Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Главные правила опережения и обгона
Прежде чем выполнять обгон водителю любого транспортного средства необходимо придерживаться простых, но очень важных требований:
- Убедитесь в том, что встречная полоса свободна, а впереди движущиеся транспортные средства находятся на большом расстоянии от вас. Самый оптимальный вариант – отсутствие на горизонте встречных автомобилей.
- Предварительно удостоверьтесь, что ваш маневр не создаст никаких помех для остальных участников движения.
- Не забывайте смотреть в зеркала! Именно они вам помогут визуально убедиться в том, что следующий за вами автомобиль не начал так же выполнять маневр.
- Нельзя совершать обгон одновременно двум и более транспортным средствам. «Обгон паровозиком» категорически запрещен!
- Включайте поворотники перед тем, как приступите к маневрированию на дорожном полотне.
С опережением все намного проще. Вам нужно лишь использовать указатели поворота, соблюдать заявленный скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Стандартный маневр обгона включает в себя не только классическое опережение впереди идущих транспортных средств, но и маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение на исходную полосу движения. Правила дорожного движения предусматривают ограничения и запреты, которые не допускают выполнять обгон. Но там так же прописаны случаи при которых подобный маневр разрешен.
Выполняя опережение, все действия совершаются в рамках границ той проезжей части, по которой двигается автомобиль. Конечно, скорость в этот момент выше чем у других участников движения. Опережение не предусматривает выезд на встречную полосу и возвращение транспортного средства на ранее занимаемую им сторону.
Помимо этого, обгон и опережение отличаются тем, что:
- обгон можно совершить как с разных сторон. Опережение можно выполнить только слева.
- обгон ограничен правилами дорожного движения. В большинстве случаев он запрещен.
- опережение можно выполнить в любой ситуации. Исключением может является только наличие большого количества автомобилей в потоке, которые не позволят выполнить действие.
Какую ответственность несут водители за нарушения?
Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.
В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс. рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.
Можно ли совершать опережение справа?
Поскольку справа встречной полосы по определению быть не может, термина «обгон справа» не существует – данный маневр однозначно трактуется опережением. Другое дело, что опережение справа до 2010 года было запрещено, однако сейчас это табу не действует. То есть, если дорога имеет две полосы, а автомобиль-лидер начал замедляться, то на вполне законных основаниях можно перестроиться в правый ряд и с соблюдением правил безопасного маневрирования опередить его.
И все же существуют ситуации, когда правостороннее опережение признается незаконным. Речь идет о выезде на тротуары, обочину, пешеходные либо велосипедные дорожки. И хотя данный маневр тоже считается не обгоном, а опережением, он в первую очередь является нарушением ПДД.
Когда правила не запрещают опережение?
Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.
Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:
- Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
- Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
- Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
- Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Алгоритм действий водителя при обгоне
Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.
Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:
- Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
- Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
- Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
- Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
- Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
- Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.
Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.
Посещение зала перестало быть обязательным пунктом в программе. Физическая активность — это история не про точеный рельеф и «сегодня у меня день ног», а про здоровую спину и колени. И здесь на выручку приходят другие практики — йога, долгие прогулки в парке, дыхательные практики, стретчинг и пилатес. Эти упражнения ориентированы на пролонгированный результат: проработку всех групп мышц, укрепление суставов и общего мышечного каркаса.
Одна из признанных практик, которая поможет не только обрести красивое тело, но и решить проблемы со здоровьем, — это остеопатия. «Часто к остеопату обращаются те пациенты, у которых есть нарушения сна, усталость, тяжесть в животе, боль в спине. Симптомы мешают жить, но самого диагноза нет, и здесь как раз на помощь приходят сессии с остеопатом. Это действительно важно, ведь рано или поздно длительно существующие нарушения приведут к серьезным последствиям.
Есть пациенты, которые «уже все попробовали», прошли обследования, у них есть много диагнозов и нарушений: к примеру, синдром раздраженного кишечника, мигрени, панические атаки. В данном случае ресурс организма практически на нуле, поэтому остеопатия в сочетании с другими методами восстановительного лечения может помочь и даже ускорить этот процесс», — комментирует врач-остеопат, специалист по йога-терапии медицинского центра EVO Елена Сергеева.
Мы сами несем ответственность за состояние нашего здоровья. Например, выражение work-life balance, которое сейчас часто на слуху, не пустой звук. Не перегружать себя и при этом не откладывать рабочие дела — вот что поможет избежать высокого уровня стресса. Никакие правила не будут работать, если сам человек нарушает режим сна и питания. К сожалению, «играть в здоровый образ жизни» время от времени не получится: ночные вечеринки с алкоголем не совсем сочетаются с классами по йоге и поездками на ретриты.
Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.
Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:
- из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
- из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
- из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.
Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.
Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:
- превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
- ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
- возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.
Где в Москве купить камеру обгона для праворульных машин, рассказываете в статье: камера обгона для праворульных машин. Какой штраф за обгон по встречной полосе через сплошную, читайте здесь.
Столкновения при нарушении правил обгона
Обгон – один из наиболее сложных маневров, который предполагает наличие у водителя не только уверенных навыков управления транспортным средством, но и правильной оценки дорожной ситуации перед его выполнением.
Как правило, обгон осуществляется в режиме набора скорости, с выездом на встречную полосу движения, что неизменно повышает степень опасности данного маневра.
В ряде дорожных ситуаций даже опытным водителям не всегда удается безупречно выполнить обгон автомобиля, не нарушив предписаний ПДД РФ.
На видеозаписи, зафиксировавшей ДТП, при обгоне по встречке поворачивающего автомобиля видно, как автомобиль (№1), на котором установлен видеорегистратор, после выезда на проезжую часть дороги с прилегающей территории занял левую полосу для движения и продолжил по ней движение.
Завершив встречный разъезд с транспортными средствами, водитель автомобиля №1 предпринял маневр поворота влево (разворота).
В момент нахождения данного транспортного средства на встречной полосе происходит столкновение с автомобилем (№2), выполнявшим обгон поворачивающего автомобиля (№1).
Можно долго спорить в поисках ответа на вопрос кто виноват в столкновении автомобилей?
При этом аргументы водителя автомобиля №2 в подтверждении вины водителя №1 могут сводиться к возможному нарушению последним правил маневрирования, не указания им светового сигнала левого поворота, выполнение маневра левого поворота не с той полосы.
Водитель №1 также может обосновать вину оппонента.
Например, пункт 11.2 ПДД РФ запрещает обгон транспортного средства с включенным указателем левого поворота.
А кто теперь докажет, включал водитель № 1 световой сигнал или не включал?
Объективно опровергнуть, а равно как и подтвердить включение сигнала почти невозможно, если на автомобиле №2 на момент происшествия отсутствовал видеорегистратор.
Для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос кто прав или кто виноват в ДТП при обгоне в данной ситуации, необходимо дать анализ действиям каждого из водителей и соотнести результаты с имеющимися в деле доказательствами.
При отсутствии возможности изучить материалы о ДТП обратимся к видеозаписи.
Визуально видно, что проезжая часть дороги имеет четыре полосы для движения транспортных средств, по две в каждом направлении, дорожная разметка отсутствует.
В таких условиях водители при определении расположения транспортного средства на проезжей части дороги должны руководствоваться пунктом 9.1 ПДД РФ.
Исходя из критериев, перечисленных в названной норме — ширины дороги, габаритов автомобилей и интервалов между ними, водитель автомобиля № 1 занял перед поворотом левую полосу и, находясь по середине проезжей части дороги, приступил к выполнению левого поворота (разворота).
Данный маневр не запрещен ПДД РФ.
После выезда автомобиля №1 на встречную полосу происходит столкновение с автомобилем № 2.
Координаты места столкновения относительно элементов дороги определены и зафиксированы в схеме.
Таким образом, диагноз: ДТП на встречке, при обгоне поворачивающего автомобиля.
К разочарованию водителя №2 отметим, что пункт 9.2 ПДД РФ в рассматриваемой ситуации запрещает ему выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
На основании изложенного, действия водителя автомобиля №2 не соответствуют требованиям пунктов 1.5, 9.1, 9.2 ПДД РФ, а при доказанности включения водителем автомобиля № 1 указателя поворота — левого светового сигнала и пункта 11.2 ПДД РФ.
Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).
Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.
Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:
- начало подавать знак левого поворота;
- производит обгон или объезд препятствия.
Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.
Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.
Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.
Как поступать, если вас пытаются обогнать другие автомобилисты
Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.
Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.
Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.
Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное — не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.
Обгон и опережение транспортного средства
C 12 июля 2022 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
Когда маневр применяют по отношению к вам?
Рекомендации, которых стоит придерживаться:
- Исключить перестроение и обгон «паровозиком» со своей стороны. Такие действия неизбежно приведут к аварии.
- При необходимости поворота, вначале дать проехать обгоняющему.
- При движении за обгоняющим не занимать его место сразу же. Это даст возможность водителю вернуться обратно при неверной оценки ситуации на встречной полосе.
- Если ТС не может набрать среднюю для потока скорость, то лучше максимально прижаться вправо и пропустить более быстрых участников движения.
- В отдельных случаях, может потребоваться остановка на обочине ТС, мешающего совершению обгона. Движение стоит начинать только после пропуска остальных водителей.
Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:
- Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
- Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
- Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
- Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
- Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
- Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
- Выключаем правый поворотник.
Опережение транспортных средств
11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.
Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.
Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.
Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.
В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.
В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:
Признак | Обгон | Опережение |
Порядок выполнения | — выезд на встречную полосу; — возврат в свою полосу | — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении; — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке |
Скоростной режим | Увеличивается для выполнения маневра | В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения |
Ограничения | Несколько. Устанавливаются правилами движения | Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов |
Может совершаться | Исключительно с левой стороны | Как с левой, так и с правой стороны |
Наличие штрафов | Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил | Отсутствуют |
Опасность маневра | Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения | Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении |
Правила выполнения маневра
Перед началом такого маневра, как обгон, водитель обязательно должен оценить обстановку и убедиться в том, что та полоса, на которую он собирается осуществить выезд, свободна, а на большом расстоянии нет машин. Если в процессе обгона может быть причинен хоть малейший вред другим участникам ДД, его не следует выполнять.
Соседняя трасса – встречная полоса, должна быть полностью свободна от машин. Чаще всего, обгон выполняют за городом.
Если в результате выполнения маневра происходит дорожно – транспортное происшествие, виноватым всегда оказывается тот водитель, который совершал обгон.
Исключение возможно только в единственном случае, в соответствие с ПДД пунктом 11.3, водитель обгоняемого средства не имеет право создавать препятствия для обгона посредством превышения скорости движения или любыми другими способами.
Водитель, намереваясь совершить обгон, не может предвидеть поведение водителя на встречной полосе. Если тот повышает скорость намеренно, создается препятствие. В таком случае, вина ложится на второго водителя.