Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
Организация и проведение служебной проверки
Служебная проверка назначается приказом руководителя учреждения. Ее организация поручается отделу кадров, юридическому отделу или иному структурному подразделению.
Для проведения служебной проверки формируется комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются представители отдела кадров и юридического отдела (при его наличии). При необходимости в состав комиссии могут включаться другие работники, обладающие необходимой квалификацией, знаниями и опытом.
Состав комиссии и ее председатель утверждаются приказом учреждения.
В проведении служебной проверки не может участвовать работник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае назначенный для проведения служебной проверки сотрудник обязан обратиться к должностному лицу, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Сроки проведения проверки в организациях
В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.
В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.
Проверка при неявке на рабочее место
Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.
Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:
- Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
- Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
- Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.
Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.
Сроки проведения проверки в организациях
В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.
В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.
Проверка при неявке на рабочее место
Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.
Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:
- Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
- Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
- Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.
Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:
- недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
- поступление жалобы со стороны работника или клиента;
- нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
- нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
- разглашение коммерческой тайны;
- причинение предприятию материального ущерба;
- взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.
Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.
Организация процедуры
Чтобы начать мероприятия по проверке выявленных нарушений, нужно установить их характер. Процесс организации расследования будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении предприятию материального ущерба.
Статья 192 ТК РФ определяет, как правильно провести такое служебное расследование, если был установлен дисциплинарный проступок. Организация мероприятий будет предполагать следующее:
- Получение объяснений со стороны работника. Фиксировать информацию нужно письменно. Если же лицо откажется написать объяснительную записку, то об отказе составляется акт.
- Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. Здесь учитывается объяснение сотрудника, мнение непосредственного руководителя, а также иные сведения, подтверждающие факт нарушения.
При этом нужно учитывать характер проблемы, причины появления таковой и обстоятельства, при которых работник нарушил те или иные правила трудового распорядка.
Обжалование результатов
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.
Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.
Порядок и сроки проведения служебной проверки
Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.
Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.
Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.
Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:
- время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
- период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
- иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.
Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?
Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:
- брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
- появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
- предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
- запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
- использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
- исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
- запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
- при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
- использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
- предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
- предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.
Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:
- оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
- защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
- рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
- информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
- письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
- исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
- поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
- попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
- если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
- произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
- если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
- если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
- разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
- представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.
Заключение по итогам служебной проверки
После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.
Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:
1) во вступлении указывается следующая информация:
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.
2) в основной части указываются:
- причины назначения расследования;
- объяснительная записка сотрудника;
- непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
- иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
- доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
- факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.
3) в итоговом разделе описываются:
- выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
- рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
- заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
- заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
- выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
- при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
- предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
- рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
- при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
- предложения о профилактических мерах.
Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.
Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.
В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:
- основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
- копия решения о назначении расследования;
- объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
- заключение по итогам проверки;
- информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
- копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.
Какие наказания могут быть наложены?
Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- информирование о неполном должностном соответствии;
- переход на нижестоящую должность;
- увольнение по отрицательным мотивам.
В каких случаях проводится проверка?
Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:
- Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
- Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
- Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
- Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
- Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.
К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.
ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.
Порядок проведения служебного расследования
192 ТК РФ). Основные обязанности сотрудника изложены в трудовом договоре и в ст. 21 ТК РФ.
Служебное расследование в ТК РФ
В отличие от расследования, например, ДТП, который четко установлен Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, трудовой кодекс не предусматривает служебное расследование, как и понятие организации расследования. Однако привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности может приравниваться к порядку проведения расследования в компании. Согласно статье 189 ТК РФ последнее регламентируется правилами трудового распорядка внутри фирмы и/или специальным положением, инструкцией.
Процедура внутреннего расследования
Процедура внутреннего расследования начинается с обнаружения любым сотрудником или руководителем факта проступка работника.
Он должен быть документально зафиксирован в виде акта или служебной записки на имя директора компании. На основании этого документа назначается внутреннее расследование. Очень важно то, как и в какие сроки, руководитель получает такую информацию, так как в противном случае проведение расследования можно обжаловать в суде.
В течение суток после обнаружения факта проступка составляется приказ о проведении внутреннего расследования. Только непосредственный руководитель работника, который совершил проступок, может подписать этот приказ и принять решение о назначении комиссии. В ее состав должны входить не менее трех компетентных и не заинтересованных сотрудников предприятия, которые будут вести протокол служебного расследования.
Приказ не имеет по ТК РФ какой-то специальной формы и поэтому пишется в произвольной форме.
В завершении расследования комиссия предоставляет руководителю рапорт, в котором должны быть указаны результаты внутреннего расследования, а именно
- виновные лица и степень их вины,
- причины и условия совершения нарушения,
- рекомендуемые меры наказания,
- рекомендации по исключению подобных инцидентов.
Проведение расследования в компании должно осуществляться в максимально короткие сроки, чтобы не запятнать репутацию честного работника и не дать скрыть следы проступка провинившемуся.
Отдельные нюансы проведения служебных проверок
Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие
. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – применение полиграфа. К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.
В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.
Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.
Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.
Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование
Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.
Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания.
Мнение эксперта
Козлов Андрей Кириллович
Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции должностного лица, указанного в пункте 1 настоящих Особенностей, на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление поручения на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится (п. 8 Приложения к Приказу от 29.11.2013 N 555). В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Р. о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД. ММ. ГГГГ является правильным и не подлежит отмене. Проведение служебной проверки назначено ДД. ММ. ГГГГ, то есть по истечении двухнедельного срока.