Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок хранения уголовных дел в архиве суда по законодательству РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратите внимание: для сроков, которые зависят от даты оформления документов, используется обозначение «50/75 лет». 50 календарных лет должен храниться документ, оформленный после 2003 года, 75 лет — оформленный до 2003 года. Срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что после его истечения документ может быть отобран на постоянное хранение.
Система определения сроков хранения судебных дел
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Система определения сроков хранения судебных дел
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Сроки исковой давности по уголовным делам
Внимание
Сроки давности в отношении мошеннических действий Чтобы точно определиться с тем, может ли пострадавший обратиться за помощью к правоохранительным органам для защиты законных прав, следует точно определиться с точкой отсчета периода давности.
Важно
ГК РФ закрепляет, что существует несколько возможных вариантов:
- Момент отсчета начинается с того дня, когда была получена информация о том, что были ущемлены ваши права и кем это было сделано.
К примеру, работодатель, собрав взносы скрылся в неизвестном направлении, срок отсчета начнется с того дня, когда вы хотели связаться с ним но сделать этого так и не смогли.
В этом случае, вы осознаете, что вы были обмануты.
- Если исполнение обязательств было назначено на определенное число, то начало периода срока давности начинается со следующего дня и может составлять максимально 10 лет со срока, возникновения подобных обязательств.
К перечню основных требований к помещению и организации сохранности относят следующие:
- В помещении суда выделяется отдельное изолированное помещение без примыкания к санитарно-коммуникационным частям здания и размещения печных установок, а также дым выводящих конструкций.
- На окна монтируются решётки, а на запасной и основной вход – металлические двери.
- Освещение предусматривается только с электрическим энергопотреблением.
- Внутри архива организуется комната для работы с материалами, с предусмотренной возможностью естественного освещения.
- Обязательно устанавливается пожарная сигнализация и размещаются средства оперативного пожаротушения.
Непосредственное размещение материалов организовывается с применением передвижных стеллажных конструкций установленных размеров.
Срок исковой давности по уголовным делам – определенный законный период, в течение которого гражданин, совершивший любой преступный шаг, может быть в один момент привлечен к какой-либо степени ответственности по всей строгости закона.
Лицо можно привлечь к определенной ответственности за преступление черты закона, но только лишь тогда, если следствие было заведено до закрытия периода, предусмотренного действующим законодательством.
Сколько хранятся в архиве
Дело осужбденного в 1984 г.-по 1993 г по статье 93 прим. Сколько хранятся в архиве?
Сроки хранения уголовных дел установлены вышеуказанным приказом судебного департамента.
Бессрочное хранение уголовных дел предусмотренных только по уголовным делам категории особо тяжких преступлений, и по которым назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы.
184. Дела о преступлениях, за которые назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы постоянно |
Сколько лет хранится информация в базе МВД, о судимости человека? Судимость была в 2000 году
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Согласно ч.7 СТ. 5 Федерального закона «О персональных данных» хранение персональных данных должно осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен, обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Наставления. хранение информации в пофамильных картотеках учетные карточки хранятся на осужденных не зависимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Срок храниния уголовного дела в архиве
Как получить информацию о сроках давности в отношении уголовного производства? Для того чтобы узнать сроки прекращения разбирательств по уголовному делу, следует:
- Найти в УК соответствующую статью, которая вам необходима, если в ней имеются подстатьи, то о соответственно часть данной статьи.
- Изучить максимально строгое наказание, предусмотренное за подобное деяние, которое может быть назначено по данной статье уголовного законодательства, или необходимую вам часть данной статьи.
- По самому строгому наказанию определитесь с тяжестью, совершенного вами или другим лицом преступления.
- Определите сроки дознания по уголовным делам по тяжести совершенного преступного деяния.
Здесь стоит руководствоваться правилами, согласно ст.
Срок хранения уголовных дел
т. е. никогда не существовало никакого деяния, которое послужило причиной сообщения о совершении преступления;
▪ необоснованным, то есть вынесенным преждевременно, без достаточной проверки изложенных в заявлении о преступлении фактов, и/или не соответствующим материалам проверки;
т. е. событие действительно существовало, однако его нельзя квалифицировать как преступление. К примеру, гражданин подал заявление об угоне автомобиля, но в действительности автомобиль без ведома владельца переставил родственник заявителя, не имевший злого умысла.
