Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно официально не ходить в школу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Посещение контролируют школы и органы управления образования. Это прописано в разделе 2 письма Минпросвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977. Школы следят за посещаемостью с помощью журналов и отмечают, почему ребёнок не пришёл на учёбу.
Кто несёт ответственность за пропуски
В статье 43 федерального закона об образовании прописано, что ученик обязан добросовестно осваивать школьную программу. Прогулами он это правило нарушает. Правда, ответственность за них будут нести законные представители ребёнка. Это указано в статье 44 федерального закона об образовании.
Юридически нигде не указано точное количество дней, в которое он может отсутствовать на занятиях.
Школы решают это самостоятельно — чаще всего информацию о том, сколько пропусков необходимо для отчисления и других наказаний, можно найти в уставе.
Если ребёнок систематически не приходит, школа может обратиться к органам опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних. Они в свою очередь могут привлечь родителей к административной ответственности и даже оштрафовать на 100–500 рублей. Размер штрафа прописан в статье 5.35 КоАП.
В уставе школы также могут быть отмечены другие последствия: ответственность за непосещение у всех школ индивидуальна.
Как написать заявление в школу о пропусках
Чтобы подтвердить наличие уважительной причины для пропуска занятий, родитель может подать заявление, в котором он сообщит о предстоящем отсутствии ребенка в школе. Документ оформляют на имя директора школы или классного руководителя до пропуска занятий.
В заявлении нужно изложить причину отсутствия. Это может быть общая формулировка «по семейным обстоятельствам» или конкретная уважительная причина:
- участие в спортивных соревнованиях;
- прохождение диагностических обследований или курса реабилитации после болезни;
- свадьба, похороны, участие в судебном заседании;
- необходимость присмотра за родственниками;
- погодные условия.
— Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок как по уважительным, так и по неуважительным причинам или получившие годовые отметки 0 баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)» по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок (п. 18 Правил проведения аттестации).
Школьники, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.
В cлучае, если ребенок, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, он остается на повторный год обучения. Но если для отсутствия была уважительная причина, на основании решения педагогического совета школьник может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по этим предметам в течение месяца.
Вывод: Ученика могут не аттестовать за учебный год, но он получит задания на лето и сможет пройти итоговую аттестацию в другой срок. Если и тут родители с детьми проигнорируют школу (или ребенок получит 0 во время аттестации), тогда да — придется остаться на второй год. Но согласитесь, для этого нужно еще постараться.
Что делать, если ребенок не хочет в школу?
9053
Подумаешь, проблема! Да пусть не ходит! Увы, даже если многие из нас говорят это мысленно, вслух мы обычно произносим нечто вроде: «Ну школа – это же так здорово!» или «Все ходят в школу, хочешь – не хочешь, а надо». На самом деле стремление получать знания естественно для каждого ребенка, другой вопрос – куда это стремление девается? Почти все дети с радостным нетерпением ждут того дня, когда пойдут в первый класс. Но, к сожалению, радужные ожидания оправдываются редко – вместо предметов и заданий, которые могли бы вызывать интерес, дети чаще сталкиваются с обязаловкой, уравниловкой, чрезмерной нагрузкой, давлением учителей и родителей. Кто-то находит в классе друзей и это компенсирует минусы, а кому-то везет меньше…
Разбираемся в этой нелегкой теме вместе с психологом Андреем Коноваловым.
«Мы столько сил в тебя вложили, а ты рушишь свое будущее!»
— 14-летний тромбонист, который учится в Центральной музыкальной школе, отказался идти на занятия. Это так поразило его бабушку, что она вызвала полицию. Таким образом она пыталась заставить своего внука все-таки пойти на оркестр. Что случилось с бабушкой и что случилось с внуком, по вашему мнению?
— Валерия, знаете, сложно сказать, было ли там какое-то рукоприкладство с чьей-то стороны, потому что люди обычно полицию просто так не вызывают. Мне кажется, если бы бабушка сказала, вызывая полицию: «Мой внук не хочет идти на занятия по тромбону», — просто никто бы не приехал.
Когда речь идет о подростках, очень часто возникает такая ситуация. Ребенок занимался, был послушным, и вдруг в какой-то момент вся система ломается и он говорит: «Вот теперь я не пойду на бальные танцы, на тромбон, на шахматы». Вот и все. Конечно, взрослые в шоке. В шоке можно даже полицию вызвать.
— Что его заставляет так себя вести? Вы можете предположить, что внутри происходит у взрослого?
— У бабушки буря эмоций, потому что до этого была стабильная ситуация. Если, например, идет речь о каких-то серьезных занятиях, о победах в конкурсах, образ будущего у взрослого уже сформирован: это успешный человек, он поступит в консерваторию, будет давать концерты.
Может быть, бабушка видит себя в первом ряду с букетом цветов, представляет, как будет поздравлять внука. А он говорит в 14 лет: «Все, на тромбон я больше не пойду». Что происходит в этот момент? Ломается картина будущего. Это может вызвать шок, как любой процесс горевания. В шоковой ситуации можно либо замереть, либо начать бороться — выгонять человека, например.
— Это зависит от того, сколько сил было вложено? Одно дело, если человек в школьный хор не пошел, другое дело, когда он отказывается от музыкальной карьеры. В ЦМШ начинают учиться с 5-6 лет, и дети могут заниматься по многу часов в день.
— Да, конечно, чем больше усилий вложено в любое дело, тем сильнее мы ценим и его, и результат. Тем тщательнее мы простраиваем картину будущего, связанную с этим делом. Это везде, не только с тромбоном.
— Получается, что взрослым сложно себя затормозить? Или он должен сначала понять, что, несмотря на вложенные усилия, ребенок — это живой человек, и у него может быть любое настроение.
— Если, например, все плавно к этому шло — ребенок начинает как-то поднывать, что он не хочет заниматься. Не хочет раз, не хочет два, его уговаривают, он идет. Потом он не хочет активнее, его уговаривают сильнее, ему обещают что-то.
Каждый раз ребенок усиливает воздействие, а взрослый — уговоры, в какой-то момент это работает.
Но так или иначе взрослый будет подготовлен к тому, что в какой-то момент ему придется столкнуться с отказом.
В этом случае родитель может отреагировать каким-то [образом]: кричать на ребенка, возмутиться, напомнить о том, что вложено столько усилий и денег. «Что ты делаешь со своим будущим?» Но до какого-то экстремального варианта может и не дойти.
Есть другая ситуация — все это в ребенке зрело тихо-тихо, и он сам внутри преодолевал каждый раз это напряжение. В какой-то момент оно стало для него невыносимым, и он его выдал. Взрослый был к этому абсолютно не готов. И происходит то, что происходит.
Это зависит еще от темперамента взрослого. Бывают люди, которые не могут реагировать аффектом, а для некоторых это привычная реакция.
— У вас похожие были ситуации в практике?
— Когда дети отказывались? Постоянно.
— И родители продолжали что-то делать?
— Некоторое время, да. Не всегда. Если усилий было много вложено, если была картина будущего простроена и будущая профессия определена, конечно, родители прикладывают усилия, чтобы ребенка в эту деятельность вернуть.
Подростки часто отказываются от увлечений, которые вроде бы даже им нравились. Занятий, на которые они с удовольствием ходили. В 12–14 лет это происходит.
— Это просто подростковый протест?
— Я не думаю, что это протест. Какая-то деятельность на определенном этапе себя изживает. Если ребенок занимается чем-то достаточно долго, то он там уже набрал компетенции.
Задачи подросткового возраста — расширить круг, попробовать как можно больше.
По какой реке плывет подросток? По той, где он должен посмотреть на все берега, во все стороны, даже в море выйти. Поэтому одну деятельность он оставляет, как уже привычную, про нее уже все известно. Он ею может пользоваться в дальнейшем.
Есть какие-то интересные примеры — в 25 лет человек занимался бальными танцами, выучился на психолога и стал вести танцевально-двигательную терапию. У него были навыки, но бальные танцы он в 12 лет бросил. Чем, может быть, расстроил бабушку или маму, потому что осанка и все такое.
Будьте честны, если над вами издеваются в школе
Если вы стали жертвой обидчика или группы обидчиков в школе, расскажите об этом с родителями или другим близким людям. Объясните, насколько тяжелой стала ваша школьная жизнь в результате издевательств, и попросите, чтобы вам позволили день-два не ходить в школу, пока все не утрясется.
