Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией “магистр”. У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда — не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции — с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Стоит отметить, что в 2010 году из закона была исключена формулировка, согласно которой привлечение к уголовной ответственности судей Верховного Суда или же судей, работающих в инстанциях общей юрисдикции, происходило путем предоставления Конституционному Суду заявления от квалификационной судебной коллегии.

За что судью лишили статуса

По одному из дел судья определением об исправлении опечатки поменял в прежде принятом решении день и час назначенного заседания на более ранние. Вместе с ненадлежащим извещением участников дела это апелляционный суд признал это судебной ошибкой.

Как уточнил сам судья, сначала дата была назначена, учитывая интересы сторон спора. Но затем одна из них подала прошение об ускорении рассмотрения. «По причине отсутствия прямой нормы, дающей возможность изменить ранее назначенную дату, он применил норму об исправлении опечатки. Участников процесса об изменении даты заседания известили с помощью телеграмм», — отмечается в обзоре ВС.

Еще в трех делах судья также допустил ошибки процессуального характера, которые впоследствии исправила вышестоящая инстанция.

Ответственность судей является очень важной темой. Судьи несут ответственность за свои действия или бездействие, но судьи в отличии от рядового человека являются особыми (специальными субъектами). Не стоит путать, что все судьи “цари”, но и не стоит забывать, что судьям законом установлены дополнительные гарантии (“бонусы”), но одновременно с так называемыми бонусами у судьи есть и запреты. Судья не имеет право занимать какие-либо должности, кроме преподавательской, быть и помогать какой либо политической партии, учавствовать в их акциях, выражать публично свое политическое мнение и так далее. А в качестве бонусов у судьи есть неприкосновенность, которая включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Неприкосновенность это не “счастье”, а большая ответственность! Скажем просто, если неприкосновенность была бы “счастьем”, то каждый судья мог увесить / обвесить свой автомобиль спец.сигналами, обклеить любыми цветографическими схемами (расскраска авто) и бегать по улице сломя голову и приставать к любому сотруднику полиции, ездить на своем автомобиле под 300 км/ч и по встречке, и ему бы ничего за это не было, но такое не происходит! Поэтому неприкосновенность только лишь кажется “бонусом/счастьем” для лиц, которые ей не обладают.

Одновременно с этим, соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Если судья совершит виновное действие (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона “О статусе судей” и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Т.е. судью можно привлечь только к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий судьи.

Какие это нарушения:

  • Спал в процессе, случай был.
  • Драка с помощником, разборка с помощником, случай был.
  • Ругался матом в процессе, специально сторонам запрещал подавать ходатайства.
  • Вне работы пользовался неприкосновенностью в свою пользу (хамство в отделе полиции) случай был.
  • Судья не знает что такое рецедив (знает любой студент), случай был.
  • Волокита – долго дело не рассматривается, в том числе вышестоящими судами.

Следовательно, нарушения должны быть существенные. Если судья присуждает меньшие суммы денег, с грамматическими ошибками пишет решения – за это ему ничего не будет, да же разбираться никто не будет.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД и постановка на учет в 2023 году

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.

Уголовные дела частно-публичного обвинения

Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.

Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.

К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:

  • ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
  • ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
  • ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
  • ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
  • ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
  • ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
  • ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
  • ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
  1. индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  2. членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Дисциплинарная ответственность судей

Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.

Наказать судью можно путем привлечения к ответственности закрепленной в статьей 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей» ФЗ «О статусе судей в РФ», в большинстве случае это нарушения процессуального характера, материального права, неверное толкование закона и ошибки при анализе вещественных доказательств.

p/s Указанное не распространяется на судей Конституционного суда.

Куда обращаться, чтобы наказать судью

Для начала, стоит попробовать заявить в корректной форме самому судье о том, что он поступает неправильно. Если это не подействует, у граждан всегда есть право обратиться в ККС — квалификационную коллегию судей. Именно этот орган занимается рассмотрением жалоб на нарушения в работе судей.

Однако потребуется иметь веские основания для обращения (к примеру, незаконное вынесение судебного акта), поскольку для более лёгких случаев (таких как неэтичное поведение, процессуальные нарушение, к примеру подсудности) потребуется огромное количество усилий, чтобы доказать свою правоту и привлечь судью к ответственности.

Важно помнить, что в вопросе о вынесении судьёй заведомо неправомерного решения также потребуется немало усилий со стороны граждан. Это обосновано тем, что Конституционный Суд принял решение о том, что никто не в праве нарушать принцип самостоятельности судебной власти. То есть, любое вмешательство в вынесении судом своего решения говорит уже о нарушении законных прав на самостоятельность судебной власти. Таким образом, очень велика вероятность того, что судья не будет привлечен ни к какому виду ответственности.

Также есть еще несколько вариантов решения вопроса о том, как наказать судью. Можно пригласить на заседание представителя журналистики, желательно — печатных изданий. Заметив правонарушения, журналист сможет высказать свою точку зрения в статье печатного издания, таким образом внимание общественности будет привлечено к этому инциденту.

Как закон “о статусе судей” характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Комментарии к ст. 448 УПК РФ

1. Если с соблюдением указанных в коммент. ст. правил возбуждено уголовное дело в отношении конкретного должностного лица, перед вынесением постановления о привлечении его в качестве обвиняемого с той же или улучшающей его положение квалификацией вновь получать согласие указанных в коммент. ст. лиц не требуется. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого в такой ситуации может вынести следователь Следственного комитета при прокуратуре РФ в соответствии с установленной подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК подследственностью.

2. В коммент. ст. закреплены дополнительные гарантии обеспечения независимости отдельных категорий должностных лиц в нашем государстве. Между тем здесь перечислены не все предусмотренные законом гарантии. Наличие определенных требований к порядку возбуждения уголовного дела и привлечению к уголовной ответственности в УПК не делает юридически ничтожными положения других действующих в настоящее время законов, в которых еще до принятия УПК были предусмотрены другие обязательные условия принятия данных процессуальных решений. Именно поэтому в настоящее время соблюдению подлежат как положения УПК, так и других действующих нормативных правовых актов.

3. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности (ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

Читайте также:  Налог с продажи машины в 2023 году в собственности менее 3 лет

4. Применительно к порядку привлечения судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности в законе закреплено дополнительное правило. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности, в том числе и после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями (ч. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

5. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). Соответственно, прежде чем вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого председателя Счетной палаты, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ должен получить согласие на это от Государственной Думы Федерального Собрания РФ; для привлечения в качестве обвиняемого заместителя председателя Счетной палаты согласие получается от Совета Федерации Федерального Собрания РФ; согласие на привлечение к уголовной ответственности аудитора Счетной палаты испрашивается у той палаты Федерального Собрания РФ, которая его назначила в Счетную палату на должность.

6. Статусом неприкосновенности, хотя и временным, в Счетной палате обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты он не может быть привлечен к уголовной ответственности в дни, когда им выполняются служебные обязанности (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации). Возбудить же с соблюдением требований ст. 146 УПК уголовное дело в отношении действий данного должностного лица вправе любой следователь (дознаватель и др.), которому подведомственно преступление, признаки которого обнаружены в совершенном инспектором Счетной палаты деянии. Если Коллегия Счетной палаты дала на то согласие, постановление о привлечении его в качестве обвиняемого выносит тот орган предварительного расследования, которому подследственно совершенное инспектором Счетной палаты преступление.

7. Пунктами 13 и 14 ч. 1 коммент. ст. предусмотрены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. В отношении таковых уголовное дело может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

8. По правилу ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановление о привлечении в качестве обвиняемого зарегистрированного кандидата в депутаты в выборный орган местного самоуправления, на должность выборного должностного лица местного самоуправления может быть вынесено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов). Однако следует помнить, что на территории муниципального образования такой кандидат может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

9. Закрепленная в п. 12 коммент. ст. гарантия неприкосновенности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также члена комиссии референдума с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса закреплена также в ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

10. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности (ч. 9 ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

11. В соответствии с п. 13 ч. 1 коммент. ст. зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия на то председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Согласно же ч. 3 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», давая такое согласие, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ обязан известить об этом Центральную избирательную комиссию РФ.

12. Без выполнения указанных в коммент. ст. и других предусмотренных законом условий постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого в отношении конкретного должностного лица вынесено быть не может.

13. Десяти- или трехсуточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий к ст. 128 УПК).

Дeлo в oтнoшeнии cyдьи Aнocoвa: пoзиции выcшиx cyдoв paздeлилиcь

Пocтaнoвлeниeм cyдeбнoй кoллeгии в cocтaвe тpex cyдeй Кpacнoдapcкoгo кpaeвoгo cyдa oт 09.07.2009 УФCБ Poccии пo Pocтoвcкoй oблacти былo дaнo paзpeшeниe нa oгpaничeниe пpaв cyдьи paйoннoгo cyдa г. Pocтoвa-нa-Дoнy Aнocoвa нa тaйнy тeлeфoнныx и иныx пepeгoвopoв, нa нeпpикocнoвeннocть зaнимaeмыx им cлyжeбныx и жилыx пoмeщeний, cлyжeбнoгo и личнoгo aвтoтpaнcпopтa и пpoвeдeниe в oтнoшeнии нeгo cooтвeтcтвyющиx OPM, цeлью кoтopыx являлacь пpoвepкa инфopмaции o дeйcтвияx Aнocoвa, coдepжaщиx пpизнaки ocoбo тяжкoгo пpecтyплeния. Cвoe oбpaщeниe в Кpacнoдapcкий кpaeвoй cyд УФCБ мoтивиpoвaлo тeм, чтo y Aнocoвa имeютcя oбшиpныe cвязи в cyдeбныx opгaнax oблacти, пoтoмy пoлyчeниe в oблacтнoм cyдe caнкции нa пpoвeдeниe OPM пpивeдeт к нapyшeнию peжимa ceкpeтнocти.

Пoзиция BC PФ. Жaлoбa Aнocoвa нa этo пocтaнoвлeниe Cyдeбнoй кoллeгиeй пo yгoлoвным дeлaм BC PФ ocтaвлeнa бeз yдoвлeтвopeния. Пo мнeнию Cyдeбнoй кoллeгии, пpинятиe в oтнoшeнии зaявитeля peшeния имeннo Кpacнoдapcким кpaeвым cyдoм нapyшeниeм зaкoнa нe являeтcя1.

Пocтaнoвлeниeм cyдьи Bepxoвнoгo Cyдa PФ oт 07.06.2010 в yдoвлeтвopeнии нaдзopнoй жaлoбы Aнocoвa нa yкaзaнныe cyдeбныe peшeния тaкжe былo oткaзaнo.

28.06.2010 c yчeтoм peзyльтaтoв OPM в oтнoшeнии Aнocoвa былo вoзбyждeнo yгoлoвнoe дeлo пo ч. 3 cт. 290 УК PФ. B нacтoящee вpeмя oнo paccмaтpивaeтcя Bepxoвным Cyдoм PФ пo пepвoй инcтaнции.

Пoзиция КC PФ. Meждy тeм Aнocoв, пoлyчив oткaз в зaщитe cвoиx кoнcтитyциoнныx пpaв в cyдax oбщeй юpиcдикции, oбpaтилcя c жaлoбoй в Кoнcтитyциoнный Cyд PФ.

Пpeдмeтoм paccмoтpeния Кoнcтитyциoннoгo Cyдa PФ явилиcь взaимocвязaнныe пoлoжeния п. 7 cт. 16 3aкoнa PФ «O cтaтyce cyдeй» и ч. 1 cт. 9 Ф3 «Oб OPД».

