Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.
Бесхозная вещь: общие положения
Определение и порядок признания вещи бесхозяйной устанавливает гражданское законодательство.
Бесхозяйная вещь — это вещь, которая:
- никому не принадлежит;
- собственник которой не установлен;
- владелец которой отказался от права собственности.
К бесхозяйному движимому имуществу следует отнести:
- транспортные средства;
- продукты питания;
- бытовую технику и мобильные телефоны;
- предметы быта и одежду;
- предметы интерьера;
- иные вещи.
К бесхозным недвижимым вещам относят:
- дачные дома и коттеджи;
- предприятия и коммерческие объекты;
- квартиры;
- другие объекты.
Физические лица могут стать собственниками движимых бесхозяйных вещей в силу приобретательной давности. Также они вправе обратить в свою собственность недвижимые бесхозные вещи при условии, что муниципальные органы не проявили к ней интерес или отказались от них.
Условия для приобретения права собственности:
- Человек должен владеть бесхозным движимым имуществом 5 лет, недвижимым —15 лет. Также в срок владения засчитывается время, в течение которого вещью владел правопредшественник владельца. Если у вещи был собственник, то срок приобретательной давности отсчитывается с момента окончания срока исковой давности, в течение которого собственник имел права истребовать вещь из чужого владения.
- Добросовестное владение вещью. Под добросовестностью стоит понимать приобретение вещи законным путем;
- Открытое владение бесхозной вещью. Собственник вещи должен открыто пользоваться и распоряжаться ею, а также не скрывать информацию об этом от третьих лиц;
- Непрерывное владение вещью. Человек должен владеть вещью непрерывно, не передавая ее в собственность другим лицам;
- Владение имуществом как своим собственным. Иными словами, владелец не должен пользоваться вещью на основании договора аренды, который он заключил с собственником имущества.
Признание вещи бесхозяйной в судебном порядке
Признание вещи бесхозяйной осуществляется в судебном порядке по правилам особого производства (ст. ст. 290 — 293 ГПК РФ).
Заявителем по делу о признании движимой вещи бесхозяйной может быть лицо, вступившее во владение ею; заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом.
Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей
Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:
- на недвижимость – 15 лет;
- на иные виды имущества – 5 лет.
Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:
- при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
- при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
- при нахождении клада (ст. 233);
- при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).
Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.
Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику
Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.
Право на бесхозяйные вещи возникает:
- у муниципальных образований;
- у населенных пунктов федерального уровня.
Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:
- орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
- по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
- суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
- после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.
Актуальность темы. Сталкиваясь с различными юридическими вопросами, касающимися имущества, человеку на современном этапе важно знать тонкости, прописанные в законах и актах. Так, бесхозяйным имуществом может быть признан любой объект, но только если на то существуют особые обстоятельства. Решение о присвоении такого статуса выносит исключительно суд.
Таким образом, подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.
Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем.
Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования — приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений, а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Если человек много лет владеет вещью, и никто не возражает против этого, почему бы не признать за ним право собственности. И государство признает – через институт приобретательной давности. Однако не всё так просто: эксперты и юридические практики утверждают, что сделать это гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Проблемы, связанные с правовым режимом бесхозяйного имущества, занимают одно из центральных мест в правовой науке.
Цель курсовой работы – на основе исследования научной литературы, нормативных актов проанализировать понятие бесхозяйной вещи, выделить их общие признаки, рассмотреть правовой режим, проанализировать судебную практику.
Объект исследования — бесхозяйная вещь.
Предмет исследования — правовой режим бесхозяйного имущества.
Задачи:
-определить понятие, признаки, особенности и виды бесхозяйного имущества;
-изучить правовые аспекты признания имущества бесхозным: основания, порядок признания, отказ.
— проанализировать судебную практику;
-сделать выводы проделанной работы.
В отечественном правоведении вопросы правового режима бесхозяйного имущества исследовались такими учеными, как: Корнеев А. Л., Лебедева А. А., Новиков К. А., Синельникова В. Н., Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю.
Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов: материалистический, исторический, метод сравнительного анализа, формально-юридический, эмпирический; сравнительный, системный, методы анализа и синтеза.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты, международные правовые акты.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики, а также исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический методы исследования.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА
Если имущественный объект никому не принадлежит, он может быть объявлен бесхозным или, говоря на юридически корректном языке – бесхозяйным.
В обыденном понимании нередко складывается представление о том, что такие объекты могут быть присвоены без каких-либо проблем. На самом деле это не так. Признание права собственности на бесхозное имущество – это ответственный правовой процесс, который требует надлежащего оформления.
Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам[1].
В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.
Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.
Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.
Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:
— собственник отсутствует или не может быть установлен;
— вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
— был написан отказ от использования вещи.
Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение.
Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.
В гражданском кодексе бесхозяйное имущество рассматривается как вещь, которую может использовать любой человек или юридическое лицо. При этом подобные действия не вызывают нареканий со стороны владельцев. Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое бесхозяйное имущество и как им можно распоряжаться[2].
В статье 255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится определение бесхозной вещи. Так называются объекты, не имеющие законных владельцев[3].
В этом качестве также могут выступать вещи, чьи хозяева не были установлены или отказались от своей собственности. В нормах российского законодательства предусматривается порядок, в соответствии с которым эти объекты необходимо принимать на учет.
Предполагается прохождение следующих этапов: прием бумаг, необходимых для оформления недвижимого бесхозяйного имущества, прохождение юридической экспертизы, внесение записи в ЕГРП. Только после этого на объекты могут претендовать новые хозяева.
В некоторых случаях в категорию бесхозяйственного недвижимого имущества могут войти объекты незавершённого строительства, что чревато достаточно долгими судебными тяжбами также это касается признания права собственности на самовольную постройку.
Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего. Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав.
В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.
В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным. При условии, что владелец объекта предъявит на него свои права – администрация может, как передать объект в собственность на основании решения административной комиссии, так и лишить его права на владение объектом. В этом случае претенденту на право собственности в отношении бесхозного объекта придётся обращаться в суд[4].
Таким образом, когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона. В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.
Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное. Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий.
Бесхозное имущество это утерянные, брошенные или утраченные вещи, либо имущество от которого отказался хозяин. Действующее законодательство определяет их формулировкой «бесхозяйные вещи».
Бесхозное имущество может быть принято в собственность заинтересованным физическим либо юридическим лицом, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.
Присвоение бесхозной собственности
Для того чтобы имущество было официально признанно бесхозным, необходимо написать заявление в органы местного самоуправления, которые в свою очередь должны подать заявление о признании недвижимости бесхозной в органы муниципального образования, в юрисдикции которых находится данная недвижимость.
Обратившейся стороной с заявлением необходимо предоставить:
- Документы, указывающие на то, что объект не находится в реестре государственного, муниципального или федерального значения.
- Справки об отсутствии регистрации права собственности на данную недвижимость местными органами власти.
- Если владелец известен, но отказывается от дальнейшего владения имуществом, то необходимо получить от него заявление об отказе от права собственности на объект.
Органы власти должны на основании приложенных документов провести экспертизу по установлению владельца или его отсутствию, и в случае признания имущества ничьим поставить его на учет бесхозного имущества.
Документы, подтверждающие, что объект недвижимости признан бесхозным, должны быть направлены в органы власти. Все бумаги должны быть в двух экземплярах (оригинал и копия). После ознакомления с документами оригинал подписывается и возвращается отправителю.
После постановки на учет бесхозного имущества должно пройти не меньше года для возможности приобретения его новым хозяином или возврата старому. Только по истечении года бесхозная собственность (по решению суда) может перейти в собственность к муниципальному органу власти.
Судебный порядок признания вещи бесхозяйной
Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:
- Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
- Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
- Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.
После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.
Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной
В заявлении следует указать следующее:
- Наименования сторон, реквизиты и адрес;
- Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
- Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
- Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
- Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).
Урегулирование вопроса в досудебном порядке
Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.
Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:
- до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
- собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
- заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
- внести сумму обязательной госпошлины;
- подать акты на рассмотрение в суд.
Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.
Приказ Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.
2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.
Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931
Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.
7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.
8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.
10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:
из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:
государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;
принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Комментарий к ст. 290 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.
1. Бесхозяйные вещи (особенно недвижимые) следует отличать от вещей, право собственности на которые можно приобрести в силу приобретательной давности. Так, согласно ст. 225 ГК вещь, которая не имеет собственника или собственник неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, может быть признана бесхозяйной. В силу приобретательной давности может быть признано имущество в том случае, если лицо, не являющееся собственником такого имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владело им в течение срока, установленного п. 1 ст. 234 ГК.
Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в особом производстве, а признание права собственности в силу приобретательной давности — в исковом.
Комментарий к статье 225 ГК РФ
1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).
Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).
2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.
3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).
4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.