Отправитель vs перевозчик: кто ответит за порчу груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отправитель vs перевозчик: кто ответит за порчу груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Особенности формирования акта, общие моменты

В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Читайте также:  Алименты на содержание супруги

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

    Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  4. Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  5. Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.

Закон и договор, которыми можно обосновать претензию

При отправке груза транспортной компанией (далее — ТК) между отправителем и исполнителем, как правило, заключается договор транспортной экспедиции. Возможно, договор не подписан на бумаге, но заказавшее перевозку груза лицо самим фактом сдачи груза и подписания накладной присоединяется к договору, который размещен на официальном сайте ТК. Транспортная компания по договору именуется экспедитором.

Кроме договора действия экспедитора регламентированы главой 41 Гражданского кодекса РФ и специальным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Более подробное регулирование — в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Экспедитор обязуется за вознаграждение выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть экспедитор должен организовать доставку (самостоятельно или с помощью третьих лиц) вверенного ему груза:

  1. В целости и сохранности.
  2. В нужное место нужному лицу.
  3. В определенные договором сроки.

Сколько ждать ответа, дальнейшие действия

Транспортная компания, получившая претензию, должна ответить на нее в течение 30 дней с даты получения. Клиент письменно уведомляется о том, будет ли удовлетворена претензия или оснований для этого нет (п. 5 ст. 12 закона № 87-ФЗ). Если ответ от ТК отрицательный, то он должен обязательно содержать причины, по которым клиенту отказано.

Если ответ на претензию положительный, то цель претензионного порядка достигнута — остается только договориться о порядке выплаты денежных средств. Если же получен отказ (частичный отказ) либо ответа вообще не поступило в течение 30 дней, клиент имеет полное право обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.

***

Претензия транспортной компании о повреждении, утрате, недостаче груза поможет решить возникшую проблему еще до обращения в суд. Грамотно составить ее вы можете, воспользовавшись нашими рекомендациями, данными в статье.

Кто несет ответственность за повреждения при доставке?

С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.

Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.

Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.

Читайте также:  Больничный перед отпуском: выгодно ли и как лучше?

Когда товар попадает в руки ​​покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.

Что необходимо сделать, чтобы груз был доставлен без повреждения?

Есть несколько способов, которыми продавец может уменьшить свои шансы на неблагоприятный исход:

  • Убедитесь, что положения и освобождение от ответственности договора перевозки полностью понятны, разные законы могут применяться в разных ситуациях. Если вы отправляете дорогостоящий продукт, вы можете договориться об отдельном контракте или получить специальную страховку.
  • Убедитесь, что вы используете надежного перевозчика с адекватным страховым покрытием.
  • Убедитесь, что продукт правильно упакован. Боковые стенки должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать предсказуемые условия. Может потребоваться специальная прокладка для защиты изделия от возможных ударов и вибрации. Возможно, продукт должен быть защищен дополнительной поддержкой.
  • Убедитесь, что груз четко обозначен и маркирован.

При необходимости используйте защиту от коррозии, особенно для зарубежных перевозок.

  • Используйте индикаторы вручения и / или мониторы для продукта высокой стоимости. Данные об ударе и вибрации могут предоставить ценную вспомогательную документацию для любого требования о возмещении ущерба.

Акт о повреждении груза

В акте о повреждении отправления следует указать:

  • дату, время и место его составления;
  • лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
  • состояние упаковки, указывающее на повреждение;
  • наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
  • вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
  • при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
  • при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
  • если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.

Законы, регулирующие перевозки

В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:

Официальное название закона Номер и дата выпуска Что содержится в нормативах
О транспортной экспедиционной деятельности Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон
Перевозка, глава 40 Гражданский кодекс Российской Федерации Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна

Ответственность экспедитора и перевозчика за повреждение (утрату) груза при ДТП

Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.

Дорожно-транспортное происшествие не может быть признано следствием непреодолимой силы, непредвиденной ситуацией и прочим форс-мажором, хотя судебная практика показывает, что бывают и такие ситуации, однако бремя доказывания лежит на перевозчике: он должен доказать, что подобную ситуацию не мог предвидеть и сделал все возможное во избежание порчи/утраты груза. Типичные аварии, лобовое столкновение со встречным автомобилем не являются той самой — непредвиденной ситуацией.

