Несколько вопросов о приеме платежей (Козырева С.Н.)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несколько вопросов о приеме платежей (Козырева С.Н.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Существует противоположный подход.

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016. Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк). УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка). Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

О чем банки предупредили ЦБ

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей. В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Вознаграждение агента — расходы

Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключаемый управляющей организацией и платежным агентом (оператором по приему платежей), является возмездным. Как правило, размер вознаграждения устанавливается в процентах от принятых платежным агентом сумм. Вознаграждение удерживается при перечислении денежных средств на расчетный счет управляющей организации. На сумму вознаграждения платежный агент составляет акт об оказании услуг.

В бухгалтерском учете управляющей организации вознаграждение платежного агента формирует расходы по обычным видам деятельности и отражается на счете 26. Для целей налогообложения прибыли его суммы следует квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УМНС России по г. Москве от 17.09.2004 N 26-12/60381). Организация, применяющая метод начисления, признает такие расходы на последнее число отчетного (налогового) периода либо на дату предъявления акта (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Кроме того, деятельность платежных агентов не освобождена от обложения НДС, поэтому агент, не утративший обязанностей по уплате данного налога (например, в связи с применением УСНО), выставит счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Управляющая компания вправе принять ее к вычету.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», также вправе признать суммы вознаграждения платежного агента в налоговой базе: расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения прямо названы в пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Оплата вознаграждения производится путем удержания его агентом при перечислении полученных от населения сумм на расчетный счет. При этом до утверждения отчета агента (подписания акта оказанных услуг), что традиционно происходит в последний день месяца, удержанные агентом суммы расходом не считаются. Следовательно, расходы нужно признавать только после утверждения отчета агента (Письмо УФНС России по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@).

Если у управляющей организации договор заключен с банком и по нему взимается вознаграждение за прием и перевод платежей населения в ее пользу, суммы такого вознаграждения следует расценивать как расходы на оплату услуг банков. В бухгалтерском учете в силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» соответствующие расходы квалифицируются как прочие и отражаются с применением счета 91. Заметим, что прием банками денежных средств физических лиц в счет оплаты услуг связи, коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилищного фонда и безналичные переводы этих денежных средств на открытые в этом или ином банке банковских счетов организаций, реализующих физическим лицам данные услуги, относятся к банковским операциям, освобождаемым от обложения НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, в сумме банковской комиссии, взимаемой с организации — получателя платежа, «входной» НДС отсутствует (Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29).

В гл. 25 НК РФ есть два основания для учета таких затрат — пп. 25 п. 1 ст. 264 (прочие расходы, связанные с производством и реализацией) и пп. 15 п. 1 ст. 265 (внереализационные расходы). Полагаем, что расходы в виде банковской комиссии за прием и перевод принятых от населения сумм платы за жилое помещение и коммунальные услуги нужно квалифицировать как прочие расходы. Момент признания — последний день отчетного (налогового) периода.

У управляющей организации, исчисляющей единый налог в связи с применением УСНО, нет препятствий в признании расходов на оплату услуг банка на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.11.2007 N 18-11/3/107958@). Документы, подтверждающие расходы, — договор с банком, выписка по расчетному счету.

Особенности приема коммунальных платежей с помощью платежных терминалов

Рассмотрим особенности организации приема сложных платежей на примере перспективного направления оплаты коммунальных услуг. Чем отличается оплата ЖКУ от приема платежей за мобильную связь, и почему коммунальные платежи относятся к категории «сложных»?

Читайте также:  Декларация по НДС: набор шпаргалок для ОСНО

Для того, чтобы оплатить услуги сотовой связи, пользователю достаточно ввести номер телефона и внести деньги в терминал. При этом, как правило, терминал выполняет запрос на сервер оператора мобильной связи на предмет наличия набранного номера в его базе. Если результат положительный, то пользователь вносит денежные средства, после чего пополнение его счета у оператора происходит практически в режиме реального времени. Если терминал исправен и установлена связь с оператором, то между завершением платежной операции и зачислением средств на счет проходит максимум несколько минут. Если деньги на счет все же не поступили, плательщик звонит в тех. поддержку и выясняет судьбу платежа.

Автоматизация сбора коммунальных платежей связана с решением более сложных задач. Рассмотрим основные проблемы, возникающие при реализации таких проектов, и пути их решения на практике.

Технологии на службе у ЖКХ

Коммунальные службы Красноярска проводят эксперимент. Теперь за их услуги можно быстро заплатить через специальные терминалы. Они установлены по всему городу. Новшество призвано избавить потребителей от необходимости стоять в длинной очереди у кассы. У автоматов нет перерыва на обед и работают они круглые сутки. Корреспондент НТВ Татьяна Панихина оценила преимущества альтернативного способа расчетов.

Научно-технический прогресс проникает в самую проблемную отрасль — ЖКХ. В Красноярске постепенно закрывают кассы оплаты коммунальных услуг. Населению предлагают производить расчеты через платежные терминалы. Современные аппараты с сенсорным экраном установлены во всех жилищных участках Красноярска.

