Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги после утраты статуса резидента: разбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Какими документами можно подтвердить статус резидента?
Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:
-
копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы;
-
миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
-
справки с места работы (в том числе с предыдущего места работы);
-
приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
-
авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);
-
свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
-
справка, полученная по месту проживания в РФ;
-
договоры, заключенные с медицинскими (образовательными) учреждениями;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
Как рассчитывается НДФЛ с выплат сотрудникам-нерезидентам?
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (кроме установленной п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Это значит, что НДФЛ нужно рассчитать отдельно по каждой выплате, а не нарастающим итогом. Сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 4 ст. 210 НК РФ).
Налог рассчитывается на дату фактического получения дохода, определяемую исходя из ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). Например, датой фактического получения дохода в виде зарплаты является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Ежегодное уведомление о местонахождении
Обратите внимание на то, что получив ВНЖ в 2023 году, гражданин Республики Беларусь обязан будет ежегодно уведомлять территориальный орган ГУВМ МВД РФ о своем проживании в РФ.
Подать специальное уведомление, подтверждающее проживание в РФ, необходимо в течение 2-х месяцев со дня истечения очередного года со дня получения ВНЖ одним из следующих способов:
- лично в территориальный орган ГУВМ МВД РФ;
- почтовым отправлением, предъявив паспорт или удостоверение личности;
- направив уведомление через единый Портал Госуслуг.
В уведомлении необходимо указать следующие сведения сведения:
- ФИО иностранного гражданина, имеющего ВНЖ.
- Место жительства (при его отсутствии – адрес места пребывания).
- Длительность и место работы.
- Промежуток времени, который иностранный гражданин пребывал за пределами РФ (указать государства выезда).
- Наличие источника дохода и его размер.
Данные указываются за каждый текущий год со дня выдачи ВНЖ. Неподача уведомления непрерывно в течение 2-х любых календарных лет грозит аннулированием ВНЖ.
Кто может получить ВНЖ
Получить специальное разрешение могут определенные категории граждан. Среди них:
- совершеннолетний иностранный подданный, пользующийся РВП на протяжение 12 месяцев;
- высококвалифицированный специалист, его родственники, работающие более 6 месяцев на территории РФ;
- недееспособный иностранец, имеющий опекуна с российским гражданством или обладателем ВНЖ;
- люди, состоящие в браке с гражданами РФ (при условии, что союз не фиктивный);
- граждане Беларуси;
- реальные носители русского языка;
- переселенцы (в рамках социального проекта);
- беженцы с Украины, решившие переезжать в Россию на ПМЖ;
- рожденные на территории РСФСР, СССР;
- иностранцы, с отличием закончившие ВУЗы России.
Кто может получить вид на жительство без РВП
Согласно установленному порядку получение вида на жительство осуществляется только после оформления РВП и проживания на территории РФ не менее одного года. Но существуют определенные категории граждан, которые все же имеют право получить ВНЖ без РВП и на много быстрее. К ним относятся:
- граждане Белоруссии;
- граждане Туркменистана, люди без гражданства, навсегда уезжающие из государства;
- официальные носители русского языка;
- квалифицированные сотрудники, их родственники;
- политические эмигранты;
- лица, у которых прекращено российское гражданство, но они дальше проживают в России;
- незаконно депортированные граждане АР Крым, а так же лица, имеющие депортированных родственников;
- лица, причисленные к беженцам;
- переселенцы (в рамках социальных программ);
- недееспособные граждане с опекунами, имеющими ВНЖ или гражданство России.
Работники-белорусы: памятка для работодателей
- чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужн о ст. 3 Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» ;
- работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение год а п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4) ;
- на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарам и Постановление Правительства от 01.12.2012 № 1243 ) п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4) .
Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.
Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
Исключение предусмотрено только для:
- российских военных, служащих за границей;
- сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.
Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами.
Обязателен ли для белорусов российский ИНН
В сети можно найти неоднозначные советы юристов и просто комментаторов относительно обязательности постановки на налоговый учет граждан Беларуси. Противники получения ИНН ссылаются на Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан», который вступил в силу еще 22 июля 1999 года. В данном нормативном акте, а конкретно в статье 7, говорится о равных с россиянами правах на трудоустройство для белорусов в России. И некоторые юристы, опираясь на данное предписание, называют неправомерными действия российских бухгалтеров, которые требуют идентификационный номер у белорусских работников.
