Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление пенсий, их индексация, повышение, перерасчет и корректировка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальные выплаты с 1 февраля 2022 года повысились, но нужно уточнить, какие именно категории граждан должны получить дополнительные средства. На деле оказалось, что на повышенные социальные выплаты могут претендовать довольно много людей. В частности, к категории льготников можно отнести ветеранов ВОВ и боевых действий. Также к этой категории относятся члены семьи погибших ветеранов, принимавших участие в ВОВ или в боевых действиях.
Индексация социальных выплат в 2022 году позволила повысить ЕДВ, причем в одинаковом процентном соотношении для всех кто может претендовать на рассматриваемые льготы. Сумма возросла на 4,9% для всех льготников. Но поскольку суммы выплат у всех разные, то и финальная сумма надбавки отличается для разных категорий льготников.
Для примера, больше всего социальный тип пособия вырос у людей, имеющих звание Героя (СССР или России) и кавалера ордена Славы (полного). Раньше выплаты ЕДВ этим категориям льготников составляли больше 65 тыс. р., а после индексации формат выплат возрос почти до 69 тыс. рублей.
Инвалид войны за год получал пособие 5, 5 тыс. рубля, а после индексации сумма будет составлять 5,8 тыс. рублей. Льготники с первой группой инвалидности также получили прибавку – их пособия и выплаты выросли с 3 897 рублей до 4 087 рублей. Инвалиды 2 группы получат 2 919 р. Выплата за февраль для 3 группы инвалидности с суммы в 2 228 рублей, увеличилась к отметке в 2 337 рублей.
Выплата пенсий в 2022 году, также как и выплата пособий с 1 февраля была проиндексирована. В результате изменились ЕДВ и социальные услуги, которые являются частью помощи нуждающемуся населению. Индексация проводится на основе роста цен в предыдущем отчетном периоде. Согласно анализу этой единицы было указано, что показатель роста составит 4,9%. Помимо этого на прибавку к своим пенсиям могут рассчитывать шахтеры и летчики. Важно, чтобы пенсия была выше прожиточного минимума в регионе. Именно для этого регулярно проводится индексация и повышается социальный тип доплат. Они помогают получить более достойные условия жизни наименее защищенным слоям населения.
Получить юридическую помощь по вопросам социальных выплат можно на нашем сайте.
Как рассчитать прибавку к пенсии с 1 января 2023 года
С января 2023 года начнет работать Социальный фонд РФ. Он является правопреемником ПФР, будет заниматься назначением, перерасчетом и выплат пенсий. Индексация с 1 января 2023 года будет сделана автоматически. Подавать заявление на перерасчет не нужно.
Сообщается, что средний размер пенсий для неработающих пенсионеров (с учетом индексации) составит 21865.47 руб. Средний размер прибавки к пенсии после индексации — чуть выше 1000 рублей. Вы можете самостоятельно рассчитать новый размер пенсии. Для этого нужно:
- уточнить количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) через личный кабинет
- умножить количество коэффициентов на 123.77 руб.
- прибавить к полученной сумме новый размер фиксированной части 7567.34 руб.
После перерасчета с 1 января 2023 года новый размер пенсии можно будет увидеть в личном кабинете на сайте Социального фонда.
Как формируется и рассчитывается будущая пенсия
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях являются:
- достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
- согласно изменениям, внесенным в приложение 5 к Закону № 400-ФЗ, с 01.01.2021 лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, указанным в части 1.1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 01.01.2017, темп повышения пенсионного возраста увеличивается с полугода до года, таким образом, темп повышения пенсионного возраста для данной категории лиц синхронизируется с темпами повышения общеустановленного возраста. Право на страховую пенсию может быть реализовано госслужащими при достижении возраста 65 лет для мужчин, 63 лет для женщин (с учетом переходных положений, в том числе приложения 5 Закона № 400-ФЗ). Год достижения возраста, в котором может быть назначена страховая пенсия, определяется исходя из возраста, в котором государственный служащий приобретает право на страховую пенсию по старости по законодательству, действовавшему на 31.12.2016 с учетом требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента определяемой на день достижения лицом возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2016.
При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца раньше достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
- Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не ранее чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
- наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов – не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.
Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10.
Общая характеристика механизма исчисления пенсий
Исчисление пенсии это модель расчета ее размера, которая может содержать как индивидуально влияющие на этот размер компоненты (трудовой стаж, индивидуальный заработок и т.д.), так и объективно установленные компоненты (количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, стоимость «пенсионного балла» и т.д.). В любом случае исчисление пенсии важная процедура при ее назначении, непосредственно влияющая на реализацию гражданином своих пенсионных прав и приводящая к трансформации субъективных пенсионных прав (сумма обязательств государства по пенсионированию конкретного гражданина) в соответствующий размер ежемесячной денежной суммы, предназначенной к получению пенсионером.
Современная пенсионная система России использует несколько моделей исчисления пенсий, в зависимости от вида пенсии и ряда других факторов.
Особенности исчисления страховых пенсий для лиц, работавших до 2015 года (расчет пенсионного капитала)
Расчетный пенсионный капитал является основой для расчета любой страховой пенсии, если пенсионер формировал свои пенсионные права (частично или полностью) до 2015 года.
Напомним, что для лиц, работавших до 2015 года, виртуально рассчитывается размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), который полагался бы гражданину по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ исходя из величины его расчетного пенсионного капитала (ПК) на указанную дату (на 31 декабря 2014 года). А уже полученный размер страховой части трудовой пенсии по старости (ПК/Т) делится на 64 рубля 10 коп. (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года), чтобы получить сумму ИКП для их отражения на лицевом счете застрахованного лица в ПФР.
Формированию расчетного пенсионного капитала (ПК) посвящены статьи 29.1. — 30.1. Закона о трудовых пенсиях в РФ.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1+ СВ + ПК2 , где
ПК — сумма пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (виртуальный пенсионный капитал), который определяется путем конвертации ранее приобретенных пенсионных прав (до 1 января 2002 г.) в соответствии со ст. 30 указанного выше закона;
СВ — сумма валоризации (статья 30.1 Закона о трудовых пенсиях в РФ);
ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФР за застрахованное лицо начиная, с 1 января 2002 года по день обращения за пенсией.
Пенсионный капитал застрахованного лица, на основе которого исчисляется размер трудовой пенсии (ее части), индексируется в том же порядке, который установлен для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии).
При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный (виртуальный) пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП — 450 рублей) x T, где
ПК — величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 указанного Закона
450 рублей — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, определяемый в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32).
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Конвертация ранее приобретенных пенсионных прав для определения расчетного размера трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица по одному из трех вариантов, предусмотренных статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
В соответствии с первым вариаптом(п.3 статьи 30) расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП — расчетный размер трудовой пенсии;
СК — стажевый коэффициент, который составляет: а) для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, -0,55. Он повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
б) для лиц, имеющих специальный страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, который требуется для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 27 — 28Закона), — 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27 — 28 названного Закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в иных (повышенных) размерах.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с данным способом расчета под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды работы, перечисленные в п.3 ст. 30 Закона. При этом в число указанных в п.3 ст.30 Закона периодов не включены многие из тех, которые по ранее действовавшему законодательству включались в трудовой стаж, что существенно ограничило ранее предоставленные гражданам пенсионные права.
Кроме того, ограничение ранее предоставленных пенсионных прав произошло и в связи с отменой правил о льготном порядке включения в трудовой стаж некоторых периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности (например, работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая включалась в трудовой стаж с применением коэффициента 1,5, и др.), действовавших до 1 января 2002 г. Исчисление трудового стажа при определении стажевого коэффициента, используемого для конвертации, производится в календарном порядке по его фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
Рассмотренный выше способ конвертации ранее приобретенных пенсионных прав длительное время был единственным и вызывал многочисленные споры и жалобы со стороны граждан, в связи с чем в Закон о трудовых пенсиях в РФ были внесены дополнения, предусматривающие и другие способы конвертации. Новые способы не компенсировали тех ограничений, о которых шла речь выше, поскольку предусматривают ограничения иного характера — в части максимальной величины расчетной пенсии, устанавливаемой значительно ниже размера расчетной пенсии, определенной по первому варианту. Именно поэтому конвертация пенсионных прав по правилам первого варианта и на сегодня остается основным способом.
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
- пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
- срочной пенсионной выплаты;
- дополнительного материального (социального) обеспечения;
- ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
- иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Перерасчет страховых пенсий
Согласно статье 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для сегодняшних пенсионеров пенсию можно перерассчитать в случаях:
- когда представлены документы, влияющие на общий стаж, а затем и на размер пенсии, рассчитанный на 31.12.2014 г.;
- когда у работающего пенсионера имеются страховые взносы, не учтенные в размере пенсии;
- когда возникают обстоятельства, влияющие на увеличение или уменьшение фиксированной выплаты;
- когда пенсионер представил неучтенный ранее страховой стаж, а именно это касается иных периодов.
- когда работающий пенсионер уволился с работы либо вновь поступил на работу (это новшество вступило в силу только в 2016 году, когда ввели индексацию выплаты только неработающим пенсионерам).
Сама продолжительность страхового стажа, отсутствующая в формуле расчета пенсии, не влияет на ее размер, на него влияет количество уплаченных взносов.
Работа после 2002 г. влияет на размер пенсии только своими страховыми взносами, но тут образовывается порочный круг — чем больше работаешь, тем больше страховых взносов набираешь. То есть гражданам нужно стремиться к пополнению своего ИЛС страховыми взносами. А вот продолжительность иных периодов оказывают влияние и на размер пенсии.
Но, как правило, эти периоды, при их наличии, учитываются при назначении пенсии. Если же по каким-то причинам эти периоды при установлении не были учтены, то при представлении документов об их наличии, выплата пересчитывается.
Индексация и перерасчет пенсий в РФ в 2020 году: правовые аспекты и основания
Перерасчет пенсии — это корректировка величины пособия, которая зависит от государственной политики, изменений законодательства или жизненных обстоятельств человека. Регулярное запланированное повышение пенсионных платежей (индексация) обусловлено инфляцией. Эта государственная мера направлена на сохранение прежнего уровня жизни человека, несмотря на увеличение цен. В 2020 г. корректировка, связанная с ростом цен, проводилась трижды: в январе, феврале и апреле. Коэффициент повышения платежей устанавливается Правительством РФ.
Таблица 1. Индексирование начислений в 2020 году
Вид пенсионного обеспечения | Дата повышения | Коэффициент увеличения |
---|---|---|
Страховая выплата (цена одного ИПК и базовой части) | 1 января | 1,0705 (на 7,05%) |
Соцвыплаты (ЕДВ, НСУ и прочие) | 1 февраля | 1,043 (на 4,3%) |
Социальные | 1 апреля | 1,02 (на 2 %) |
Следует отметить, что люди с начислениями ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) до января 2020 г. получали надбавку для достижения нужного уровня по региону. На этой категории лиц проведенная индексация практически не отразилась. Поэтому Правительство РФ постановило сделать для них корректировку «задним числом» с учетом этой недоработки. Начисления сначала доведут до уровня ПМП, а затем проиндексируют.
Индексация выплат после завершения трудовой деятельности
Работающие пожилые граждане не вправе рассчитывать на индексацию. Она проводится только в отношении незанятых слоев населения. Это связано с наличием у работников пенсионного возраста дополнительного дохода, который покрывает их минимальные потребности. Поэтому реформирование системы предполагает дальнейшую заморозку роста дотаций для пенсионеров-работников.
Важно! Ограничительная практика действует уже несколько лет. Работающие выгодоприобретатели не получают индексацию наравне со своими ровесниками, но имеют на нее полное право
Дело в том, что при завершении деятельности осуществляется перерасчет, который учитывает предыдущие увеличения гособеспечения. Так, в т. г. можно получить прибавку в 20% за раз.
