Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и в каком размере платит водный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.
Кто освобождается от налога
Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.
Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:
- эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
- расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
- добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
- орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
- водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.
Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.
Порядок представления декларации
Законодательством РФ указан порядок декларации об уплате налога за пользование водой.
Для начала необходимо ознакомится со всей документацией, которая потребуются для налоговой службы. По стандарту это следующие документы:
- Журнал, в котором контролируется уровень воды;
- Налоговая декларация;
- Лицензия для эксплуатации или бурение источника (чтобы ее получить, необходимо собрать и предоставить множество бумаг: кадастровая справка, протокол анализа воды, ограничение на выкачку воды, журнал, контролирующий расход воды и обязательно копии перечисленных документов);
- Паспорт на скважину;
- Заключение о санитарных зонах.
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2023 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2023 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м 3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м 3 )*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Объекты и субъекты налогообложения
Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:
- Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
- Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
- Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
- Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.
Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:
- Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
- Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
- Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
- Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
- Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.
Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Особенности водного налога
Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2021 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.
Традиционно на 2021 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).
Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.
Например, ставки водного налога на 2021 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:
- при сверхлимитном заборе воды;
- отсутствии измерительных приборов;
- добыче воды для продажи.
Какую формулу нужно использовать
У водного налога есть формула расчета, которую нужно использовать, чтобы получить достоверные данные по его сбору. Выглядит она следующим образом:
- Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.
Чтобы посчитать сумму, нужно знать список используемых коэффициентов. Он определяется законодательством и может быть следующим:
- 5-ти кратный. Используется в формуле для налогоплательщиков, которые превысили лимиты (за год или квартал).
- 10-кратный. Если вода забирается чтобы в дальнейшем её продавать.
- 1,1. Если юридические лица или ИП, не располагают своими средствами измерения.
Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Ставки водного налога
Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).
Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.
С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.
Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:
- 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
- 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
- 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.
С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2021 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.
Ставки налога на воду см. в материале Каковы ставки водного налога на 2021 год.
С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.
Выделяют прямые и косвенные налоги. Как правило, косвенные налоги уже включены в стоимость товаров, работ и услуг. А прямые налоги взимаются непосредственно с владельца имущества или получателя дохода. Также выделяют федеральные, региональные и местные налоги.
— Федеральные налоги устанавливаются на уровне государства, региональные – на уровне субъекта РФ, а местные – в пределах муниципального образования. Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень налогов. Таким образом, региональные и местные власти не вправе вводить дополнительные обязательные платежи, как это было раньше. На данный момент им предоставлено только право по установлению особенностей конкретного налога в зависимости от их компетенции. Например, власти субъекта вправе устанавливать льготы, ставки, особенности исчисления и уплаты региональных налогов, — объясняет Оксана Васильева, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов: – по доходам не больше 5 млн руб. |
182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
– с доходов сверх 5 млн руб. (с превышения) |
182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02130 01 1000 110 | 182 1 01 02130 01 2100 110 | 182 1 01 02130 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02140 01 1000 110 | 182 1 01 02140 01 2100 110 | 182 1 01 02140 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
Налогооблагаемая база
Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.
В водном налоге налоговой базой при этом является:
- Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
- Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
- Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
- Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.
В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.