Читайте также:  Нелегальное подключение к центральному водоснабжению

Ответственность поставщика

Однако есть случаи, когда сам поставщик несет ответственность за нанесение такого ущерба. Это происходит тогда, когда доставку товара делает сам поставщик, не обращаясь к услугам транспортных компаний. То есть у него есть свой транспорт, квалифицированные кадры, техника, документальное оформление в штате. Тогда контакт заключается с ними и в этой части предусматривается полная ответственность за такие действия. Если же контракт устный и доказать вину той или иной стороны сложно, тогда за претензией следует иск и уже суд будет разбираться в объективных обстоятельствах такого нарушения и устанавливать вину лиц.

Поэтому грамотное оформление документов играет в этом процессе большую роль. Оно помогает сэкономить затраты на оплату государственных пошлин, работу юристов в процессе взыскания сумм ущерба. Компания Руссо Логистикс радует клиентов качественным обслуживанием вот уже несколько лет. Доверяя свое дело ее специалистам, вы можете быть спокойны за качество подготовленных документов.

Наиболее важные аспекты претензионного порядка

Первое о чём стоит сказать, это то, что подача претензии транспортной компании о повреждении груза, обязательна.

Если вы не осуществите претензионный порядок, а сразу обратитесь в арбитражный суд, ваше исковое заявление оставят без рассмотрения и вернут обратно. Досудебное разбирательство установлено законом, как неотъемлемая часть разрешения таких споров.

Второе, на что следует обратить внимание, это вид транспорта, которым организованна доставка. Особенности есть у каждого вида, в том числе актуальна и смешанная доставка.

Третье обстоятельство, играющую важную роль – это сроки подачи претензии и время, в течении которого транспортная компания должна дать на неё ответ. Будьте внимательны, их нарушать нежелательно.

Если транспортная фирма отказала в компенсации

Отказ перевозчика компенсировать потери – типичная ситуация, если вы обратились в первую попавшуюся фирму и не стали подписывать договор. Но вернуть деньги можно. Составьте судебный иск, подробно опишите обстоятельства перевозки и порчи имущества. Приложите чек на оплату, потребуйте возвращения уплаченной суммы. Также попросите суд компенсировать стоимость испорченных вещей.

Обнаружив, что товар после перевозки испорчен, сразу составьте акт – в нем опишите обстоятельства произошедшего. Укажите как можно больше подробностей: именно этот акт будет главным доказательством вашей правоты в суде. К составлению документа необходимо привлечь сотрудников транспортной фирмы – иначе акт не будет считаться действительным. А чтобы у вас было больше оснований требовать компенсации, приложите показания свидетелей и результаты экспертизы.

Ответственность перевозчика

За груз в пути отвечает перевозчик. Транспортная компания несет ответственность за принятый ею к перевозке груз с момента его загрузки до момента полной выгрузки (ст.924 Гражданского кодекса Украины). Если перевозчик докажет, что порча, недостача, повреждение, утеря груза произошли в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить, он не несет ответственность за груз (ч.2 ст.924 ГК Украины).

Как видите, не всегда недостача или повреждение груза приводят к тому, что ущерб возмещает транспортная компания. Зачастую владельцу груза может оплачивать ущерб третья сторона, виновная в утере или повреждении груза, или страховая компания. Самыми распространенными случаями повреждения или утери груза не по вине транспортной организации являются: ДТП, виновником которого признано третье лицо, обстоятельства непреодолимой силы (стихийные катаклизмы), преступные действия (грабеж).

Существуют и другие спорные ситуации, когда крайне сложно доказать вину перевозчика. К ним относятся:

  • неправильное размещение груза в кузове автомобиле или ненадлежащее его крепление. В этом случае водитель обязан контролировать процесс загрузки и указать грузчикам (или другим ответственным лицам) о неправильности размещения и крепления груза. Если грузоотправитель откажется устранить возникшую проблему, в ТТН следует отметить этот факт, который освобождает перевозчика от ответственности в случае повреждения груза.
  • повреждение груза вследствие несоответствия упаковки (тары) соответствующим требованиям.
  • естественная порча груза, приводящая к утрате его потребительских свойств.
  • превышение влажности груза установленных норм.
  • передача груза без указания в ТТН его особых качеств, требующих специальных условий транспортировки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *