Критерии микропредприятия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии микропредприятия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации1 и потребительские кооперативы Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)
Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов2
подп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Средняя численность работников3 за предыдущий календарный год не превышает:- 15 человек — для микропредприятий;- 16-100 человек — для малых предприятий;
— 101-250 человек — для средних предприятий
подп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС4 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)5 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства3
Начиная с 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:- 60 млн руб. — для микропредприятий;- 400 млн руб. — для малых предприятий;
— 1000 млн руб. — для средних предприятий
подп. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556
Читайте также:  Как вступить в наследство без завещания после смерти

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Государственный реестр МСП.

Все сведения об организациях и ИП, соответствующих критериям МСП, содержатся в так называемом реестре МСП, находящемся в ведении Федеральной налоговой службы. Реестр размещен на официальном сайте ФНС, где можно достаточно быстро проверить принадлежность компании/организации к нему.

Информация, содержащаяся в реестре:

  • название организации/ предприятия или Фамилия Имя Отчество ИП;
  • юридический и физический (если они отличаются) адрес;
  • ИНН;
  • ОКВЭД;
  • категорию субъекта МСП;
  • ССЧ сотрудников;
  • дата появления реестре.

Кто может стать субъектом малого предпринимательства

Стать субъектами малого предпринимательства могут:

  • ИП;
  • КФХ;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • потребительские и производственные кооперативы.

Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.

Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.

Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.

При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.

А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.

ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Читайте также:  Миграционный форум Санкт-Петербурга

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Статистическая отчетность

Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.

В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.

Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.

Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:

  • наименование фирмы / имя ИП;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • основной вид деятельности;
  • к какой категории МСП он относится;
  • дата внесения информации в соответствующий реестр;
  • указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Читайте также:  Нюансы заполнения новой транспортной накладной

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

Микропредприятие можно отнести и к другим уровням хозяйствующих субъектов (средний или крупный бизнес) в том случае, если были соблюдены все принятые законодательством границы по той или иной показательной величине.

Иными словами можно сказать, что данный термин означает небольшое собственное дело, которое приносит прибыль, и хозяин которого обязан платить все положенные налоговые пошлины: от полученного дохода, на полученную прибыль и остальные.

Стоит сказать, что нынешняя экономическая система в Российской Федерации состоит из больших промышленных и торговых предприятий, которые имеют широкую и развитую сеть по всей стране. Также значимую роль в экономике страны играют зарубежные брендовые компании, занимающие далеко не последнее место в сетке развития экономической структуры.

Величина денежного оборота подобных организаций может быть равна сумме бюджета некоторых государств, относящихся к категории третьего мира, а число сотрудников может равняться несколько сотням тысяч человек. Производственный баланс подобных предприятий определяется сотнями тысяч в европейской валюте, а товары, выпускаемые данными организациями, переходят количество миллиона штук за один отчетный период.

Что является преимуществами микропредприятия?

Поскольку МП относится к предприятиям малого бизнеса, на него распространяются все льготы и преимущества, предоставленные им:

  1. Специальные облегченные системы налогообложения, например: УСН, ЕНВД, патент и т. д.
  2. Освобождение от проведения налоговых проверок для некоторых видов налоговых режимов (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  3. «Налоговые каникулы» (ИП с патентной системой и УСН не обязаны уплачивать налог в течение двух лет в период с 2015 по 2020 год).
  4. Увеличенный срок уплаты административных штрафов в течение 2020 года.
  5. Субсидии от государства и возможность участия в различных программах поддержки малого бизнеса.
  6. Упрощенная бухгалтерская отчетность в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  7. Облегченная кассовая дисциплина (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  8. Особые условия при участии в госзакупках.

Кроме того, относительным новшеством в действующем законодательстве является введение упрощенного кадрового учета в МП, что отличает их от других представителей малого бизнеса (гл. 48.1 Трудового кодекса, введена законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Руководитель микропредприятия вправе отказаться от принятия ряда локальных нормативных документов (ст. 309.2 ТК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *