Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Узнать будущую пенсию можно будет через мобильное приложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
В следующем году возрастом выхода на пенсию будут 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Соответственно, пенсионного возраста достигнут женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения.
Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси на протяжении 2017–2021 гг. постепенно повышался (ежегодно на 6 месяцев), отталкиваясь от установленных на момент начала реформы пенсионных пределов в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при условии наличия общего стажа работы у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет.
Трудовым законодательством предусмотрены некоторые гарантии для работников предпенсионного возраста. Это сотрудники, которым до пенсии осталось 2 года, т.е. женщины в возрасте 56 лет и мужчины в возрасте 61 года.
Например, исходя из ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить контракт либо заключить новый с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, – не менее чем до достижения указанного возраста.
Ставка и величина в рост
Базовая величина в Беларуси выросла с 1 января до 37 рублей. Ранее ее размер составлял 32 рубля, таким образом, она увеличилась на 5 рублей. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат.
Также с 1 января 2023 года в Беларуси повысилась базовая ставка. Это основной элемент тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер — 228 рублей. Напомним, 1 января 2022-го базовая ставка составляла 207 рублей, с 1 ноября она повышена до 212. Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то они тоже выросли. Как и в 2022-м, базовая ставка в 2023 году будет подниматься в несколько этапов. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Беларуси планируется увеличение среднегодового значения базовой ставки на 10 процентов.
Кроме того, выросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников. На эти цели из бюджета будет направлено свыше 900 миллионов рублей, из них 350 миллионов — это дополнительные расходы по отношению к 2022-му.
Благодарность за труд
Заработная плата педагогических работников увеличивается. Так, для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования повышение составило 6 процентов от оклада, для профессорско-преподавательского состава — 15. Также выросла зарплата методистов и руководителей структурных и обособленных подразделений, которые занимаются научно-методическим обеспечением образования. Размер повышения на республиканском уровне — 30 процентов от оклада. Это касается Академии последипломного образования, Национального института образования, Республиканского института профобразования, Республиканского института высшей школы. На областном и районном уровне заработная плата этой категории педработников увеличилась на 20 процентов от оклада. Речь идет об институтах развития образования, учебно-методических центрах и кабинетах.
Также установлена надбавка за характер труда рабочим, дежурным по общежитию и по режиму, секретарю учебной части, работникам бюджетных организаций сферы образования, должности служащих которых являются общими для всех видов экономической деятельности, вместо базовой доплаты до минимальной зарплаты.
Напомним, с 1 сентября прошлого года повысилась заработная плата воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей. Надбавка за работу в отрасли составила 20 и 10 процентов от оклада соответственно.
18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Меры, предусмотренные Указом в части пенсионного обеспечения, внесены в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 04.01.2021) и вступили в силу с 1 января 2021 г.
В части пенсионного обеспечения Указом предусматривается:
Для многодетных матерей
• Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения,
— с 9 до 12 лет в общей сложности
Справочно:
Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. Ранее учитывался в пределах 9 лет.
ВАЖНО!
Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.
Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.
В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.
Во-вторых, с первого месяца 2023-го растет на 16% фонд оплаты труда, заложенный в бюджете республики. В-третьих, более чем на 70 рублей с 1 января подрастает и минимальная зарплата, составив 554 рубля.
Добавим, что, по словам вице-премьера белорусского правительства Игоря Петришенко, среднюю зарплату у бюджетников в стране за 2023-й собираются поднять на 196 рублей – с 1258 рублей до 1454 рубля.
Напомним, о росте зарплаты бюджетников с 1 января объявил президент страны Александр Лукашенко.
Коммуналка подрастет, но в традиционных пределах.
В октябре запустят пенсионную реформу
С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
Почему пенсии такие маленькие…
В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?
— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).
Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.
Зачем нужен трудовой стаж
Показатель учитывается при назначении пенсии. В настоящее время мужское население к моменту выхода на заслуженный отдых должно отработать 25 лет, женское – 20 лет (за исключением отдельных категорий граждан, для которых данные показатели снижены в соответствии с действующим законодательством).
Следует понимать, что наличие трудового стажа – важное, но не единственное условие для получения трудовой пенсии. Необходимо иметь также социальный и минимальный стаж для получения пенсии по возрасту в 2018 году – 16,5 лет (она увеличивается ежегодно на 6 месяцев и в 2025 году составит 20 лет). Если человек не наработал требуемый страховой стаж, то он не получит трудовую пенсию независимо от продолжительности общего стажа. В данном случае ему назначается социальная пенсия из расчета 50% действующего в стране бюджета прожиточного минимума.
Но если у человека есть необходимый минимум, то длительность трудового стажа учтется при расчете суммы пенсии (чем он дольше, тем больше пенсия).
Источники образования пенсии
Трудовое пенсионное пособие финансируется из фонда социальной защиты населения, также из профессиональных или прочих страховых фондов. Социальные пособия выплачиваются за счет государственного бюджета.
Средства ФСЗН формируются за счет страховых выплат, осуществляемых:
- работодателями;
- предприятиями государственного страхования;
- гражданами, работающими по найму;
- физлицами, имеющими право осуществлять страховые выплаты самостоятельно.
Размер отчислений определяется категорией плательщика и составляет определенный процент ежемесячного фонда оплаты труда.
Большая часть юрлиц платит взносы согласно следующей схеме:
- 29 % из фонда оплаты труда направляют на отчисления в ПФ (из них 28% платит работодатель, а 1% — работники;
- 6 % направляют на социальное страховое обеспечение.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Минимальная пенсия в Беларуси
Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.
Категория граждан |
Размер минимальной пенсии |
Пенсионеры |
25% от БПМ |
Инвалиды I и II групп |
100% от БПМ |
Инвалиды III группы |
50% от БПМ |
Многодетные матери-героини |
100% от БПМ |
Пенсионеры за выслугу лет |
25% от БПМ |
Граждане, утратившие кормильца |
100% от БПМ |
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия
- Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
- Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
- Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
- Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
- Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.
С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.
Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.
Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:
- на 2020 год — 17,5 лет;
- на 2021 год — 18 лет;
- на 2022 год — 18,5 лет;
- на 2023 год — 19 лет;
- на 2024 год — 19,5 лет;
- с 2025 года — 20 лет.
Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды с детства;
- многодетные матери, родившие более 5 детей;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих, погибших при исполнении;
- лилипуты и карлики.
Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:
- осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
- прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.
В общий стаж входят периоды:
- армейской и военной службы;
- уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
- уход за инвалидом первой группы;
- уход за лицом старше 80 лет;
- получение любого вида гос. образования в дневной форме;
- получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).