- Многие учащиеся совершают ошибку, когда молчат о том, что их запугивают. Вас может волновать, что вас будут считать слабым, называть “тряпкой” или что вы можете все усугубить, если будете говорить об этом. Ничего не станет лучше, если вы не будете предпринимать шагов к избавлению от запугивания, и в период юношеских лет просьба о помощи у родителей, учителей и других взрослых – это один из наиболее эффективных способов прекратить издевательства.
- Запугивание может иметь долговременное влияние, например, вызывать беспокойство, депрессию или бессонницу. Позаботьтесь о своем будущем, рассказав об издевательствах, если они имеют место быть.
Специально опаздывайте
Включите некоторые задержки в свой утренний режим, завершите утренние дела на несколько минут позже, чтобы у вас не было возможности прийти в школу вовремя.
- Очень медленно одевайтесь. Заляпайтесь завтраком, чтобы вам пришлось переодеваться. Оденьтесь снова…очень медленно.
- Притворитесь, что вы не можете найти чего-то, что вам необходимо, например, один ботинок или спортивную форму. Найдите это, в конце концов, но пусть это отнимет у вас 5-10 минут.
- Громко жалуйтесь на то, что у вас плохой день; пустите слезу, если необходимо. Если вам повезет, родитель посочувствует вам и позволит остаться дома.
- Поймите, что ваше опоздание влияет и на других, например, на ваших родителей, которые должны быть на работе вовремя. Осознайте, что вы ставите их работу под угрозу, и решите, стоит ли пропуск школы этого.
Профилактика депрессий подросткового возраста
Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит выделить два направления: физическая активность и психическая устойчивость.
Физические нагрузки, как бы удивительно это не звучало, используются для «преодоления уныния» еще со времен Горация: каждый день бег трусцой по часу, таков древнегреческий рецепт терапии легких форм депрессий и их профилактики. Физическая активность действительно помогает повышать и сохранять хорошее настроение, работая на биохимическом уровне: насыщая ткани и органы кислородом и способствуя выработке эндорфина, «гормона счастья».
Вид физической активности можно подбирать в соответствии с предпочтениями тинейджера: модные танцевальные секции, гимнастика цигун, йога, занятия боксом или прогулки с собаками. Что угодно, лишь бы подросток двигался сам, а не картинкой на экране.
Второй фактор профилактики — формирование психической устойчивости к негативным событиям. «Не обращать внимания на слова этих дураков», «не бояться, а просто ответить у доски» и прочие умения не позволять окружающему миру оказывать сильное влияние на собственное настроение не формируются после родительских императивов. Для устойчивой позиции необходимы психические ресурсы. Чем помогает себе восстанавливаться родитель после конфликта на работе или финансовых неурядиц? Есть ли у ребёнка такой же круг общения, как у папы с друзьями на футболе? Знает ли тинейджер, что его способности к программированию намного более значимы, чем «кривые руки» при сколачивании табуретки на уроке труда, поэтому на такие замечания можно реагировать не обидой, а недоумением?
Уважительное отношение, выделение главного и второстепенного в возможностях и ограничениях подростка и предоставление ему возможности выбирать свой вариант самореализации вместо навязываемой школой и сверстниками системы оценки личности помогают восстанавливать ресурсы и спокойнее относиться к учебным неурядицам. Да, может быть, в школу первого сентября тинейджер, предпочитающий внеучебные виды деятельности, не побежит с радостью, но категорического отказа тоже уже не выскажет. У него будут силы и ресурсы закончить процесс учебы и выдержать это испытание на взрослость.
Учит ли этим качествам школа?
Скорее, наоборот…
Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.
Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.
Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.
Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.
Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.
Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?
Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.
Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.
Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?
Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.
Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.
Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.
Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.
Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.
Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.
У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.
В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.
Как помочь при проблемах с одноклассниками
К сожалению, большинство родителей проверяет только оценки. А вот о взаимоотношениях с одноклассниками спрашивают редко. Проблему буллинга активно обсуждают в американских школах. Но с травлей знакомы и российские школьники.