Статья 24 УПК РФ содержит законные основания, по которым выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Среди них наиболее распространенные: |
Обжалуя постановление, вы будете аргументировать ту точку зрения, что такой вывод (преступления не было или никто не виноват) — неверен.
Сортирование и проверка ящиков с уголовными делами содержащихся в архиве
Началом ознакомления с деятельностью отдела полиции во время прохождения практики являлась проведенная работа в архиве. В котором хранятся, все уголовные дела, после их завершения т.е. прекращения или приостановления. У каждого дела есть свой срок хранения в зависимости от категории тяжести преступления.
Мною проводилось сортирование и проверка ящиков с уголовными делами. Необходимо было проверить содержимое ящиков и порядок разложенных в них дел согласно прикрепленному к нему списку с номерами данных уголовных дел. Иногда полностью ящик составляет только одно дело и как правило связанное с экономической сферой.
На листе прикрепленном к ящику также указывается год возбуждения уголовного дела. Для наведения порядка в архиве мною производилась проверка содержимых дел в ящиках, т.е. все дела должны идти по номерам и прикрепленному списку. Если было найдено уголовное дело, не относящиеся к списку, то нужно было переправить все ящики с одинаковым годом, и найти откуда конкретно было взято дело и согласно списку вложить его. Ящики в архиве помимо списков с одинаковым годом нумеруются для того чтобы легче было понять какого года уголовные дела и в каком порядке лучше проверять данные ящики.
Справка
В целях совершенствования деятельности федеральных судов общей юрисдикции по хранению, отбору и сдаче в архив судебных документов, а также в связи с утверждением приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2011 г. прилагаемый Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (далее — Перечень), согласованный решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве от 17 мая 2011 г.
2. Председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организовать изучение Перечня работниками, ответственными за делопроизводство, и обеспечить его правильное применение в практической деятельности. При составлении номенклатур дел, а также при отборе на хранение и уничтожение документов строго соблюдать требования соответствующих статей Перечня.
3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.
Генеральный директор | А.В. Гусев |
1.1. Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (далее — Перечень) составлен в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Основными правилами работы ведомственных архивов, утвержденными приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. № 263, Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558, Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, другими нормативными правовыми документами в области архивного дела.
1.2. Перечень является основным нормативным актом, определяющим сроки хранения всех категорий документов, образующихся в процессе деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов.
1.3. Сроки хранения документов, установленные Перечнем, являются обязательными для всех вышеперечисленных федеральных судов общей юрисдикции.
Порядок востребования и сроки хранения уголовных дел в архиве суда
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях.
Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Организация отбора необходимой судебной документации проводится по окончанию текущего годового периода в судопроизводстве.
Отобранные документы могут быть либо переданы для дальнейшего хранения архивариусу, либо быть уничтожены, если он не представляют дальнейшей ценности.
Сам процесс ликвидации может происходить в Минюсте РФ, либо в других рядовых подразделениях министерства юстиции и в самих судах.
Те документы, которые подлежат постоянному хранению (определяются в соответствии с перечнем и ЭК), должны быть переданы в госархивы, причем каждая папка с документацией проверяется полистно, и сверяется с постановлениями судов об их прекращении. Запрещено проводить экспертную оценку только по заголовкам документации, сотрудник обязан изучить текст всего документа.
Ознакомиться с материалами уголовных дел, находящихся в архивном хранилище, по письменному заявлению имеют возможность лица, относящиеся к участникам процесса (потерпевшие, законные представители с надлежаще оформленными полномочиями).
Основанием для действий архивариуса является решение председателя (заместителя) судебной инстанции, а также документ, подтверждающий личность заявителя.
Различают общее, специальное, секретное и несекретное делопроизводство.
Общее делопроизводство — это документирование общей управленческой деятельности, присущей любому органу государственного управления, и организация работы с документами, создаваемыми в процессе осуществления этой деятельности. Оно обслуживает реализацию обеспечивающих функций (финансовую, хозяйственную деятельность, кадровую работу и т.п.) аппарата управления.
Реализация основных функций органа управления, т.е. его специальная (внешняя) деятельность, обслуживается специальным делопроизводством. Так, составление и оформление уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, административно-процессуальных документов, отражающих деятельность органов внутренних дел по непосредственной охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и организация работы с такими документами являются специальным видом делопроизводства.