Пенсионерами, продолжающими трудовую деятельность по достижении возраста, с которого ее можно оставить, считаются:
- лица с соответствующей записью в трудовой книжке;
- священнослужители;
- россияне, занимающиеся фермерским хозяйством;
- ИП;
- юристы, частные детективы, нотариусы;
- люди творческих направлений, получающие доход за счет гонораров.
Указанные выше граждане не попадают под регулярное повышение отчислений за счет ПФР. Подобное решение было принято Правительством вследствие нехватки бюджетных средств. «Заморозка» действует с февраля 2016 года.
Двойная индексация пенсий в январе
Российских пенсионеров в декабре ждут сразу две пенсии, и произойдет это из-за особенностей графика. Сначала россияне получат выплату в полном объеме за декабрь в начале месяца.
А с 20 по 25 декабря на карту перечислят деньги за январь. Дело в том, что из-за новогодних каникул ПФР работать не будет, поэтому пенсии перечислят досрочно. Об этом пишет «Телепрограмма».
Причем январская пенсия придет уже с учетом новой индексации на 4,8 процента. Но затронет это неработающих пенсионеров.
Специалисты рассказали, что в январе 2023 года российским пенсионерам проиндексируют пенсии в двойном размере. Об этом сообщает PRIMPRESS.
Отмечается, что данная процедура коснется пожилых граждан, имеющих малый доход. Так, если размер выплаты у пенсионера ниже прожиточного минимума, ему назначат социальную доплату.
Важно, что с января повышены будут не только страховые пенсии, но и прожиточный минимум для пенсионеров. А это значит, что индексация для таких пожилых граждан будет проведена дважды.
Таким образом, сначала пенсионеру зачислят индексацию на саму пенсию в исходном размере. А затем прибавку начислят еще и на соцдоплату, которая тоже вырастет вместе с прожиточным минимумом.
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
Новации в пенсионном обеспечении, которые относятся к размерам индексаций страховой пенсии, изменяются динамично. Каждый год происходят корректировки ранее установленных показателей. Разобраться с этими показателями можно и самостоятельно, однако, всё же лучше получить консультацию и сопоставить свои расчёты с данными специалистов.
Полностью сохраняются дополнительные гарантии для тех, кто работает в тяжёлых условиях, с риском для жизни или здоровья, получающий постоянные большие нагрузки на организм.
Правительство, параллельно с реформой, запустило механизм увеличения и более высокого стимула для тех, кто получает компенсационные выплаты.
Таким образом, составная часть пенсионной реформы позволяет распределить имеющиеся ресурсы более грамотно и справедливо и передать их в пользование большей части населения.
Реформирование пенсионной системы позволяет более эффективно и в больших размерах индексировать выплату каждому конкретному трудящемуся, который заслужил уважение общества и внёс свой вклад в развитие государства.
Кто может рассчитывать на повышенную ФВ
Увеличенная выплату доплачивают:
- Гражданам старше 80 лет, выплачивают ФВ в двойном размере — 11 372,5 рублей
- Пенсионерам имеющим на попечительстве иждивенцев, дополнительно доплачивают за каждого по 1/3 от ФВ (1 895,42), но не более чем за 3 иждивенца (ч.3 ст.17 №400-ФЗ). Иждивенцы — несовершеннолетние родственники до 18 лет или 23 при очном обучении. Если оба родителя пенсионеры, то оба получают данную надбавку
- Гражданам отработавшим в условиях Крайнего Севера 15 лет, выплачивают дополнительные 50% от ФВ (ч.4 ст.17 №400-ФЗ).
- Лицам отработавшим 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, доплачивают 30% от ФВ — рублей (ч.5 ст.17 №400-ФЗ)
- Лицам отработавшим 30 лет в сельском хозяйстве доплачивают 25% от ФВ. На момент выхода на пенсию, гражданин должен проживать в сельской местности. При переезде в город — право прекращается
Пример: В 2020 году, гражданин имеющий на иждивении 2 родственников, и получивший инвалидность 1 группы, получает выплату в размере: 11 372,5 (за инвалидность) + 5 686,25 * 2/3 = 15 163,33 рублей.
Досрочная пенсия для имеющих стаж работы в районах крайнего севера
Стаж работы в районах крайнего севера | Возраст, с которого возникает право на досрочную страховую пенсию | |
Мужчины | Женщины | |
7 лет 6 месяцев | 57 лет 8 месяцев | 52 года 8 месяцев |
8 лет | 57 лет 4 месяца | 52 года 4 месяца |
9 лет | 57 лет | 52 года |
10 лет | 56 лет 8 месяцев | 51 год 8 месяцев |
11 лет | 56 лет 4 месяца | 51 год 4 месяца |
12 лет | 56 лет | 51 год |
13 лет | 55 лет 8 месяцев | 50 лет 8 месяцев |
14 лет | 55 лет 4 месяца | 50 лет 4 месяца |
15 лет и более | 55 лет | 50 лет |
Правительство само проводит индексацию выплат ежегодно. За основу берётся инфляционный процент по стране, а также уровень доходов самого Пенсионного Фонда. Значит, государство гарантированно проводит такие повышения.
На счетах Пенсионного Фонда остаются лишь выплаты за тех лиц, страховой стаж которых остаётся небольшим. Именно эту часть используют для того, чтобы оказывать помощь гражданам других категорий. Либо данную сумму просто прибавляют к базовой части.
На дополнительные выплаты не смогут рассчитывать:
- Пенсионеры, бывшие сотрудниками служб по исполнительным наказаниям, обороту наркотических средств, в сфере пожарной безопасности. Для данных граждан вообще используется другая система расчёта, даже в случае со стандартными пенсиями.
- Военные. И те, кто получает компенсации за выслугу лет. Порядок пенсионного обеспечения у них также отличается от стандартного.
Установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, как и самой пенсии, производится органом, который реализует пенсионное обеспечение граждан, обратившихся по месту регистрации за назначением пенсии. Это положение регламентируется федеральной нормой от 15.12.2001 года ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Гражданин может обратиться с заявлением в учреждение, осуществляющее пенсионное обеспечение, или одно из отделений многофункционального центра по зарегистрированному месту жительства. МФЦ примет документы только в случае действующего соглашения между МФЦ и учреждением, реализующим пенсионное обеспечение. Работодатель тоже обладает правом обратиться за назначением выплаты с письменного согласия работника.
Обращение за выплатой может быть произведено в виде электронного письма. Порядок его оформления и предоставления определяется нормативными актами Правительства РФ. Это заявление передается посредством информационно-телекоммуникационных сетей, разрешенных к общему пользованию (Интернет) на Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Список необходимых копий и оригиналов документов, требуемых для начисления фиксированной выплаты и/или ее перерасчета по различным причинам, формирует Правительство РФ.
Нужно ли увольняться для индексации
С 2016 года, когда автоматическая индексация пенсии работающих была приостановлена, всех работодателей обязали сдавать дополнительную форму отчетности. Это отчет по форме СЗВ-М, в котором отражаются все работники, официально трудоустроенные у конкретного нанимателя.
На основании сведений СЗВ-М представители ПФР получали информацию о трудоустройстве граждан. Если гражданин указан в отчетности работодателя, значит, он работает, получает заработок, и в его пользу производятся страховые отчисления. Следовательно, такой россиянин не подпадает под ежегодную индексацию пенсии.
Если работника прекратили включать в ежемесячную отчетность, это значит, что он прекратил трудовую деятельность, и необходимо провести перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2022 году после даты увольнения.
Так необходимо ли увольняться, чтобы получить индексацию? Чтобы получать повышенную госпенсию прямо сейчас и индексировать ее каждый год, да, придется прекратить все трудовые взаимоотношения. Если срочности нет, продолжайте работать. Как только уволитесь, сумму пересчитают.