Однако такие советчики, споря о том, нужен ли ИНН белорусам, работающим в России, забывают один важный факт.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ, постановке на налоговый учет подлежат организации и физические лица по месту их нахождения (проживания), а также по месту нахождения их имущества.
При этом под физическими лицами имеются в виду и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства.
Таким образом, ИНН белорусу получать обязательно, если на то есть основания. Закону неважно, иностранец или россиянин: если есть доходы – должны быть уплачены налоги. А для этого нужен идентификационный номер налогоплательщика.
Зачем оформлять ВНЖ белорусу
Вид на жительство в России для белорусов практически уравнивает их в правах с коренными жителями. Подобный документ дает иностранцу те же права и свободы, что и коренным жителям, за исключением возможности участвовать в государственных выборах.
В целом ВНЖ можно приравнять к паспорту, только действующему ограниченный период. Документ выдается сроком на 5 лет с возможностью продлить его действие при наличии установленных оснований.
Оформляя документ, гражданин Беларуси получает право:
- Создать и зарегистрировать собственный бизнес;
- Претендовать на налоговые льготы;
- Поступать на бюджетное отделение в учебное заведение любого уровня;
- Получать бесплатное медицинское обслуживание;
- Оформить ребенка в детский сад;
- Получать пенсионные выплаты;
- Оформлять визовые документы в посольствах других стран, расположенных на территории России.
Для гостей из Беларуси, планирующих сменить имеющееся гражданство на российское, ВНЖ является обязательным промежуточным этапом.
Особенности налогообложения доходов лиц, имеющих определенный статус
Налогообложение доходов иностранцев зависит исключительно от статуса – резидента или нерезидента. Вид на жительство при определении величины налоговой базы или ставки налога не играет никакой роли.
В последнее время принято достаточно много изменений, касающихся налогообложения доходов иностранных работников.
На протяжении длительного времени с доходов нерезидентов взимался НДФЛ в размере 30%. С 2022 года Правительство решило уравнять ставку налога для резидентов и нерезидентов, и теперь все доходы иностранцев будут облагаться по ставке 13%. Получается, что с 2022 года на территории России все физические лица будут платить НДФЛ по одинаковой ставке.
Регулированием вопросов, связанных с налогом на доходы физических лиц, занимается глава 23 НК РФ.
Государственная пошлина и срок оформления
Чтобы заявка была оформлена и успешно принята, необходимо оплатить государственную пошлину. В 2018 г. ее размер составляет 3500 руб. – аналогичная стоимость по сравнению с предыдущими годами. Она оплачивается заблаговременно, а квитанция об успешной оплате прикладывается к основному пакету документом при подаче ходатайства в ГУВМ МВД.
Важным моментом является корректное заполнение квитанции об оплате. В обязательном порядке она должна содержать следующую информацию:
- название организации-получателя;
- ее основные реквизиты: ИНН, БИК, КБК, ОКТМО и КПП;
- ФИО отправителя;
- сумму транзакции в размере 3500 руб.;
- адрес регистрации плательщика;
- его идентификационный код;
- дату транзакции;
- подпись.
Также можно воспользоваться услугами онлайн платежей, заполнив необходимые поля на сайте ГУВМ МВД. В таком случае большинство необходимых параметров будут вписаны автоматически, что значительно облегчит процедуру и предупредит возможные ошибки.
Средний срок оформления ВНЖ – порядка полугода. К этому временному промежутку необходимо прибавить 1-1,5 месяца, которые понадобятся для сбора всех бумаг, прохождения экзаменов и медицинского осмотра. В ускоренном и упрощенном варианте ждать документ придется около 2-3 месяцев.
Процесс оформления вида на жительство
После регистрации гражданину Беларуси можно подавать на ВНЖ. Обращаться нужно в ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого предусмотрены такие способы:
- лично в часы приёма;
- через офис МФЦ;
- по почте (заказным письмом с описью вложения);
- с помощью портала госуслуг (после предварительной регистрации).
Заявление оформляется на специальном бланке, к нему прилагаются документы. Для белорусов срок рассмотрения составляет 3 месяца (в обычных условиях — 6). Соответственно, обращаться за ВНЖ желательно сразу после оформления временной регистрации.
Как можно заметить, процедура оформления ВНЖ и временного пребывания различаются. Основные отличия приведены в таблице:
временная регистрация | ВНЖ | |
Характер | уведомительный | разрешительный |
Срок оформления | в день обращения (или получения письма) | в течение 6 месяцев |
Срок действия вида на жительство – 5 лет. При желании его можно продлить, каких-либо ограничений по количеству продлений нет.
Исчисление НДФЛ для белорусов не проживающих, но работающих в России
1. С учетом положений статьи 14 Соглашения вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.
В случае если по итогам налогового периода 2010 г. указанный сотрудник организации будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов от источников в Российской Федерации должен быть удержан организацией — налоговым агентом по ставке 30 процентов.
Рекомендуем прочесть: Стоимость Питания В Детском Саду В Орле 2020
- представители Министерства финансов настаивали на повышении уровня НДФЛ до 15% с одновременным сокращением ставки страховых отчислений на 9% (с 30 до 21%);
- в Министерстве экономического развития пришли к выводу, что НДФЛ нужно повысить до 15%, но внедрить вычет, равный сумме установленного прожиточного минимума. Параллельно с этим ведомство предлагало увеличить сбор в виде НДС (до 21%) и уменьшить страховой сбор (на 9%);
- специалисты из Центра стратегических разработок предлагали повысить налог с физлиц до 17%, однако для самых бедных жителей страны заложить в системы вычет, равный прожиточному минимуму;
- Аркадий Дворкович, занимающий должность вице-премьера, предложил увеличить НДФЛ до 15%, а 2% дополнительного дохода направлять из бюджета на развитие области медицины и охраны здоровья;
- инициативная группа парламентариев, состоящая из членов фракции ЛДПР, предложила освободить от уплаты данного налога всех, у кого зарплата не превышает 15 тысяч рублей. Для остальных россиян предложили ввести прогрессивное налоговое обложение: 13% налога для людей с доходами от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей в год, 30% — для готового дохода от 2,4 до 100 миллионов, 70% + 29,6 миллионов – для тех, кто получил годовой доход от 100 миллионов и выше. При этом облагаться налогом должна сумма, которая вышла за минимальное значение каждой планки шкалы. То есть при доходе в 2,6 миллиона рублей налог в 30% должен взиматься только с 200 тысяч, а остальные 2,4 миллиона облагаются налогом в размере 13%.
- с заработной платы граждан Российской Федерации, а также официально трудоустроенных в РФ белорусов, казахов, киргизов, армян (т.е. представителей стран-участников ЕАЭС), беженцев и мигрантов взимается налог в размере 13%;
- с дивидендов взимается налоговый сбор в таком же процентном отношении к доходу (13%);
- выигрыши и доходы от капиталовложений облагаются налогом в 35%;
- заработная плата и доход предпринимателей-нерезидентов облагаются налоговым сбором в размере 30%.
Что дает российским пенсионерам?
Многие пенсионеры задумываются над переездом в Беларусь в силу следующих причин:
- достаточно дешевое жилье и невысокий уровень бытовых расходов;
- стабильная политическая система;
- русский язык закреплен в качестве официального;
- знакомые черты социалистического государства.
Как правило, пенсионеры получают вид на жительство благодаря наличию членов семьи, проживающих в Беларуси, либо за счет собственной работы.
Законодательством предусмотрено два варианта пенсионного обеспечения:
- Российская пенсия.
- Российская пенсия (за советский стаж) и белорусская (за белорусский стаж, начисленный после 1992 года).
Если пенсионер выбрал российскую пенсию, то изменить это решение невозможно.
Перечисление российской пенсии осуществляется за счет государственных органов, а всеми вопросами занимается белорусское Управление по труду, занятости и социальной защите.
Статус налогоплательщика вид на жительство в россии
Кроме того, среди плательщиков НДФЛ выделяют:
- резидентов. Это граждане, фактически пребывающие в России в течение года не меньше 183-х календарных дней. Для целей 23 главы НК годом считаются 12-ть следующих друг за другом месяцев.При этом указанный срок (183-и дня) не прерывают выезды за пределы РФ для получения лечения или образования, если их длительность не превышает 6-ти месяцев; выезды для реализации трудовых и иных договорных обязательств на месторождения углеводородного сырья, находящиеся в море;
- военнослужащих, которые служат за рубежом, и командированных за рубеж сотрудников госорганов и органов местного самоуправления, которые признаются резидентами без учета длительности периода их фактического пребывания в России;
- лиц, не удовлетворяющих вышеуказанным требованиям и, соответственно, не признаваемых налоговыми резидентами.