Документирование сведений, составляющих государственную и служебную тайны, и организация работы с документами, содержащими такие сведения, осуществляются в органах внутренних дел по специальным правилам, имеющим своим назначением предотвращение случайной утраты соответствующих документов и утечки содержащихся в этих документах сведений. Делопроизводство, осуществляемое по этим специальным правилам, называется секретным делопроизводством. Следует иметь в виду, что по правилам секретного делопроизводства в органах внутренних дел может осуществляться как общее, так и специальное делопроизводство.
Так, многие документы, отражающие кадровую работу, а также некоторые документы, создаваемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности
органов внутренних дел, оформляются, хранятся и пересылаются по правилам ведения секретного делопроизводства. В то же время документирование уголовно-процессуальной, административно-юрисдикционной деятельности не требует применения таких правил.
Задачами делопроизводства в органах внутренних дел являются:
1. Обеспечение приема, учета и отправки корреспонденции.
2. Обеспечение контроля за своевременным исполнением и правильным оформлением документов в органе внутренних дел.
3. Обеспечение сохранности государственной и служебной тайн, содержащихся в документах.
4. Обеспечение быстрого нахождения необходимой для реализации функций органа внутренних дел информации в текущих делах и архиве.
5. Правильное и быстрое отражение в документах работы органа, его структурных подразделений и сотрудников.
6. Экономия затрат времени и сил работниками органа внутренних дел на составление, изготовление и поиск документов.
На лиц инспекторского (оперативного) состава органов внутренних дел возложены следующие основные обязанности по осуществлению делопроизводства:своевременное исполнение полученных от работников канцелярии документов и правильное их оформление; неукоснительное соблюдение установленных правил работы с секретными документами. В некоторых случаях на этих работников возлагается выполнение и других обязанностей, связанных с осуществлением делопроизводства. Так, например, на дежурного по органу внутренних дел возлагается прием в праздничные, выходные дни и в вечернее время поступающей
корреспонденции. Оперуполномоченные уголовного розыска и подразделений ОБЭП, ОНП и т.д. обязаны лично готовить к отправке некоторые секретные материалы. На специально назначенных работников этих служб возлагаются учет и регистрация секретных документов, создаваемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Ответственность за состояние документационного обеспечения управления, соблюдение установленных Инструкцией правил и приемов обработки документов, обеспечение своевременности и качества их исполнения, а также создание надлежащих условий работы сотрудников подразделений делопроизводства и режима возлагается на руководителей органов внутренних дел.
В подразделении делопроизводства и режима должны быть созданы необходимые условия для работы со всеми видами документов. Должностные лица органов внутренних дел при работе с документами обязаны:
Знать и точно выполнять требования, установленные настоящей Инструкцией.
Не допускать нарушений, которые могут привести к разглашению сведений служебного характера или утрате документов.
Требовать от подчиненных своевременного исполнения полученных документов (поручений, указаний).
Передавать документы другим сотрудникам только с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения.
Передавать документы из одного структурного подразделения в другое только через подразделение делопроизводства и режима, под расписку в соответствующих журналах учета. Знакомить с документами посторонних лиц и сообщать сведения, содержащихся в документах посторонним лицам только с разрешения соответствующего руководителя органа внутренних дел.
Немедленно сообщать руководителю соответствующего структурного подразделения и руководителю подразделения делопроизводства и режима об утрате или недостаче документов, ключей от помещений, хранилищ, в которых хранятся документы, личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних или неучтенных документов.
При увольнении со службы или работы, переводе к новому месту службы или работы, убытии в отпуск, на лечении, в командировку своевременно сдавать все документы в подразделение делопроизводства и режима.
Сведения, содержащихся в документах, могут использоваться только в служебных целях в пор��дке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Сотрудники несут персональную ответственность за соблюдение ими установленного порядка работы с документами и их сохранность, а также за разглашение содержащейся в них информации.
Организация движения документов в структуре ОВД несёт в себе важную функцию — осуществление информационного обмена. Участниками этого информационного обмена являются работники служб и подразделений, руководители этих структур, вышестоящие и нижестоящие звенья ОВД, органы власти и государственного управления, негосударственные структуры, учреждения, а так же граждане. Все участники информационного обмена используют различные документы, которые образуют в деятельности ОВД документопотоки.
Срок хранения уголовных дел в архиве суда: нормы, порядок и особенности
Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств.
Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия.
Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.
Комментарии к статье о причинах отказа в возбуждении уголовного дела
5.1. Сроки оперативного хранения дел и материалов устанавливаются:
— в центральном аппарате ФССП России — сводной номенклатурой дел центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов;
— в территориальном органе ФССП России — номенклатурой дел.
5.2. По истечении срока оперативного хранения дела уничтожаются:
— в центральном аппарате ФССП России — по акту, утвержденному первым заместителем Директора Федеральной службы судебных приставов — первым заместителем Главного судебного пристава Российской Федерации;
— в территориальном органе ФССП России — по акту, утвержденному руководителем территориального органа ФССП России — главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень федеральной службы
судебных приставов
Министерства юстиции РФ,
N 2, 2008 год
Основа правовых процедур в случае, когда отказали в создании уголовного дела, базируется на ст. 148 УПК РФ. В этом законодательном акте освещены следующие нормы в отношении отказа:
- Кто отказывает, какой орган ответственен за это.
- Правила проведения процедуры.
- Порядок, какой должен соблюдаться.
- Сопутствующие делу вопросы, какие могут быть подняты.
- Как нужно следователю обращаться с информацией по случаю.
- Кому направляются копии заключительного постановления.
- Разрешение, обжаловать отказное решение. На этом этапе оформляется жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела.
- Нормативные действия прокурора, либо начальника следственного отдела, судьи, когда уже постановление об отказе было признано необоснованно изданным.
Среди сопутствующих невозбужденному делу вопросов могут быть, например, случаи, связанные с ложной подачей информации о преступлении, доносе.
Дознавательные органы не обладают правом на отмену отказа. Неправомерное решение о невозбуждении уголовного дела обжалуется:
- Вышестоящему начальству следственного отдела. Убедившись в правомерности жалобы, начальник отменяет постановление об отказе и:
- лично открывает производство;
- инициирует дополнительную проверку.
- Прокурору, который не уполномочен самостоятельно возбудить дело, но вправе:
- отменить постановление об отказе;
- в течение 5 суток направить соответствующие предписания руководству дознавательных или следственных органов.
- В суде. Если отказ будет признан необоснованным, суд:
- выносит решение о его отмене и открытии делопроизводства;
- направляет указания начальнику органов дознания или следственного отдела.
Как обжаловать отказ от возбуждения уголовного дела, УПК устанавливает в ст.ст. 124 и 125.
В соответствии со статьей 24 УПК РФ в возбуждении уголовного дела может быть отказано (либо уголовное дело может быть прекращено) на основании:
- отсутствия события преступления;
- отсутствия состава преступления;
- истечения сроков исковой давности;
- смерть обвиняемого или подозреваемого лица;
- отсутствия заявления потерпевшего, в случае если уголовное дело может быть возбуждено только по его заявлению;
- отсутствия заключения судебного органа о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, которые перечислены в пп. 2 и 2.1 части 1 статьи 448 УПК РФ, либо согласия Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Конституционного суда РФ на возбуждение дела или привлечения в качестве обвиняемого одного из лиц, перечисленных в пп. 1, 3-5 части 1 статьи 448 УПК РФ.
Данное основание подразумевает отсутствие непосредственно факта общественно-опасного деяния (например, в ситуации, когда гражданин передает деньги третьему лицу, не уведомив об этом члена семьи, который, в свою очередь, написал в полицию заявление о краже).
Основание подразумевает факт установления общественно-опасного деяния, однако исключает в нем наличие признаков конкретного преступления. Так, отсутствие состава преступления применяется, как основание для отказа в возбуждении преступления, когда:
- действия лица носили правомерный характер, это: необходимая оборона (статья 37 УК РФ);
- крайняя необходимость (статья 39 УК РФ);
- принуждение к совершению преступления (статья 40 УК РФ);
- причинение вреда при задержании лица, виновного в совершении преступлении (статья 38 УК РФ)
- обоснованный риск (статья 41 УК РФ) и другое;
- малозначительности деяния (действие лица не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ);
Важно! Отказ в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия состава преступления допускается только в отношении конкретного лица, при наличии данных, которые не требуют доказательств, получаемых в процессе расследования преступления.
