Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухчет и налогообложение средств целевого финансирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Получение имущества унитарным предприятием от собственника
В соответствии с п.3 ПБУ 13/2000 это Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
В связи с этим отметим, что получение государственным или муниципальным унитарным предприятием основных средств на праве хозяйственного ведения не рассматривается в бухгалтерском учете как безвозмездное поступление.
Указанные объекты должны быть отражены в бухгалтерском учете:
- либо в качестве взноса в уставный фонд по дебету счета 08 и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» и, соответственно, по дебету счета 75 и кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету счета 01 и кредиту счета 08;
- либо по дебету счета 08 и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и, соответственно, по дебету счета 01 и кредиту счета 08.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
-
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
-
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
-
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
-
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
-
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
-
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
-
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
-
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
Основные нюансы учета целевого финансирования
Поступающие бюджетные средства можно разделить на:
- направленные на финансирование капитальных вложений, которые связаны со строительством (новым), восстановлением, модернизацией и техническим переоборудованием основных фондов, а также закупок основных средств и других типов имущества;
- направленные на финансирование текущих расходов без привязки к капитальным вложениям.
Согласно Положению бухучета 13/2000, существуют следующие способы принятия бюджетных средств на учет — по мере:
- фактического получения;
- принятия решения о их предоставлении.
При фактическом получении целевого финансирования происходит увеличение счетов учета денежных средств, вложений, материальных запасов и тому подобного в корреспонденции кредита счета №86.
При учете согласно принятому решению о предоставлении финансирования средства принимаются к учету, если соблюдаются все указанные условия:
- есть уверенность в выполнении предприятием условий, сопутствующих предоставлению средств;
- есть уверенность в получении этих средств.
Обязательно должно быть в наличии документарное подтверждение обоих пунктов.
В качестве подтверждения первого пункта можно использовать договоры, заключенные предприятием, а также технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке и прочее.
Второй пункт может подтверждаться утвержденной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и прочими документами.
При этом методе учета предоставленные целевые средства отражаются на дебете счета №76 «Расчеты с дебиторами/кредиторами» и кредиту счета №86 «Целевое финансирование».
Если бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования, то это отражается как увеличение финансовых результатов предприятия. Сумма средств, признанная в бухучете за доход, отражается в составе прочих доходов предприятия в качестве активов, предоставленных безвозмездно.
Сумма бюджетных средств, которая была получена коммерческим предприятием на финансирование будущих целевых расходов, помещается для учета на субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Он будет находиться в корреспонденции со счетом №86.
Сумма, которая будет отражена на субсчете 98/2 счета №98 «Доходы будущих периодов», должна списываться на кредит счета №91 «Прочие доходы и расходы»:
- по основным средствам — по мере того, как будет начисляться амортизация;
- по материально-производственным запасам — по мере того, как будут происходить списания на счета учета производственных затрат и издержек обращения.
Типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, которые предназначаются для финансирования капитальных расходов, выглядят следующим образом:
- дебет счета №76 «Расчеты с разными дебиторами/кредиторами»;
- кредит счета №86 «Целевое финансирование» — здесь размещается задолженность по средствам бюджета, которые должны быть направлены на финансирование капитальных расходов;
- дебет счета №51 «Расчетные счета»;
- кредит счета №76 — на нем отражаются средства бюджета, поступившие на расчетные счета предприятия;
- дебет счета №08 «Вложения во внеоборотные активы»;
- кредит счета №60 «Расчеты с поставщиками/подрядчиками» — на нем отражается покупная стоимость (с НДС) приобретенного основного средства;
- дебет счета №60;
- кредит счета №51 — на нем располагается оплата по выставленному счету, произведенная поставщику;
- дебет счета №01 «Основные средства»;
- кредит счета №08 — на нем отражается первоначальная стоимость объекта основных средств, который был введен в эксплуатацию;
- дебет счета №86;
- кредит субсчета 98/2 — на нем отражены приобретенные объекты основных средств в форме безвозмездных поступлений (запись вносится вместе с принятием этих средств к учету);
- дебет счетов №20 «Основное производство» и №44 «Расходы на продажу»;
- кредит счета №02 «Амортизация основных средств» — здесь отражается начисленная амортизация объектов основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования;
- дебет субсчета 98/2;
- кредит субсчета №91/1 «Прочие доходы» — запись вводится параллельно записи о начислении амортизации части средств, которые ранее были отнесены на доход будущих периодов (его увеличение), сама запись относится к прочим доходам предприятия в течение отчетного периода (подобные записи производятся на протяжении всего срока начисления амортизации согласно учету).
Типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, направленных на приобретение материально-производственных запасов выглядят следующим образом:
- дебет счета №76;
- кредит счета №86 — на него поступает задолженность по целевым бюджетным средствам, которые предназначались для покупки материально-производственных запасов;
- дебет счета №51;
- кредит счета №76 — на нем отражаются полученные целевые средства;
- дебет счета №10 «Материалы»;
- кредит счета №60 — на нем отражается покупная стоимость с НДС купленных материальных запасов;
- дебет счета №86;
- кредит субсчета №98/2 — на них размещаются полученные целевые средства бюджета, которые отнесены и включены в состав доходов будущих периодов;
- дебет счета №60;
- кредит счета №51 — здесь указывается оплата за материалы, произведенная поставщику;
- дебет счета №20;
- кредит счета №10 — на него поступают материалы, списанные на производственные нужды;
- дебет субсчета №98/2;
- кредит субсчета №91/1 — на нем часть средств доходов будущих периодов, соответствующая количеству материалов, которые были отпущены на производственные нужды, относится к прочим доходам расчетного периода.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Целевое финансирование. Государственная помощь
Нормативные документы:
1. Инструкция к Плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н);
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н);
3. Статья 251 НК РФ.
Бухгалтерский учет
Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.
Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных средств;
1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86;
2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76;
3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 … Кредит 76;
4) использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:
Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию;
5) использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму —
Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».
По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60. На эту же сумму отражаются прочие доходы: Дебет 98-2 Кредит 91-1;
6) использование безвозмездного финансирования расходов коммерческой организации на приобретение основного средства:
Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику основного средства;
Дебет 08-4 Кредит 60 – поступило основное средство в организацию;
Дебет 01 Кредит 08-4 – основное средство введено в эксплуатацию;
Дебет 86 Кредит 98-2 – в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 – начислена амортизация и одновременно:
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации включена в состав прочих доходов;
7) использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:
Дебет 20, 26 Кредит 60, 76 – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;
Дебет 20,26 Кредит 10 – израсходованы материалы;
Дебет 20,26 Кредит 70, 69 – начислена заработная плата и страховые взносы;
Дебет 60, 76 Кредит 51 – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;
Дебет 69 Кредит 51 – перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды;
Дебет 70 Кредит 50 – выдана заработная плата.
После оплаты текущих расходов:
Дебет 86 Кредит 20, 26 – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;
8) использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов: Дебет 08 Кредит 76 и одновременно на ту же сумму делают проводку — Дебет 86 Кредит 83.
В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».
Проводки по 86 счету на примере
Допустим, ООО «Стромэкс» в марте 2021 года получила субвенции в размере:
- 1 200 000руб. — на покупку производственного оборудования;
- 2 000 000руб. — на текущие расходы (целевые работы согласно утверждённой смете).
До конца 2021 года денежные средства из государственного бюджета пошли на:
- оборудование, 1 500 000руб., срок полезного использования 10 лет;
- приобретение материалов, 250 000руб.;
- оплату труда сотрудникам, задействованным в проводимых целевых мероприятиях, 150 000руб.;
- социальное страхование, 39 000руб.;
- материалы отпущены в производство (по факту), 170 000руб.
Таблица проводок по учету субвенции по 86 счету:
Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
76 | 86 | 3 200 000 | Субвенции признаны в учёте (по утверждению в расходах бюджета) | Договор целевого финансирования |
51 | 76 | 3 200 000 | Полученные субвенции признаны в учёте | Банковская выписка |
08.04 | 60 | 1 500 000 | Оборудование (стоимость) учтено | Товарная накладная |
01 | 08.04 | 1 500 000 | Оборудование введено в эксплуатацию | Акт ввода в эксплуатацию ОС |
86 | 98 | 1 000 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов (при вводе в эксплуатацию оборудования) | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС |
20,23,25,26,44 | 02 | 12 500 | Отражена амортизация (ежемесячное отчисление) | Амортизационная ведомость |
98 | 91.01 | 12 500 | Признание прочих доходов по полученной субвенции | |
10 | 60 | 250 000 | Материалы (стоимость) учтены | Приходный ордер (форма № М-4)/Акт о приёмке материалов (форма № М-7) |
86 | 98 | 250 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, М-4/М-7 |
20,23,25,26,44 | 70 | 150 000 | Начислена оплата труда сотрудникам ООО «Стромэкс» | Справка-расчёт/ Зарплатная ведомость (форма № Т-53) |
20,23,25,26,44 | 69 | 39 000 | Отчисления по социальному страхованию (включая несчастные случаи и профессиональные заболевания) | Расчётная ведомость (форма Т-51) |
86 | 98 | 189 000,00 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, справка-расчёт, Т-53 и Т-51 |
98 | 91.01 | 189 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, справка-расчёт |
20,23,25,26 | 10 | 170 000 | Материалы, отпущенные в производство (стоимость), учтены | Товарная накладная |
98 | 91.01 | 170 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, Товарная накладная |
Формы государственной помощи
Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:
- Субсидии и бюджетные ассигнования.
- Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.
Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:
- Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
- Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
- Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.
В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:
- Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
- Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
- Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
- Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.
ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.
ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.
Целевое финансирование и целевые поступления
Целевое финансирование и целевые поступления – счет бухгалтерского учета средств, поступающих юридическому лицу целевым назначением для финансирования определенных мероприятий, программ и проектов, а также для покрытия плановых убытков, возникающих вследствие поддержания на должном уровне регулируемых цен, и для компенсации расходов, которые в силу определенных причин не должны покрываться за счет собственных источников.
Целевые поступления, в отличие от целевого финансирования, направляемого для реализации определенных мероприятий, программ и проектов, носят лишь компенсационный характер и направляются из государственного и региональных (местных) бюджетов не адресно, а через посредство некоммерческих организаций – участников бюджетного процесса, с которыми заключается договор. Одним из видов целевых поступлений являются дотации, получаемые юридическими лицами из государственного и местных бюджетов.
Целевое финансирование может осуществляться так же за счет средств других предприятий, организаций и лиц. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением, оговоренным договором.
Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы.получателем на:
- финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем необоротных активов;
- покрытие текущих расходов, связанных с заказом, под выполнение которого были выделены целевые средства (приобретение запасов, оплата труда и др.);
- покрытие заведомых убытков, получаемых предприятием в результате выполнения специального заказа;
- оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной;
- оплату труда и социальное страхование нештатных работников, занятых на работах, выполняемых на предприятии по заданию и в пользу других лиц.
Государственное целевое финансирование
В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:
- субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
- субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
- бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
- прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).
Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).
Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:
- инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
- инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).
При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:
- размер и форма предоставляемой государственной помощи;
- размер бюджетного кредитования, направление расходования;
- прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
- остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.
Счет 86 Целевое финансирование
При принятии решения о выделении организации целевых средств (или заключен соответствующий договор) составляется запись в кредит счета 86:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86 — начислены средства целевого финансирования.
Средства целевого финансирования могут поступить в виде денег или имущества (материалов, товаров и т. д.).
Средства целевого финансирования, поступающие из бюджета, могут отражаться в учете по факту их получения. В этом случае 76 счет не используется:
Дебет (08, 10, 41, 50, 51,…) Кредит 86 — поступили средства целевого финансирования из бюджета.
Что показывает остаток и как закрывается счёт 86
Кредитная часть счёта 86 отображает сумму направленных компании на условиях целевого финансирования денежных средств. Его же дебетовая часть отражает неиспользованный остаток, который будет потрачен в дальнейшем или возвращён инвестору.
В стандартной ситуации, когда полученные по контракту денежные средства были потрачены на реализацию договорных целей в полном объёме, дополнительных проводок для закрытия счёта не требуется. Если же средства остались, то бухгалтеру предстоит отразить их дальнейшее движение:
- если остаток может быть использован фирмой по своему усмотрению, то понадобится проводка Дт86 – Кт90 (продажи) или Дт86 – Кт91 (прочие доходы);
- если остаток должен быть возвращён «спонсору», то проводка выглядит иначе – Дт86 – Кт51 (безналичный расчёт), Дт86 – Кт50 (наличный расчёт), Дт86 – Кт52 (расчёты в валюте).
Использование средств
Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.
Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:
Дебет 08 Кредит 60 – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;
Дебет 86 Кредит 98-2 – отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).