 2 200 рублей и денежное поощрение в размере 2,5 оклада (5 500 рублей), а теперь — оклад 12 405 рублей и денежное поощрение в размере 0,9 оклада.
Аналогичным образом меняются оклады и структура денежного довольствия и для других должностей федеральной государственной гражданской службы в различных ведомствах.
Для чиновников центральных аппаратов ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по нормам данного указа с 1 января 2022 года, для госслужащих территориальных подразделений федеральных органов власти, аппаратов судов и представительств РФ за рубежом — с 1 января 2023 года.
Как отмечалось в пояснительной записке к принятому закону о совершенствовании системы оплаты труда в этой сфере, планируемые меры будут исполнены в том числе за счет средств, полученных в результате оптимизации структуры и сокращения численности госслужащих.
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.
Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.
Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.
Расчет зарплаты и пособий по-прежнему будет происходить на основе прожиточного минимума (федеральный – 12 654 рубля) и регионального МРОТ (ФЗ-82). Регионы вправе самостоятельно выбирать минималку, главное, выше федеральных значений – 13 890 рублей. При отсутствии региональной, берется федеральный МРОТ. Тогда при его повышении в России увеличатся оклады работников.
Кто считается госслужащим в 2022 году
Предстоящее сокращение на одной из пресс-конференций подробно прокомментировал премьер-министр РФ Мишустин М. В. Исходя из его заявления, стало известно, что готовящееся сокращение будет проводиться следующим образом:
- Центральное федеральное отделение МВД – снижение численного состава служащих на 5%;
- территориальные отделения МВД – снижение численного состава на 10%.
По статистическим данным на конец ноября 2020 года, более 18% вакансий в МВД остаются свободными. Из этого можно сделать вывод о том, что готовящееся сокращение не приведет к потере работы граждан. Лица, попавшие в эти самые 10%, просто лишатся статуса служащих и будут переведены на обычную работу.
Дополнительно планируется внедрить МЧС в состав МВД в качестве обособленного подразделения.
Дополнительно реформа затронет и аппарат следственного комитета. Глава федерального СКР Бастрыкин А. И. издал распоряжение о собрании исследовательской группы, которая решит вопрос целесообразности сохранения транспортных подразделений ведомства.
Вырезка из распоряжения:
«Провести тщательный анализ транспортной деятельности численного состава следственного комитета. Представить руководству собранной группы отчет по рентабельности сохранения этих подразделений в системе функционирования следственного комитета РФ».
По заявлениям авторитетных источников, не исключен вариант, при котором СКР вовсе будет возвращен в состав прокуратуры РФ, где и находилось ведомство ранее.
В целях экономии государственного бюджета, готовящаяся реформа затронет и вооруженные силы страны. Предлагаются следующие корректировки:
- сокращение численности состава на 10%, что составит порядка 100 тыс. человек;
- увеличение регламентированных сроков использования казенного имущества (форма, обувь, постельные принадлежности и т.д.);
- отмена действия права военнослужащих-контрактников на бесплатное питание в столовых воинских частей;
- запрет на индексацию довольствий сверх зафиксированного темпа роста инфляции;
- повышение требования для военной пенсии по выслуге лет (увеличение стажа с 20 до 25 лет).
Предполагается, что под сокращение, в первую очередь, попадут:
- медики;
- юридические сотрудники;
- экономисты и т.д.
Причем для них сокращение не будет означать увольнение. Они будут переведены с военной службы на государственную.
За счет всех корректировок, вводимых с принятием реформы, Министерству Финансов удастся сэкономить достаточно большую часть государственного бюджета. Соответственно, логичен вопрос о повышении размеров довольствий служащих.
Для этих целей Министерством Финансов в 2022 году было выделено 766 млрд. руб. Также уже был определен бюджет повышения на 2022 год. Он составит 796 млрд. руб.