Категорически запрещено игнорировать любые жалобы ребенка на плохое отношение одноклассников. Фразы: «Будь мужиком», «Учись решать свои проблемы самостоятельно» могут привести к неожиданным результатам. Вместо того, чтобы найти компромисс, были случаи, как мальчик «мужественно» лез в драку с плачевными последствиями, а девочка находила «решение» в снотворных таблетках.
Поэтому бороться с буллингом в первую очередь должны родители и общество.
Любая жалоба на травлю или оскорбления должна завершаться приходом в школу, разговором с классным руководителем, второй стороной конфликта и директором. Возьмите номер родителей хулигана и спокойно уведомите их о возникшем инциденте.
Обязательно дайте ребенку советы, как реагировать на обидчиков, отрепетируйте конкретные ситуации.
Хорошая идея: организовать школьнику несколько консультаций с психологом. Родителям тоже не помешает задать профессионалу вопрос о том, что делать, если ребенок не ходит в школу. Иногда дети охотнее доверяют чужому человеку. Позвольте посреднику решить проблему.
Смена школы или класса — последний вариант, который нужно рассматривать.
Дело в том, что ребенок с психологией жертвы скорее всего станет жертвой травли и в другом коллективе. Важно поработать над повышением самооценки, внушить мысль о том, что никто не заслуживает плохого и несправедливого отношения к себе.
Как не переборщить с опекой
Все правила безопасности нужно проговаривать с ребенком заранее, а не в момент выхода из дома и даже не накануне. Иначе новая информация наложится на стресс от адаптации в школе, и ребенок просто будет запуган рассказами о маньяках, грабителях и прочих опасностях, подстерегающих его на улице. Лучше рассказывать обо всем постепенно.
Чтобы предупредить ребенка о возможных опасностях, но не напугать его, взрослому надо, прежде всего, задать себе вопрос: а не слишком ли сильно я переживаю? В противном случае ребенок легко считает тревожность родителя и будет заранее запрограммирован на то, что с ним случится что-то плохое. Говорить о возможных опасностях на улице нужно спокойно, без лишних эмоций.
Не стоит зацикливаться на теме уличных опасностей. Если говорить о ней с ребенком дважды в день на протяжении нескольких недель, повышенная тревожность ему обеспечена. Разговоры о безопасности стоит вплетать в другие беседы на самые разные жизненные темы. Так шансов напугать ребенка разговором о «плохих дядях» будет гораздо меньше.
Полезно привлекать ребенка к диалогу: «А как ты думаешь? Давай вместе порассуждаем? Что ты можешь сделать в таком-то случае?».
Причины возникающих конфликтов
Насмешки над сверстниками не редкое явление в школе или в компании детей одного возраста, но не каждая подобная ситуация способна привести к побоям.
Некоторые дети весьма зажаты в обществе, потому что в семье их приучили быть послушными, и не научили высказывать собственное мнение или постоять за себя.
Другим же, наоборот, внушили вседозволенность, которая негативным образом сказывает на межличностном общении между ровесниками. Дети знают, что существуют определенные границы, которые нельзя нарушать при выяснении отношений, но все же делают это.
В подростковой среде, многие считают, что драка – это решение проблемы, которое могут оценить девушки или друзья, поэтому преступают дозволенные границы общения.
Дети после школы играют в компьютерные игры или смотрят фильмы, несущие явный элемент агрессии и нередко они переносят негатив на сверстников, что в итоге выливается в сложные ситуации, приводящие к травмам сверстников и конфликтам между родителями.
Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.
По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.
Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».
Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.
Понятие и суть постановки на учет в ПНД
Что значит стоять на учете в школе или полиции? Существует несколько возможностей осуществлять контроль, надзор и профилактику действий трудных подростков. Прежде всего, к такой деятельности относится внутришкольный учет (далее ВШУ). Он проводится в учебном заведении самостоятельно, полиция и другие органы привлекаются только в случае серьезных нарушений либо необходимости помощи.
В работе с подростком задействуются классный руководитель, учителя, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. Работа ведется воспитательного характера, проводятся беседы с психологом, социальным педагогом, ведется учет прогулов, посещается семья подростка, обследуются условия его проживания. Причем беседы ведутся как с несовершеннолетним, так и с его родителями, а иногда с другими близкими, друзьями.