Данное основание регламентируется статьей 78 Уголовного кодекса РФ, где сроки исчисляются с даты совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Согласно норме, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления прошли сроки, установленные законом, и давность по ним не была прервана совершением нового преступления. Так, закон устанавливает сроки исковой давности:
- при совершении преступления небольшой тяжести – 2 года;
- средней тяжести – 6 лет;
- тяжкие преступления – 10 лет;
- особо тяжкие преступления – 15 лет.
Важно! Течение сроков давности по уголовным делам приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от суда и следствия и возобновляется вновь при его задержании или явки с повинной. По каждому преступлению сроки исчисляются самостоятельно.
В Российском судопроизводстве довольно часто встречаются УД, прекращающиеся по решению суда со ссылками на рассматриваемую статью.
Так, судьёй г. Нижний Новгород было рассмотрено УД в отношении Калайчева П.Р. В материалах дела установлено, что мужчина находясь в состоянии алкогольного опьянения совершил небольшое хищение продуктов питания в одном из супермаркетов города. Прибывшие на место происшествия сотрудники столкнулись с сопротивлением подсудимого. Более того, имея умысел, он публично оскорблял представителей закона, на основании чего и было возбуждено данное УД.
Однако имеется медицинское заключение и свидетельство о смерти Калайчева П.Р., в связи с чем судья постановил:
- УД в отношении подсудимого прекратить, ссылаясь на ст. 24 ч. 1 п. 4 УПК РФ;
- вещественные доказательства хранить в материалах дела.
Следующий пример – постановление мирового судья судебного участка N3 г. Пятигорска. На парковке оптово-розничного рынка «Лира» произошло крупное ДТП. В нагнетённой атмосфере между Арапетян С.Я. и Швидко И.А. на почве личной неприязни произошёл конфликт, в результате которого Швидко И.А. нанёс своему оппоненту несколько ударов рукой по лицу, затем повалил его на землю и нанёс ещё один удар по ноге.
В силу ст. 239 судья имеет право прекратить УД на стадии предварительного слушания, если речь идёт о проступке невысокой опасности и в соответствие со ст. 25 УПК РФ. Произошло примирение участников ссоры, о чём есть письменное подтверждение. Таким образом, судья постановил: завершить УД и преследование согласно ч. 3. ст. 24 УПК РФ касаемо подсудимого Швидко И.А.
.
В г. Волгоград принято решение о прекращении УД в отношении Иванова М.Д. по причине отсутствия преступного факта. Хворостова Н.А., будучи близкой подругой мужчины, просила привлечь его к наказанию за нанесение ей телесных повреждений и краже дорогой золотой цепочки, возместить причинённый материальный и моральный ущерб и судебные расходы. В ходе расследования выяснилось, что в больницу за получением медицинской помощи гражданка не обращалась, осмотр специалистов не выявил никаких нарушений, заявление о пропаже украшения было отозвано самой женщиной в связи с находкой пропажи. Ссылаясь на п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, суд решил правомерным прекращение УД за отсутствием события преступления, в указанных требованиях гражданке Хворостовой Н.А. отказать.
Аналогичных примеров множество. Согласно статистике, более 20 % всех УД оканчиваются постановлением об отказе в возбуждении или прекращением производства по причинам, указанным в анализируемой статье. Зачастую, не прибегая к самостоятельному урегулированию конфликта, люди обращаются в соответствующие органы. Ещё хуже, когда мотивацией является желание очернить репутацию знакомых и невиновных граждан. Таких ситуаций предостаточно, особенно в небольших населённых пунктах.
Если по каким-то причинам постановление о несогласии начинать уголовный процесс по делу, описанному в заявлении, не было передано в руки заявителя в виде копии или экземпляра, тогда следует запросить его письменно. Подается еще одно заявление, но уже с просьбой выдать копию (или оригинал-экземпляр) постановления.
Оно пригодится для того, чтобы в дальнейшем начать досудебный процесс обжалования. А затем, если процедура будет безуспешной – предъявить его в суде. Это необходимо для того, чтобы судебный орган смог издать свое постановление об отмене первичного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
После такого шага, важно подать заявление, которое подтверждает ознакомление с материалами проверки всех деталей, доказательной базы по делу.
Речь идет именно о таких материалах, которые оказались недостаточными, по мнению дознавателей, следственного органа или прокуратуры. Поэтому пришлось отказывать заявителю.
Необходимо помнить о том, что сроки доследственной проверки сообщения о совершенном или еще готовящемся преступлении четко регламентированы статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Должностное лицо (руководитель следственного отдела или отдела дознания, следователь, дознаватель) обязаны проверить поступившее сообщение и в течение 3 суток вынести обоснованное процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
- Чаще всего для проведения полноценной проверки 3 суток не хватает, поэтому должностное лицо ходатайствует о продлении срока проведения проверки и продлевает его до 10 суток, если у него имеются для этого основания.
- Если же и в 10 суток должностным лицом не вынесено процессуальное решение, можно смело обжаловать его действия, ссылаясь на затягивание сроков проведения проверки и волокиту. Это также поможет при дальнейшем обжаловании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Поскольку продление сроков доследственной проверки до 30 суток возможно только в исключительных случаях, а именно при необходимости производства проведения документальных проверок, проведения ревизий, исследования изъятых документов и предметов, назначения и получения результатов судебных экспертиз (к примеру, следователи Следственного комитета Российской Федерации часто продляют материалы доследственной проверки до 30 суток из-за того, что ими не получено заключение судебно-медицинского исследования трупа), а также для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
АДВОКАТ СОВЕТУЕТ: последнее, к сожалению, либо совсем не проводится, либо проводится не выходя из кабинета, путем составления оперуполномоченным рапорта, в котором указано, что лица не установлены, документы и предметы не обнаружены, хотя были приняты все меры для их установления. Для исключения подобного следует запрашивать розыскное дело. Это исчерпывающий перечень оснований для продления сроков доследственной проверки до 30 суток. В случае, если должностным лицом указывается иная причина продления до 30 суток, это прямое основание для отмены такого процессуального решения. При ознакомлении с материалами проверки необходимо обращать на основание продления сроков особое внимание.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
1. Отказ в возбуждении дела — это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом. В связи с этим отказ в возбуждении дела является основным уголовно-процессуальным решением, окончательно разрешающим уголовное дело (материал). Постановление об отказе в возбуждении дела имеет преклюзивное значение (от лат. praeclusio — закрывание) — оно является основанием для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК).
2. Часть 1 комментируемой статьи связывает отказ в возбуждении дела с отсутствием оснований для его возбуждения. Эта норма нуждается в ограничительном толковании. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела как для основного процессуального решения является одно из обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК, достоверно установленное с помощью уголовно-процессуальных доказательств. Об основаниях для отказа в возбуждении дела см. коммент. к ст. 24. Отсутствие достаточных данных о признаках преступления не освобождает органы уголовного преследования от принятия мер по установлению события преступления и изобличению виновных. Если по истечении срока предварительной проверки сообщения о преступлении осталось неясным, было ли совершено преступление, то уголовное дело должно быть возбуждено для расследования предполагаемого события. В отличие от оснований для отказа в возбуждении дела основания для возбуждения дела имеют вероятный характер. См. коммент. к ч. 2 ст. 140.
Проявлением правила о необходимости достоверного установления оснований для отказа в возбуждении уголовного дела является требование ч. 1 ст. 148 выявить конкретное лицо, совершившее деяние, чтобы отказать в возбуждении дела в связи с отсутствием в деянии признаков преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК). Видимо, законодатель полагал, что достоверное установление оснований для отказа в возбуждении дела обеспечивает права пострадавшего (которому легче обратиться в суд для возмещения ущерба в порядке гражданского судопроизводства). Однако на практике это порождает проблемы и иногда приводит к обратному эффекту. Требование установления лиц, совершивших деяние, оказывается чрезмерным, например при малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК), когда очевидно отсутствие состава в деянии, т.е. и без лица. Обязав органы уголовного преследования устанавливать всех правонарушителей, тем самым их обрекли на невозможное. В результате правоприменители пытаются обойти заоблачную норму закона, используя два незаконных способа: либо отказывают в приеме заявления о преступлении, либо отказывают в возбуждении дела за отсутствием события преступления (якобы событие было, но событие не преступления, а другого неопасного деяния — правонарушения). В действительности деяние без общественной опасности (малозначительность) — это отсутствие элемента объективной стороны состава преступления, т.е. классический пример деяния, которое не содержит признаков состава преступления. Иной подход приводит к логическому противоречию: если лицо не установлено, то отсутствует событие, а если установлено, то состав преступления. Необоснованный отказ в возбуждении дела за отсутствием события еще более нарушает права пострадавшего, так как создает препятствия для последующего административного и гражданско-процессуального производства. Наименее ущербный выход из указанной проблемы находят те следователи и дознаватели, которые в постановлении об отказе в возбуждении дела просто не ссылаются на отсутствие состава преступления, указывая материально-правовое основание — малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК). Для отказа в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления необходимо точно указать, какого именно преступления со ссылкой на соответствующий пункт, часть, статью УК.
3. С учетом официального толкования Конституции РФ (ст. ст. 45, 46), данного КС РФ (Постановление КС РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П; Определение КС РФ от 6 июля 2000 г. N 191-О; Постановление КС РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П), все заинтересованные лица (чьи права затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении дела) имеют право знакомиться с этим постановлением и материалами предварительной проверки. Поэтому копия постановления должна быть направлена пострадавшему, даже если он не является заявителем (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК); лицу, в отношение которого было подано заявление; лицу, в отношении которого в постановлении сделаны неблагоприятные для него выводы (например, виновность в административном правонарушении).
4. Кодекс предусматривает две процедуры отмены решения об отказе в возбуждении дела: 1) постановление следователя отменяется руководителем СО как по собственной инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 39), так и по результатам рассмотрения представления прокурора (ч. 6 ст. 148), жалобы заинтересованного лица (ст. 124), судебного решения (ст. 125). Отменяя постановление об отказе в возбуждении дела, руководитель СО вправе лично возбудить дело, если примет его к своему производству; 2) постановление дознавателя, органа дознания отменяется прокурором по собственной инициативе (п. 6 ч. 2 ст. 37; ч. 6 ст. 148), либо по результатам рассмотрения жалобы (ст. 124), либо по ходатайству начальника подразделения дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40). При этом прокурор (по ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) не вправе лично возбудить уголовное дело, а должен со своими указаниями направить соответствующие материалы начальнику органа дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий (п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).
- Решение Верховного суда: Определение N 75-КГ15-10, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Постановлением от 10 ноября 2014 года было отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 1 части 1 статьи 24, статьи 148 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации. В ходе проверки было проведено исследование номерных агрегатов транспортного средства…
- Решение Верховного суда: Определение N 48-О11-128, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Поэтому, действуя из иной личной заинтересованности, не желая допустить возбуждения уголовного дела по заявлению В Плеханов умышленно, в нарушение ч.б ст. 148 УПК РФ, в период с 22.04.2009 года по 5.05.2009 года до истечения установленного срока проверки, не стал опрашивать указанных прокурором лиц. Завершая реализацию своего преступного умысла…
- Решение Верховного суда: Определение N 30-АПУ15-17, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция убийства. В этой связи, лишены оснований утверждения осужденного Биджиева о вынужденном характере его показаний на стадии расследования поскольку суд, исследовав его показания, а также процессуальные решения, принятые по заявлениям осуждение го в порядке ст. 148 УПК РФ, правильно указал, что показания осужденным даны добровольно, в обстановке, исключающей возможность оказания на него давления или воздействия, право на защиту было полностью реализовано, замечаний и 3 заявлений он не делал по окончанию следственных действий…
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
Лекция 9. Возбуждение уголовного дела
По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.
Когда заканчивается ознакомление защитника/обвиняемого с материалами?
В статье мы проанализируем нормы УПК и ряда других актов, чтобы вы получили исчерпывающий ответ.
- Дату начала ознакомления с материалами.
- Дату окончания ознакомления с материалами дела.
- Права обвиняемого и ходатайства.
УПК предусматривает несколько важных для уголовного процесса документов.
При этом статьи УК, предусматривающие понятие значительности, в первых частях содержат составы без указания на этот квалифицирующий признак. Это значит, что невозможно возбудить дело только по части статьи УК со значительным ущербом. То есть речь об отказе в возбуждении дела в данном случае не идет.
- изучить само постановление об отказе и причины такого решения;
- внимательно ознакомиться с материалами доследственной проверки (это можно сделать лично либо через представителя, например адвоката);
- выбрать орган, в который планируется обжалование.
ВАЖНО! Правило об истечении срока давности не действует, если речь идет о преступлениях террористической направленности или деяниях против мира и безопасности человечества. Эти преступления просто не имеют такого срока, что представляется оправданным в связи с предельно возможной степенью их общественной опасности и неизгладимостью последствий. После получения жалобы у начальника следственного отдела или прокурора будет 3 дня на проведение работы по ней, после чего он должен проинформировать заявителя о ее результатах.
- досрочный возврат потребительского кредита
- Относится ли участок, полученный одним из супругов по акту органа местного самоуправления, к общему имуществу
- Пленум ВС об административной ответственности за неуплату алиментов
- КС об обращении взыскания на единственное жилое помещение, принадлежащее должнику
- грязный номер при хорошей погоде – намерение водителя его скрыть
Отказ в возбуждении уголовного дела – такое же процессуальное решение, как и возбуждение дела. И оно принимается тогда, когда нет поводов и оснований для начала расследования.
Проверка, предшествующая вынесению того или иного решения, как раз и проводится для того, что определиться, есть или нет оснований для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, встречаются ситуации, когда такие основания есть, но в силу закона (ст.
24 УПК РФ) уголовное дело возбуждено быть не может.
В каких случаях выдается постановление об отказе в возбуждении уголовного дела:
- Нет поводов и (или) основания для возбуждения дела. Поводы – это явка с повинной, заявление либо иное сообщение о преступлении. Основание – наличие данных о признаках преступления.
- Есть поводы и основание для возбуждения дела, но оно не может быть возбуждено, так как одновременно есть основание (основания) для отказа в возбуждении дела, предусмотренные ст. 24 УПК РФ.
Статья 24 УПК РФ предусматривает случаи, когда независимо от наличия поводов и оснований для начала расследования, уголовное дело не возбуждается:
- Нет события преступления:
- не было преступного факта;
- событие было, но оно – не результат действий (бездействий) человека;
- между событием (действиями или бездействием) человека и последствиями, предусмотренными соответствующей нормой УК РФ, нет причинно-следственной связи;
- обстоятельства и последствия произошедшего события не свидетельствуют о его преступном (криминальном) характере;
- событие было, но оно не подпадает ни под один состав преступления, предусмотренный УК РФ.
- Виновное лицо установлено, но в его действиях (бездействии) нет состава преступления. Обычно под это основание подпадают ситуации, когда виновное лицо не достигло возраста уголовной ответственности (нет субъекта преступления) и (или) нет необходимой формы вины (субъективная сторона).
- Формально есть все необходимое для возбуждения уголовного дела, но истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК РФ.
- Есть преступление, установлено виновное лицо, но оно умерло, и нет необходимости в его реабилитации.
- Не поступило заявление потерпевшего, если такой повод – обязательное условие для возбуждения дела (дела частного и частно-публичного обвинения согласно ст. 20 УПК РФ).
- Отсутствие обязательного согласия для начала уголовного преследования лица, относящегося к специальной категории лиц (судьи, депутаты и т.д.)
Львиная доля отказных материалов – отсутствие события или состава преступления. Порочная практика – вынесение решения об отказе в возбуждении дела в ситуации неустановления виновного лица. И здесь часто нарушается ч. 1 ст.
148 УПК РФ, согласно которой отказать за отсутствием состава преступления можно только тогда, когда установлено конкретное лицо, причастное к преступному событию. Чтобы избежать нарушения, ссылка часто идет на отсутствие события преступления.
На первой стадии процедура аналогична той, что проводится для решения вопроса о возбуждении уголовного дела:
- Регистрируется сообщение о преступлении.
- Проводится проверка сообщения.
- Делается осмотр места происшествия, собираются объяснения потерпевшего, свидетелей, проводятся необходимые экспертные исследования, запрашивается и получается нужная информация.
Как только материал проверки собран, на что отводится 3-10 суток, максимум 30 суток, должно быть принято процессуальное решение – либо дело возбуждается, либо нет. В последнем случае материал проверки превращается в отказной материал, где последним документом и будет постановление об отказе в возбуждении дела.
Если пойти привычным путем
Сначала необходимо систематизировать весь массив документации предприятия, чтобы определить перечень создаваемых дел и установить для каждого из них определенный срок хранения. Эта работа называется составлением номенклатуры дел предприятия на следующий год.
Текст номенклатуры дел оформляется в виде таблицы следующей формы:
Индекс дела |
Заголовок дела |
Кол-во ед. хр. |
Срок хранения дела и № статьи по Перечню |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |