Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное страхование в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.
Размеры и порядок уплаты добровольных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд для последующего инвестирования
Добровольно вступая в правовые отношения, регулирующие уплату дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии, застрахованные лица самостоятельно определяют их размер исходя из своего материального положения.
Ежемесячный страховой взнос устанавливается в процентах от базы удержания (заработной платы, вознаграждения) либо фиксированной суммы.
Уплату производит работодатель одновременно с обязательными взносами.
К добровольному страхованию работников по обеспечению в старости относят и корпоративное страхование, когда величину страхового взноса назначает наниматель.
Привлеченные дополнительные средства Пенсионный фонд передает для инвестирования в негосударственный ПФ.
Для достижения большей доходности вложений застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать организацию, которая будет инвестировать накопительную часть пенсии, включая добровольные накопления.
При увольнении не работающие граждане самостоятельно уплачивают добровольные взносы посредством любой кредитной организации. По истечении квартала, в котором взносы уплачивались самостоятельно, застрахованное лицо в 20-дневный срок представляет территориальному органу ПФ копии платежных инструкций, подтверждающих произведенные перечисления.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Варианты программ ДПС
Программы ДПС разрабатываются негосударственным пенсионным фондом и страховыми компаниями для привлечения инвестиционного капитала вкладчиков. Существуют индивидуальные и корпоративные программы. Корпоративные программы функционируют на базе следующей организационной схемы:
- Вкладчик.
- Страховщик (компания, фонд).
- Участник, пенсионер.
Схемы пенсионных страховых программ бывают двух вариантов:
- с договорными страховыми взносами;
- с фиксированными выплатами.
Существует 4 разновидности базовых схем ДПС:
- пожизненная;
- с договорными взносами;
- срочная;
- с договорными выплатами.
НПФ вправе предложить вкладчику разные варианты расчётов размера пенсии:
- в зависимости от разряда трудящегося;
- по сумме пенсионных накоплений;
- согласно пропорциональному внесению взносов.
Итак, добровольное пенсионное страхование – это:
- дополнительные пенсионные средства;
- обеспеченная старость;
- достойный уровень жизни;
- гарантия получения денежных средств, независимо от политической и экономической стабильности в стране.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Что изменится в кадровом делопроизводстве
Работодатели будут включать в сведения о трудовой деятельности работника информацию о заключении и расторжении гражданско-правовых договоров (п. 3 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Также меняются правила приема на работу иностранцев. С 2023 года полис ДМС при трудоустройстве кадровик может требовать только от временно пребывающего высококвалифицированного специалиста (п. 7 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Соответственно иностранных работников без статуса ВКС уже нельзя будет отстранить от работы, а через месяц уволить, если у них истек срок действия договора добровольного медицинского страхования. Эти сотрудники будут входить в систему ОМС.
Структура пенсионной системы РФ
Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.
Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Где найти негосударственный накопительный фонд
Итак, где находится Государственный Пенсионный Фонд, понятно. Это система из районных, городских и областных отделений, отвечающая требованиям к структуре гос.организаций. Где искать НПФ?
Сегодня в РФ зарегистрировано 58 негосударственных накопительных фондов. Они есть как самостоятельные единицы (Пенсионный фонд электроэнергетики, Газфонд, Лукойл Гарант, Согласие и тд), так и в составе привычных нам банков (Сбербанк, ВТБ и др).
Перевести свои накопления можно в любой, но лучше выбирать тот, что надёжнее. Они отличаются степенью известности, начисляемым процентом и тд. Общее правило одно: снять деньги можно только по достижению пенсионного возраста и официальному начислению трудовой или социальной пенсии.
Зачем переводить? Государственный фонд просто хранит деньги у себя и никак их не использует. Негосударственные структуры пользуются накопленными средствами как своими активами, за что ежегодно индексируют сумму на счёте, повышая на некоторый процент. Даже если вообще не проводить никаких манипуляций с накоплениями и не преумножать их, они будут расти за счёт процента по вкладу.
Однако, при всей политике государства в отношении накопительной части пенсии, НПФ остаются непопулярными, и добровольных отчислений происходит сравнительно мало. Почему? Потому что граждане не привыкли вкладывать заработок неизвестно куда на непонятно длительный срок. Копить на старость – это до сих пор не модно, хотя пенсионная реформа началась ещё в 2000 году. За 20 лет облик «типичного пенсионера» из старушки в платочке с копейками в ладони превратился в работающего и активно отдыхающего гражданина с целями, надеждами и мечтами. Но россияне по-прежнему не верят негосударственным фондам и не пользуются возможностью отложить на будущее.
Чем НПО отличается от ОПС
Пенсионная система в России, как и в большинстве стран мира, устроена по страховому принципу. Граждане являются застрахованными лицами, а их работодатели на протяжении трудовой деятельности платят за них страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Таким образом, у работающего гражданина формируются 3 части пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС):
– фиксированная (она же базовая),
– страховая (зависит от количества пенсионных баллов, заработанных за период трудовой деятельности, и вместе с фиксированной частью составляет пенсию по старости),
– накопительная.
Выход человека на пенсию считается страховым случаем — он начинает получать выплаты. При этом пенсию по старости платит Пенсионный фонд России, а вот накопительную — либо ПФР, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) формируется только у тех, кто заключил соответствующий договор с НПФ и делает отчисления «на старость» по собственной инициативе. Рассмотрим НПО подробнее.
Обязательное пенсионное страхование
Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.
Трудовая пенсия включает три составляющих: базовую, страховую и накопительную, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно – из страховых взносов, перечисляемых работодателем).
Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета.
«Система накопительной пенсии никак не скажется на нынешних пенсионерах, хоть работодатель и будет перечислять в ФСЗН, например, 25% средств за каждого работника (вместо 28%).
Когда мы говорим о накопительной пенсионной системе, важно помнить, что она направлена на тех людей, которые пенсионерами еще не являются. Главный вопрос – насколько система эффективна для них? Но мы не поймем этого, пока не начнем пробовать. Беларусь, по сути, только начинает тестировать эту систему. И далее, ориентируясь на заинтересованность населения, будет совершенствоваться. Самое главное — перебороть страх того, что «я начну копить, а мне ничего не достанется», ведь гарантии и ответственность за пенсионные вклады, на мой взгляд, прозрачны, а вся ответственность за накопления прописана на законодательном уровне. С какого возраста начинать копить – вопрос личный, так же как и в какой валюте делать накопления: в белорусской или иностранной», — рассказала руководитель центра человеческого развития и демографии Института экономики НАН, кандидат экономических наук, доцент Анастасия БОБРОВА.
Отличия от обязательного
Добровольное страхование хорошо дополняет обязательную программу. Оно имеет такие основные отличия:
- обеспечивается по договору НПФ или страховыми компаниями (в отличие от обязательного государственного);
- требует добровольного волеизъявления сторон (не обеспечивается автоматически при достижении пенсионного возраста);
- база для налогообложения и тарификация не регламентируются законодательством;
- страхователь имеет возможность самостоятельно выбирать негосударственный фонд или компанию-страховщика;
- взносы выплачивают в негосударственные пенсионные фонды;
- наиболее важной является именно конкретная схема страхования (а не тарифы и процентные ставки по налогообложению, как для обязательного).