Аппарат принимает деньги без очереди и перерыва на обед, от него не услышишь грубого слова, но картина почти везде одинаковая. Возле терминала ни души, зато в кассу по привычке выстраивается длинная очередь.

Молодежь и люди среднего возраста очень быстро оценили преимущества платежных терминалов, зато на людей старшего поколения автомат наводит ужас. Пришлось коммунальщикам срочно организовать курсы ликвидации безграмотности.

На улицы города вышли агитаторы новой системы платежей. Пенсионерам раздают листовки с подробной инструкцией — как правильно пользоваться терминалом. Общение не всегда получается конструктивным. Агитаторам от ЖКХ прохожие высказывают все, что наболело.

Несмотря на недовольство пенсионеров, местные коммунальные службы не собираются сворачивать эксперимент. Скоро в жилконторах не останется ни одного привычного окошка. Кассы объявлены пережитком прошлого. Они создают не только очереди. Многие люди накапливают долги по квартплате только из-за того, что касса работает до шести часов вечера.

Сергей Цирульников, генеральный директор управляющей компании: «Не исключаю сбоев, не исключаю жалоб, не исключаю негативных отзывов, и, может быть, где-то и злостные высказывания жителей, которые привыкли сюда ходить. Я сам по себе знаю, что приятно, когда деньги отдаешь из рук в руки — как-то понадежнее, а к аппаратуре надо привыкнуть. Но терминалы — это завтрашний день, а кассы — вчерашний».

Консультанты уговаривают пенсионеров попробовать хоть раз расплатиться через терминал. Галина Мельхер с большим сомнением соглашается. Видно, как женщина с трудом пересиливает страх отдать деньги не человеку, а автомату. Она с опаской рассматривает чек.

Тем, кто упорно не доверяет современной технике, коммунальщики предлагают рассчитываться в банках и на почте. Там по-прежнему принимают деньги из рук в руки и выдают квитанцию с печатью.

УО должна обеспечить жителям МКД возможность оплатить счета за ЖКУ без комиссии

Спор переместился в суд апелляционной инстанции, где истцы указали на то, что потребители могут оплачивать ЖКУ наличными денежными средствами в отделениях ПАО «Сбербанк России» и с использованием ГИС ЖКХ, внося наличные через Почта банк в кошелёк «Виртуальный мир».

При этом банки и иные кредитные организации, через которые потребитель платит за ЖКУ, вправе устанавливать комиссии при совершении операций. Сама УО никакие комиссии при расчётах за коммунальные услуги не устанавливает и не взимает.

Апелляционный суд рассмотрел эти доводы УО, в том числе проанализировал договор и указал на то, что по его условиям при оплате услуг ЖКУ, кроме канала «Автоплатёж», с потребителя взимается плата за услуги в соответствии со сборником тарифов. Также управляющая организация не доказала, что при использовании сервиса «Виртуальный мир» для оплаты счетов через ГИС ЖКХ с потребителя комиссия не взимается.

Приведённый компанией способ оплаты предполагает обязанность потребителей оплачивать комиссию при внесении наличных платежей. При этом неважно, кому уплачивается комиссия. В любом случае это не свидетельствует о выполнении УО обязанности по обеспечению возможности наличной оплаты услуг. Такая возможность не должна быть обусловлена необходимостью дополнительных затрат.

Доводы компании о том, что установка кассы для приёма платежей станет источником дополнительных затрат для УО, не включённых в размер платы за жилое помещение, суд также не принял. Роспотребнадзор не обязывал компанию устранить нарушения именно таким способом: УО может, например, вынести на ОСС предложение о включении комиссий в размер платы по договору управления. Жалоба компании была отклонена.

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Читайте также:  Какой будет штраф за езду в нетрезвом состоянии в Украине в 2023 году

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

* * *

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Каковы должны быть ваши ответные действия

Когда вас начинают принуждать оплачивать, начинайте с ними общаться письменно – ведите с «ними» переписку – как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Вы им говорите:

  • «Для того, чтобы произвести оплату по данному счёту, прошу вас согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» поставить в документе, который вы предъявляете к оплате, подпись главного бухгалтера и печать вашей фирмы. Подпись должна быть ТОЛЬКО главного,
  • запросите от них наличие Договора,
  • потребуйте от них открытие СПЕЦИАЛЬНОГО банковского счёта, начинающегося с числа 40821… с указанием вашего индивидуальго банковского счета
  • надо знать о том, что счёт 40821….. (и дальше – последующие цифры) должен касаться непосредственно ТОЛЬКО ВАС!

Задайте Управляйкам такие вопросы:

На каком основании во взаимоотношениях между физическими лицами и организациями (управляйками и ресурсниками), основанными, на якобы денежных отношениях, нет перечисленных атрибутов?

ПОЧЕМУ в платёжках, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, отсутствует подпись главного бухгалтера и печать фирмы?

Как можно объяснить, что в платёжках, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, указан ТРАНЗИТНЫЙ счёт, причём данный счёт в кодировке счетов является счётом пополнения в интересах фирмы как ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФОНД.

В связи с чемУ в платёжных поручениях, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, проставлен код валюты 810, если на территории РФ он давно отменён (с 2004 года), и имеет хождение только код валюты 643?

А потому что платежные поручения незаконны. В Постановлении Правительства РФ № 97 «О межбюджетных трансфертах» всем управляющим компаниям, которые обслуживают советских граждан, были выплачены и выплачиваются все средства за обслуживание. .

Они обслуживают сети и поддерживают их в рабочем состоянии. Отключать вас от жизненно необходимых ресурсов они НЕ имеют права.

В суде должны быть представлены документы со стороны управляек

Все так называемые судьи, которые вынесли решение в интересах управляющей компании взыскать долги за ЖКХ совершили двойное преступление.

Это может быть оспорено и должно быть оспорено.

Любая УК даже если пойдёт в арбитражный суд, то первое, что услышит от судьи:

  • «Ребята, а вы являетесь поставщиками ресурсов?». А они не являются поставщиками, потому что ПРОДАВАТЬ ресурсы может ТОЛЬКО собственник.
  • Договор. Есть ли у вас Договор с ответчиком? Тоже нет.
  • Есть ли специальный банковский счёт, посредством которого будут производиться легальные зачисления денежных средств согласно Положения ЦБ 3 579, в котором сказано, что номер счёта должен начинаться с 40821.
  • Все платёжки обязательно должны быть с подписью главного бухгалтера (согласно 402-ФЗ «О бухучёте» и с печатью фирмы.

Договор на коммуналку можно заключить без УК

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится — сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ, которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК. Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК.

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал — то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Платежные агенты, Комментарий, разъяснение, статья от 15 ноября 2009 года

Упрощенка, N 11, 2009
год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,

эксперт журнала «Упрощенка»

С появлением
терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за
некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро
набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно
урегулирован. В новом году все изменится

Читайте также:  Как определить владельца QIWI кошелька?

Схема работы с
терминалами такова.

Организация или индивидуальный предприниматель
покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или
его представителем договор, согласно которому открывается
специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу,
тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в
пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает
какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.),
информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со
счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги
(оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом,
поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате.

Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого
платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения,
получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец
платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а
приобрести собственный терминал.

1
января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.

2009 N 103-ФЗ
(далее — Закон N
103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через
терминалы.

Приведем основные
понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2
Закона N 103-ФЗ).

Оператором по приему
платежей
называется юридическое лицо (владелец платежной
системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от
физических лиц.

Заметим, индивидуальный предприниматель не может
быть оператором.

Платежный субагент
— это организация или индивидуальный предприниматель, связанные
договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела
терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент
являются платежными агентами.

За посредничество они получают
вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с
плательщиков.

Об этом говорится
в
пункте 2
статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут
быть:


юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные
предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы,
оказывающие услуги);


юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым
оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с
Жилищным кодексом РФ;


органы государственной власти и местного самоуправления, а также
находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от
плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком
является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для
расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме,
внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи
платежному агенту (п.3
ст.3 Закона N 103-ФЗ).

Платежный терминал
позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия
представителя агента.

Платежные агенты в сфере жкх: настоящее и будущее

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика. Мнение читателя “Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения.
Оказалось, что одно из условий транспортной компании — это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агентом”. Павел,юрист, г. Екатеринбург Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам. 1.

Платежные агенты: понятие и виды

Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.

Платежные агенты могут быть двух типов:

  • Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;

  • Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.

Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.
По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.
Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).
Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком — от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:
— адрес пункта приема платежей;
— наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;
— наименования поставщиков;
— реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;
— размер комиссии, если она удерживается;
— способы подачи претензий;
— телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;
— адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.
Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ
Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Еирц — что это такое?

Расшифровка ЕИРЦ (или ЕРЦ в отдельных регионах) — единый информационно-расчетный центр. Организация, созданная с целью обеспечения максимально высокого уровня расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций (УК и ТСЖ).

Система ЕИРЦ – единый порядок учета, начисления, учета и дальнейшего перераспределения платежей за жилищно-коммунальные услуги в адрес их поставщиков.

Основной задачей ЕИРЦ является ведение расчета общей суммы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения с целью минимизации цепочки «поставщик-потребитель».

Ранее платежи за жилищно-коммунальные услуги аккумулировались на счетах ТСЖ или управляющих компаний, которые являлись посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.

С внедрением системы ЕИРЦ обслуживающие организации превратились в поставщиков услуг. Как итог, они стали клиентами ЕИРЦ наравне с поставщиками коммунальных услуг. Теперь все начисления и расчеты по платежам осуществляет ЕИРЦ.

Затем перенаправляет собранные средства управляющим и ресурсоснабжающим организациям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *