Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение арбитражного управляющего для юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
Права и обязанности арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
-
получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
-
созывать собрание кредиторов;
-
обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
-
привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;
-
подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.
Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:
-
проводить анализ финансовой деятельности должника;
-
составлять реестр кредиторов;
-
выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;
-
защищать имущество должника;
-
сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.
Кто может быть арбитражным управляющим?
К нему предъявляется ряд следующих требований:
- членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
- гражданство РФ;
- свидетельство ИП в качестве арбитражного управляющего;
- высшее образование в области права или экономики (однако допускается диплом об образовании и в другой сфере)
- годовой опыт работы в качестве руководителя;
- двухгодичный стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего;
- оплата взносов в фонд СРО (в случае если специалист некачественно исполнял свои функции, и потребовалась компенсация материальных убытков);
- отсутствие наказаний за умышленные преступления;
- положительная оценка при обучении на спецкурсах;
- страхование ответственности по результатам труда.
Обязанности конкурсного управляющего
К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:
-
провести инвентаризацию имущества банкрота;
-
организовать оценку имущества с привлечением оценщика;
-
в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;
-
контролировать сохранность имущества банкрота;
-
осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;
-
анализировать материально-денежное положение должника;
-
в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;
-
предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;
-
вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.
Полномочия конкурсного управляющего
Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.
Полномочия конкурсного управляющего:
-
владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;
-
заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;
-
отправить на хранение документацию должника;
-
предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;
-
требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.
Как ЕФРСБ помогает в выборе финуправа?
На данный момент данный ресурс предлагает самую точную и актуальную информацию обо всех финансовых управляющих России. Если, например, выбранный вами специалист покинул СРО, информации об этом на сайте арбитражного суда может не быть. На сайте ЕФРСБ напротив его фамилии обязательно будет пометка – «не состоит в СРО». Есть на сайте и список дисквалифицированных управляющих. Важно, чтобы фамилии «вашего» в нем не было.
Если же все в порядке, вы найдете на сайте профессиональную карточку финуправа, в которой содержится его полный послужной список. Услуги управляющего, который успешно провел несколько десятков дел о банкротстве, не имел отводов/самоотводов в их процессе, будут стоить весьма дорого. Так что рекомендуется искать не «звезду», а просто крепкого профессионала, на счету которого несколько успешных дел. Особое внимание обращайте на самоотводы – вам не нужен специалист, который «кинет» вас в ходе процесса, если ему покажется, что что-то пошло не так, как он планировал.
Регламент работы в рамках последней стадии банкротства
Он весьма строг:
- После назначения у конкурсного управляющего есть всего 10 дней на то, чтобы не вызывая неудовольствия суда и кредиторов, опубликовать сведения о начале новой стадии банкротства на ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ».
- Затем – девяносто дней на то, чтобы сформировать конкурсную массу. То есть, произвести полную инвентаризацию имущества банкрота. Оспорить сомнительные сделки и вернуть имущество, реализованное по ним в «общий котел». Составить подробный список каждого лота торгов с указанием цены каждого.
- После этого ему следует вновь опубликовать новые сведения о ходе этапа на федеральном ресурсе ЕФРСБ и составить отчет для кредиторов
- Затем следует организация торгов. А за ней – новый отчет для собрания кредиторов.
Кто такой финансовый управляющий
Ответ, казалось бы, — в вопросе. Это специалист, который управляет финансами должника в случаях и пределах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но на самом деле функции и полномочия ФУ гораздо шире.
Чтобы управлять финансами, их нужно найти, что и делают ФУ. Они собирают сведения о доходах должника и его имуществе (а также об имуществе супруга).
Финансовые управляющие могут требовать у Арбитражного суда, чтобы он принял меры для сохранности имущества должника (если есть серьёзное подозрение, что имущество может «уйти» из-под носа кредиторов).
Если должник дарил или продавал имущество в последние три года, ФУ пристально изучит эти сделки. А вдруг должник за год до банкротства подарил двоюродному дяде квартиру, хотя у самого уже были проблемы с финансами? Налицо как минимум очень серьёзные подозрения, что должник выводил имущество, чтобы оно не досталось кредиторам.
Кстати, подтвердить честность или найти доказательства фиктивного банкротства — прямая обязанность ФУ. Если только он обнаружит признаки, указывающие, что гражданин банкротится нечестно, то должен сообщить об этом суду (а если речь идет о суммах свыше 2 миллионов, то и в полицию).
Финансовый управляющий участвует в обеих процедурах банкротства:
- в реструктуризации долгов. На этом этапе составляется и утверждается график платежей, по которому гражданин должен расплатиться со всеми кредиторами за определенный срок. Если план предложил должник, то максимальный срок реструктуризации — 2 года, если предложили кредиторы — 3 года.
В ходе реструктуризации ФУ может запрашивать у должника информацию о его финансовом положении, чтобы понять — справится ли он с графиком реструктуризации, если его утвердит суд. В этот должник еще сам распоряжается своими доходами, ФУ их не касается.
- в реализации имущества. Доходы и имущество должника (кроме прожиточного минимума, единственного жилья и некоторых вещей первой необходимости) попадают в конкурсную массу — это все уйдет на оплату долгов.
В заявлении о признании должника банкротом, независимо от того, кто обращается с таким заявлением: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, — указывается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона о банкротстве в определении о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд указывает СРО, определенную лицом, подавшим заявление, из числа членов которой будет утвержден временный управляющий.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в СРО. Это определение для СРО будет являться запросом о представлении кандидатур арбитражного управляющего. Арбитражный суд также может составить запрос как отдельный документ, содержащий в себе просьбу о представлении кандидатур временного управляющего, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим, и дополнительным требованиям, указанным в заявлении о признании должника банкротом (в случае обращения с таким заявлением конкурсного кредитора или уполномоченного органа, так как согласно п. 2 ст. 37 Закона о банкротстве в заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего). Такой запрос арбитражный суд направляет в СРО с приложением определения, так как обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в заявленную СРО установлена п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве.
После получения запроса о представлении кандидатур временного управляющего СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве временного управляющего для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.
Уровень профессиональных качеств кандидатур арбитражного управляющего СРО определяют самостоятельно. Следует отметить, что в настоящее время в практике деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, действующих на территории Российской Федерации, не выработан единый подход к оценке профессиональных качеств арбитражного управляющего. В настоящее время отсутствует и нормативно-правовое регулирование данного вопроса, что создает трудности в формировании списка кандидатур арбитражных управляющих, а также влечет возможность злоупотребления со стороны лиц, ответственных за составление такого списка. Кроме того, остается нерешенным вопрос о том, кого можно представить в качестве второй и третьей кандидатуры, если в качестве первой кандидатуры в списке стоит кандидатура наименее квалифицированного арбитражного управляющего. Или получится, что такого арбитражного управляющего СРО не поместит в список в качестве первой кандидатуры никогда? Но в таком случае данному лицу, обладающему наиболее низким уровнем профессионализма в сфере арбитражного управления, вообще нет смысла вступать в СРО и надеяться на возможность осуществления предпринимательской деятельности в качестве арбитражного управляющего. Кроме того, он не получит возможности повысить свой профессиональный уровень.
Что же следует понимать под профессиональными качествами арбитражного управляющего, оценить и учесть уровень которых необходимо СРО при составлении списка кандидатур арбитражного управляющего? На практике чаще всего СРО среди профессиональных качеств, которые будут учитываться при составлении списка кандидатур, выделяют следующие:
— срок осуществления лицом деятельности в качестве арбитражного управляющего;
— количество проведенных (завершенных) лицом процедур банкротства, за исключением процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
— количество завершения проводимых лицом процедур банкротства заключением мирового соглашения;
— количество проведенных процедур банкротства в отношении градообразующих организаций;
— количество высших образований;
— наличие ученого звания или степени;
— количество субъектов Российской Федерации, на территории которых лицо исполняло обязанности арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении должника, и ряд других.
Однако даже такой примерный перечень качеств, которые целесообразно учитывать при определении уровня профессионализма лиц, являющихся кандидатурами для утверждения в качестве арбитражного управляющего, субъективен, количество позиций в нем может меняться. Выходом из описанной ситуации было бы принятие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос о порядке определения профессионально значимых качеств арбитражного управляющего и критериев их оценки.
Запрос, поступающий в СРО, может содержать «дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего, перечисленные в ст. 23 Закона о банкротстве. В таком случае согласно п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств. Таким образом, при поступлении в СРО запроса, содержащего «дополнительные» требования, уровень профессиональных качеств арбитражных управляющих может не учитываться, так как основной задачей, стоящей перед СРО при составлении списка кандидатур, будет соблюдение порядка уменьшения соответствия кандидатур «дополнительным» требованиям, содержащимся в запросе. Профессиональные же качества должны быть учтены в том случае, если все изъявившие согласие на назначение кандидатуры будут соответствовать «дополнительным» требованиям в равной степени.
Не позднее чем через пять дней с момента поступления запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю и должнику.
Вопрос о назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.
В соответствующем судебном заседании должник и заявитель (если заявителем, то есть лицом, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, является конкурсный кредитор или уполномоченный орган) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Обосновывать решение об отводе, указывать и пояснять причины заявленного отвода лица, обладающие правом отвода, не обязаны. Оставшаяся после отводов кандидатура утверждается арбитражным судом.
В случае если лица, имеющие право отвода, не воспользовались этим правом, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.
До проведения назначенного арбитражным судом заседания по рассмотрению обоснованности требований заявителя, на котором также рассматривается вопрос об утверждении временного управляющего, в арбитражный суд могут поступить заявления о признании этого же должника банкротом от других лиц.
Согласно п. 8 ст. 42 Закона о банкротстве вновь поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. В случае если рассмотрение обоснованности требований первого заявителя откладывается арбитражным судом, а также если требования первого заявителя признаны необоснованными, арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей. В данном случае согласно п. 9 ст. 42 Закона о банкротстве арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом из числа членов саморегулируемой организации, заявленной тем конкурсным кредитором или уполномоченным органом, требования которых будут признаны обоснованными первыми.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- Совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- Срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- Имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Права арбитражного управляющего
Общие, присущие всем арбитражным управляющим права и обязанности установлены ст. 20.3 закона № 127-ФЗ.
В п. 1 данной статьи перечислены основные права управляющего, независимо от процедуры банкротства, а именно:
- созывать собрание/комитет кредиторов;
- ходатайствовать в суде по вопросам, связанным с процедурой банкротства;
- получать вознаграждение;
- привлекать специалистов к решению некоторых задач, возникающих в процессе работы, с оплатой за счет должника (привлечение таких лиц должно быть необходимым и обоснованным, критерии обоснованности указаны в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ «О порядке погашения…» от 17.12.2009 (в ред. от 06.06.2014) № 91);
- получать любые сведения о деятельности субъекта и его контрагентов, в том числе сведения, являющиеся банковской, служебной или коммерческой тайной;
- ходатайствовать в суде о сложении с него функций арбитражного управляющего.
Полномочия арбитражного управляющего, возложенные законом № 127-ФЗ лично на него, не могут быть делегированы иным лицам. Круг таких полномочий уточняется в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 23.07.2009 (в ред. от 20.12.2016) № 60.
Требования к кандидатуре арбитражных управляющих
Специалисты, назначаемые на процедуру ведения банкротства, согласно требованиям законодательства, должны соответствовать следующим критериям:
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие опыта работы на руководящих должностях;
- прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- отсутствие наказаний, связанных с профессиональной деятельностью, и судимости за умышленные преступления;
- прохождение теоретического экзамена;
- заключение договора обязательного страхования ответственности.
Порядок назначения арбитражного управляющего позволяет судебной инстанции утвердить кандидатуру, если специалист соответствует указанным выше требованиям, однако законодательством предусмотрена возможность требования кредиторами соответствия дополнительным критериям:
- наличие высшего образования в сфере деятельности должника;
- наличие стажа работы в конкретной отрасли на руководящих должностях;
- опыт работы арбитражным управляющим (конкретное количество проведенных процедур).
В некоторых случаях к числу требований, предъявляемых к кандидатуре управляющего, добавляется также наличие допуска к государственной тайне требуемой формы, если проведение его деятельности подразумевает работу со сведениями, содержащими государственную тайну.
При назначении специалиста для ведения процедуры банкротства должника, ответчик может подать в судебную инстанцию прошение о смене управляющего. В заявлении должны указываться причины, по которым сторона выступает против выбранной кандидатуры. Если причины будут признаны арбитражным судом объективными, для проведения процесса будет назначен другой специалист.
Куда обращаться за помощью к арбитражному управляющему
Финансовый управляющий – это арбитражный распорядитель, но действует он исключительно в интересах физических лиц.
Первостепенно следует отметить, что участие в деле этого специалиста является обязательным. В отличии, скажем, от того же адвоката. Итак, где же его искать?
Поначалу должнику нужно указать в заявлении любую СРО АУ, которая располагается в его городе. После этого арбитражный судья выбирает из ее состава конкретного финансового управляющего, который и будет заниматься делом должника.
Основные условия для финансового распорядителя при деле о несостоятельности юридических лиц практически не отличаются от условий для специалиста по делам лиц юридических. Он должен:
- Быть посредником между арбитражным судьей, задолжником и кредиторами;
- Быть абсолютно незаинтересованным в итогах дела;
- Быть независимым как от кредиторов, так и от задолжника;
- Не иметь судимостей;
- Состоять в одной из саморегулируемых организаций (и только в одной!).
В деле о несостоятельности физических лиц финансовый управляющий имеет следующие обязательства:
- Определять собственность гражданина-задолжника;
- Проводить финансовый анализ;
- Публиковать информацию о задолжнике и осуществляемом деле в ЕФРСБ, а также издании «Коммерсантъ»;
- Анализировать планы реорганизации задолженностей;
- Подавать в суд исковые заявления о признании договоров задолжника недействительными (если имеются такие договора и основания, чтобы их оспорить);
- Согласовывать с задолжником и кредиторами деятельность касательно описанной собственности;
- Проводить кредиторские собрания;
- Полностью взять под контроль денежное положение физического лица.
Процесс признания неплатежеспособности физического лица немного отличается от признания несостоятельности лица юридического. В основном, речь идет о конкретном порядке, касающемся принятия решений судьей, в том случае, если физическое лицо подаст заявление о банкротстве.
Первым делом, арбитражный судья принимает решение о том, настолько основательным является сам по себе иск физлица о неплатежеспособности. Основной критерий это неоплата по кредиту на протяжении девяноста дней и задолженность от 500 тыс. руб. После устанавливается, какую же из процедур вводить по отношению к должнику: реструктуризацию задолженности либо продажу собственности. В первом случае у должника должна быть официальная хорошо оплачиваемая работа, во втором – имеется ввиду низкий уровень дохода или его полное отсутствие.
Внешнее управление и функции внешнего управляющего
Внешнее управление вводится судом на основании решения собрания кредиторов. На период проведения процедуры утверждается внешний управляющий. В соответствии с п. 1 ст. 94 закона № 127-ФЗ он заменяет собой действующего руководителя, отстраняемого от занимаемой должности.
Основная задача внешнего управления — восстановление платежеспособности должника. Для выполнения этой задачи внешний управляющий наделяется соответствующими правами и обязанностями (ст. 99 закона № 127-ФЗ). Так, он должен:
- разработать и утвердить план внешнего управления предприятием, реализовывать предусмотренные им мероприятия (для подготовки плана управляющий проводит финансовый анализ должника (п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2003 № 367).
- принять имущество должника, проверить и документально подтвердить его наличие, состояние, оценку;
- обеспечить ведение необходимой отчетности должника;
- вести реестр требований кредиторов;
- взаимодействовать с комитетом/собранием кредиторов и т. д.
Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий?
Кто назначает арбитражного управляющего? — это вопрос, который одним из первых встает перед заявителем в деле о банкротстве, поскольку от арбитражного управляющего зависит вектор развития процессов банкротства организации должника. Назначает арбитражного управляющего арбитражный суд своим определением. Данное назначение однако на 99% в случае с временным управляющим зависит от кандидатуры временного арбитражного управляющего, которая указана в заявлении на банкротство. Таким образом, если заявитель — это кредитор, то кредитор предлагая кандидатуру временного арбитражного управляющего определяет назначаемую кандидатуру. Если заявитель — это должник, то можно предполагать, что назначенный временный арбитражный управляющий будет придерживаться в большей степени позиции должника.
При этом нужно иметь в виду права собрания кредиторов изменить ход событий, поставить решить по своему вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего. Бывает, что уже на первом собрании кредиторов принимается решение о ходатайстве в суд о замене временного арбитражного управляющего даже для окончания стадии наблюдения. Для этого необходимо квалифицированное большинство голосов кредиторов и согласованность их позиции в отношении новой кандидатуры.
Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов. Группа кредиторов, обладающее большинством голосов, принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.
Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п. 2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника. После этого протокол собрания кредиторов или заявление на банкротство должника рассматривает арбитражный суд и в судебном акте утверждает арбитражного управляющего для проведения соответствующих процедур банкротства.