Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство и патронаж в гражданском праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.
Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.
Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
- изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
- определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
- рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами
Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.
При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.
Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями2 и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).
Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона о свободе передвижения право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.
Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства1.
По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя2.
Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.
Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ3.
Если понятие «вынужденные переселенцы» относится к гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим свое место жительства, то «беженец» — это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» .
В 90-х гг. в России появились десятки тысяч беженцев из разных стран. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в законодательном определении статуса беженца. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев1, а впоследствии был принят Закон РФ 19 февраля 1993 г. «О беженцах»2. Кроме того, Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. № 40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам3.
Лицо признается беженцем по решению соответствующего органа исполнительной власти по миграционной службе. После принятия этого решения лицо, признанное беженцем, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 8 Закона о беженцах.
Беженец вправе ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ (п. 14 ст. 8 Закона о беженцах). Вместе с тем за беженцем признается право добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания, т.е. покинуть приобретенное в Российской Федерации место жительства.
Функции органов, защищающих права граждан, которые не могут исполнять свои гражданские обязанности
- Выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
- Патронаж над дееспособными гражданами.
- Обращение в органы правосудия для признания человека недееспособным или, наоборот, для восстановления его дееспособности.
- Ведение строгого контроля над работой опекунов, закрепленных за недееспособными гражданами.
- Осуществление пристального наблюдения за деятельностью учреждений, куда были помещены ограниченно дееспособные или недееспособные лица.
- Установление патронажа над дееспособными гражданами, неспособными самостоятельно справиться со своими обязанностями. Заключается на основании договора поручения или договора на управление имуществом человека.
- Выявление нарушений в деятельности помощников или опекунов и последующее отстранение их от своих обязанностей.
- Поиск новых попечителей или опекунов на место тех, кто в добровольном порядке отказался от дальнейшей работы со своими подопечными.
- Предоставление разрешений на совершение сделок опекунов или помощников с имуществом своих опекаемых или подопечных. Например, отчуждение имущества, в котором проживают члены семьи подопечного гражданина.
- Представление интересов граждан в органах правосудия по отношению как к любым третьим лицам, так и к их опекунам и попечителям, которые в неполной мере или не должным образом представляли их интересы.
- Если лицо, находящееся под опекой или патронажем, переезжает на новое место жительства, то органы на местах передают всю необходимую информацию в те органы, которые теперь будут заниматься данным гражданином.
- Рассмотрение обращений граждан и подготовка ответов на них.
- Контроль над действиями помощника, осуществляющего патронаж над дееспособными гражданами, и сообщение подопечным о его неправомерных действиях.
- Выступление законными представителями у недееспособных граждан (если отсутствуют родственники) при применении принудительных медицинских мер, установленных судом.
Понятие опеки и попечительства
Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности. Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае, если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания, способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина полностью дееспособным, попечительство отменяется.
Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами. совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться средствами, предоставленными его законными представителями.
Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Заявление о расчете задолженности по алиментам судебному приставу: образец
Между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности, в гражданском праве опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.
Обязанности помощника
Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.
Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.
Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.
Местожительства гражданина, регистрационный учет граждан и акты гражданского состояния
Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.
Место жительства гражданина — важный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).
Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.
Как оформить опеку над ребенком
- заявление;
- справка с места работы (должность и средняя годовая заработная плата);
- выписка из домовой книги;
- копия квитанции лицевого счета по месту жительства;
- справка об отсутствии судимости;
- справка из медучреждения о состоянии здоровья;
- копия свидетельства о браке;
- согласие членов семьи (включая детей старше 10) на прием в семью нового члена;
- свидетельство о прохождении ШПР (школа приемных родителей);
- автобиография;
- копия пенсионного удостоверения.
- лишен родительских прав;
- был судим за преступление против чести и достоинства, жизни и здоровья граждан, общественной безопасности и безопасности человечества;
- не согласен быть опекуном;
- состоит в однополом браке;
- не прошел подготовку, организуемую органами опеки;
- имеет алкогольную и наркотическую зависимость или если его здоровье не соответствует медицинским требованиям.
В словарях: патронат и патронаж
Сходства и различия этих двух слов можно обнаружить, открыв словари:
Патронат | Патронаж |
От лат. patronatus, patronus — покровитель. | От франц. patronage — попечительство либо покровительство. |
Регулярная медицинская помощь на дому новорожденным детям или тяжелобольным взрослым. |
Однако тот же словарь Ожегова путает нас, утверждая, что патронаж = патронат = попечительство — это слова-синонимы, их замены равноправны.
Вывод из этого можно сделать следующий: общее у этих понятий — покровительство со стороны какого-либо лица или группы лиц. Но цели его различны — у патроната они социальные, а у патронажа — склоняющиеся к медицинским. Рассмотрим различия слов в этом ключе.
Разновидности патронажа
Виды патронажа могут быть следующими:
- над пожилыми людьми — сюда можно отнести услуги сиделки, помогающей ослабленным возрастными заболеваниями гражданам;
- над инвалидами — наблюдение доктора или медсестры, проведение данными медработниками необходимых процедур;
- над психически больным — помощь доктора-психиатра или медицинской сестры, работающей в психоневрологическом диспансере, семье, где проживает гражданин, страдающий расстройством психики;
- над детьми — активное наблюдение за ребятами с ослабленным здоровьем;
- над новорожденным — курирование младенца, контроль за его состоянием, проведение диагностики отклонений в развитии, заболеваний;
- над беременной — активная поддержка беременной женщины со стороны медсестры женской консультации, гинеколога-акушера;
- дородовой патронаж (антенатальный) — школа будущих родителей.
Патронат: особенности вида попечительства
Рассказывая про патронат и патронаж (в чем разница между этими понятиями, мы разобрались), нужно обязательно затронуть ключевые особенности первого термина:
- договор о патронате можно заключить в регионах РФ, где после 1.09.2008 были изданы или обновлены акты, регулирующие образование патронатных семей;
- ребенок может быть помещен в семью на время — пока ему требуется таковая реабилитация, либо до того момента, пока не будут подобраны постоянные опекуны;
- требования к воспитателям менее жесткие, чем при усыновлении;
- перед патронатом воспитатель обязан пройти специальное обучение;
- жесткий, скрупулезный контроль за расходами выплат, причитающихся ребенку, за самим патроном;
- обязательны контакты с биологическими родственниками и родителями ребенка;
- договор подразумевает наличие дополнительных требований и соглашений, а также возможность получения льгот, специальных разовых выплат.
Ограничения для кандидатов в воспитатели
Как уже сказано, критерии отбора в воспитатели определяются законодательством субъектов федерации для каждого региона отдельно. Традиционно таковыми могут стать совершеннолетние дееспособные граждане независимо от пола, имеющие соответствующие условия и прошедшие специальную подготовку.
Исключения составляют:
- недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;
- лишенные или ограниченные в родительских или опекунских правах лица, а также бывшие усыновители;
- лица, чьи воспитательные способности ограничены по состоянию здоровья;
- лица без постоянного места жительства или не имеющие собственного жилья;
- осужденные за преступления против жизни и свободы или за другие тяжкие и особо тяжкие преступления.
Потенциальные патронатные родители проходят предварительную подготовку в специальной службе, уполномоченной органами опеки, вопрос о возможности передачи им детей решается по итогам такой подготовки.
Патронаж — это форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Некоторые путают понятие патронаЖа с патронаТом, а также относят к опеке или попечительству. Нет, патронаж — это отдельная форма, особенностью которой является то, что субъектом является дееспособное лицо.
Вопросы патронажа регулируются на законодательном уровне:
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»
- Гражданский кодекс:
- Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
- Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного.
Понятие, цели и функции патронажа
Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.
Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.
Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.
Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.