Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему ребенок считает, что его не любят?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы произнести «Я тебя не люблю!», надо, как минимум, уметь говорить, складывать слова в фразы и понимать их значение. Значит ли это, что подобные фразы можно услышать лишь от детей, перешагнувших рубеж 3–4 лет? Да, но начинается все еще раньше.
До 2 лет словесного проявления нет, но есть агрессивные действия. Пока ребенок умеет действовать, но не говорить. Если в этом возрасте научиться правильно реагировать на такие действия, как удары, причинение боли, плевки, укусы и т.д., тогда проблемы жестоких фраз может и не возникнуть. Во многом такое поведение – это изучение границ дозволенного и прояснение для себя, как родители реагируют на такие провокационные действия, а также реакция обиды.
2–3 года. Ребенок учится говорить, быстро накапливает словарь и начинает им пользоваться. Он в целом понимает значение фраз. Уже можно услышать от него короткие, но эмоциональные фразы «Ты плохая!», «Мама-бяка!». В этом возрасте это непосредственная эмоциональная реакция на запреты взрослых или повторение («отработка» в речи) фраз, которые он слышит от взрослых. Малыш уже может вступить в «группу поддержки» и произносить эти фразы по отношению к тому члену семьи, у которого есть конфликт, например, с его мамой.
3,5–5 лет. Начало манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия несут за собой определенную реакцию (выигрыш или санкции). То, что несет выигрыш, закрепляется в поведении. Это возраст бессознательных манипуляций. Все остальные причины (выражение обиды без цели воздействия на взрослого, членство в «группе поддержки») также сохраняются.
5,5–7 лет. Расцвет манипуляций. Ребенок начинает пользоваться манипуляцией более сознательно и не так «прямолинейно». Но далеко не все дети этого возраста манипулируют с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать их просто как реакцию на обиды. Мотив «группы поддержки» также не утрачивает актуальности.
Взрослые боятся показывать любовь
Бывает так, что мать или отец боятся демонстрировать свои чувства любви ребёнку. Они не говорят лишний раз теплых слов, не называют детей ласковыми прозвищами, стараются избегать прикосновений, поцелуев и объятий, считая их слабостями. Причиной такому поведению может быть аналогичное воспитание в родительской семье или страх взрослого избаловать ребёнка. Родители сдерживают чувства, а дети могут понимать это как отсутствие любви.
Стоит открыть свое сердце для теплых и нежных чувств. Проявлением любви невозможно избаловать, это можно сделать в том случае, если позволять детям постоянно нарушать правила, не являться авторитетом, контролировать каждый шаг, не приучать к самостоятельности.
Не бойтесь показывать любовь детям так, как того просит душа и сердце — это сила, способная не только поднимать настроение и дарить радость, но и способствовать развитию в ребёнке больших талантов и способностей.
К чему приводит недостаток любви в детстве
Положение в обществе любого взрослого человека зависит от того, насколько он уверен в любви собственных родителей. Данное утверждение объясняется тем, что для детей до 6 лет главными авторитетами и опорой по жизни являются их мама и папа. Они — отражение всего мира, им ребёнок верит безгранично, впитывает буквально каждое слово.
От их отношения к ребёнку зависит вся его будущая жизнь, уверенность в себе, успешность, благополучие.
Уже к 6 годам каждый малыш имеет собственный взгляд на мир, на происходящее, на себя, на окружающих. Психика в прямом смысле слова, программируется очень рано и очень быстро. А психологи утверждают, что уже к 4 годам у ребёнка сформирован мозг на 80%. Теперь им на 95% процентов управляет подсознание и тот опыт, что заложили в него до этого возраста будет влиять на всю его жизнь.
Психологические советы
Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?
Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка
Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть. В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном».
Читать еще: Можно ли принимать Трихопол при беременности?
Почему это происходит
Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.
Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.
Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.
Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.
Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.
Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.
Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.
В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.
По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:
- первичную самостоятельность;
- адекватную самооценку;
- способность самоанализа;
- социальную адаптацию.
Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:
- невротические реакции;
- энурез;
- внутренние комплексы;
- ночные страхи, кошмары;
- заикание.
Физиологические причины Психологические причины
Слабость жевательных мышц | Возможно, маленький ребенок кусается от избытка эмоций. Он еще не умеет выражать их словами, но нуждается в разрядке. Скорее всего, он не осознает, что причиняет кому-то боль. Также ребенок укусами привлекает внимание, напоминает о себе |
Если дело в мышцах, то их нужно тренировать, например, давать ребенку что-то погрызть, предлагать надуть воздушный шар. Если ребенок кусает от радости, нужно научить его обниматься, прыгать, хлопать в ладоши.
Аутизм нарушение развития у детей встречается у младенцев уже в 2-летнем возрасте, но диагноз может быть подтвержден и позже — в 3-5-летнем возрасте. Аутичные дети строят свой маленький мир и не хотят его покидать, любят играть одни и ни с кем не общаться. Их связь с внешним миром нарушена, хотя на физическом уровне они вполне здоровы.
Признаки аутизма:
- самоизолироваться, избегать людей, не искать друзей;
- нравится играть в одиночку;
- Трудности в вербальной (речь, письмо) и невербальной (мимика, жесты, прикосновения, оценка внешнего вида и голоса) коммуникации. Задержка речи, молчание – беспорядочное произношение фраз и слов;
- Нарушение социальных взаимодействий — отсутствие привязанности к действиям других, невосприимчивость к его влечению, несмотрение в глаза, непривязанность к кому-либо;
- Стереотипность поведения – наличие определенных обязательных ритуалов, повторение одного и того же вида действий в течение длительного времени, отголоски – повторение слов;
- Может быть агрессивным, кричать при попытке установить контакт;
- Любые изменения, происходящие вокруг него, будут мешать.
Для некоторых людей (1-2 человека) люди с аутизмом делают исключение и могут с ними общаться.
Точная причина аутизма еще не установлена, хотя многие эксперты отдают предпочтение генетической версии. Некоторые считают, что эта патология вызвана органическим заболеванием головного мозга.
Дети с аутизмом любят музыку. При легкой степени инвалидности они могут даже опережать своих сверстников в интеллектуальном плане, лучше учатся, но только по отдельным предметам, потому что их интеллектуальное развитие очень избирательно. Кроме того, такие люди склонны демонстрировать незаурядные способности в определенных областях (науки, искусства), а при правильном воспитании, обучении и специальных исправлениях вполне нормально адаптируются в обществе.
Почему у ребенка истерика
Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.
Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:
-
ребенок не получает желаемого;
-
его оторвали от увлекательного занятия;
-
он переутомился;
-
хочет внимания родителей;
-
играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;
-
у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.
Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
- малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
- ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
- годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
- ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
- ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
- малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
- ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
- в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
Признаки депрессии и нервного истощения
Истощение организма на нервной почве имеет характерную триаду. В нее входят:
- угнетение эмоциональной сферы;
- подавление когнитивных способностей;
- ослабление психомоторики.
Основные психические и физические симптомы:
- постоянная головная боль;
- нарушения сердечного ритма;
- ощущение дискомфорта в области груди;
- дыхательные нарушения, появление одышки или ощущения удушья;
- расстройства пищеварения, понос или запор;
- расстройства аппетита;
- бессонница или сонливость ночью;
- тревожность;
- ощущение надвигающейся опасности, которое появляется в любое время суток;
- раздражительность;
- мысли о самоубийстве;
- появление аутоагрессивного поведения;
- снижение или полное отсутствие полового влечения;
- туннельное мышление (однообразное; человек видит только то, что находится у него под глазами, не признает ошибок);
- отрицательная оценка происходящего в мире;
- социальное отчуждение.
Что должен уметь говорить трехлетний ребенок
Норма речевого развития ребенка в этом возрасте включает следующие умения:
- знание имени и фамилии, своего адреса и города, имен родителей и близких родственников;
- активный словарь составляет не менее 250-300 слов;
- употребление не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий;
- употребление предложений, состоящих из 3-4 слов;
- в целом правильное склонение слов по падежам, временам и числам — могут быть незначительные ошибки;
- простое описание событий или пересказа услышанного, прочитанной взрослым сказки;
- адекватное восприятие речи окружающих, умение вступить в разговор и поддерживать его на своем возрастном уровне.