B Пocтaнoвлeнии oт 09.06.2011 № 12-П Кoнcтитyциoнный Cyд PФ, oтcтaивaя пpaвo cyдьи нa нeпpикocнoвeннocть, в oтличиe oт cyдoв oбщeй юpиcдикции нe тoлькo pacпpocтpaнил дeйcтвиe пpинципoв yгoлoвнoгo пpoцecca нa cфepy OPД, нo и вoзлoжил нa Пpeдceдaтeля BC PФ oбязaннocть peшeния cпopoв o пoдcyднocти cyдeбнo-кoнтpoльныx дeйcтвий пpи пpoвeдeнии OPM.

Читайте также:  Дарение доли в недвижимости близкому родственнику

Пpивeдeм ocнoвныe тeзиcы Пocтaнoвлeния КC PФ № 12-П. Кaждoмy гapaнтиpyeтcя cyдeбнaя зaщитa eгo пpaв и cвoбoд (п. 9 ч. 1 cт. 46), peшeния и дeйcтвия (или бeздeйcтвиe) opгaнoв гocyдapcтвeннoй влacти, opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oбщecтвeнныx oбъeдинeний и дoлжнocтныx лиц мoгyт быть oбжaлoвaны в cyд (ч. 2 cт. 46), никтo нe мoжeт быть лишeн пpaвa нa paccмoтpeниe eгo дeлa в тoм cyдe и тeм cyдьeй, к пoдcyднocти кoтopыx oнo oтнeceнo зaкoнoм (ч. 1 cт. 47).

Пpaвo нa cyдeбнyю зaщитy, paвнo кaк и eгo нeoбxoдимaя cocтaвляющaя – пpaвo нa зaкoнный cyд, вытeкaющee из пpeдпиcaний ч. 1 и 2 cт. 47 Кoнcтитyции PФ, зaкpeплeны тaкжe в Meждyнapoднoм пaктe o гpaждaнcкиx и пoлитичecкиx пpaвax (cт. 14) и в Кoнвeнции o зaщитe пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвoбoд (cт. 6).

Cлeдoвaтeльнo, дaннoe пpaвo oбecпeчивaeтcя тeм, чтo paccмoтpeниe дeл дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo выбpaнным, a зaкoннo ycтaнoвлeнным cyдoм. B зaкoнe тaкжe дoлжны быть oпpeдeлeны ocнoвaния и пopядoк измeнeния пoдcyднocти, ибo инoe нe пoзвoляeт cyдy, cтopoнaм и дpyгим yчacтникaм пpoцecca избeжaть нeoпpeдeлeннocти в этoм вoпpoce, иcключaeт нeoбxoдимocть ycтpaнять ee пocpeдcтвoм пpинятия пpaвoпpимeнитeльнoгo peшeния нa ocнoвe диcкpeции opгaнa или дoлжнocтнoгo лицa, иными cлoвaми, oпpeдeлять пoдcyднocть дeлa нe нa ocнoвaнии зaкoнa.

Из дaннoй пpaвoвoй пoзиции КC PФ, выpaжeннoй в пocтaнoвлeнияx oт 16.03.1998 № 9-П и oт 25.02.2004 № 4-П, cлeдyeт, чтo зaкoнoдaтeль нe впpaвe ввoдить в пpaвoвoe peгyлиpoвaниe нopмы, дoпycкaющиe пepeдaчy дeлa из oднoгo cyдa в дpyгoй вo внecyдeбнoй пpoцeдype.

Пo cмыcлy cт. 10, 18 и ч. 1 и 2 cт. 118 Кoнcтитyции PФ, тaкиe peшeния opгaнoв cyдeбнoй влacти, пpизвaнныx caмocтoятeльнo нa ocнoвe пpинципa paздeлeния влacтeй oбecпeчивaть зaщитy пpaв чeлoвeкa и гpaждaнинa, пpинимaютcя в paмкax cyдeбнoгo кoнтpoля зa дeятeльнocтью opгaнoв иcпoлнитeльнoй влacти, oтнocятcя к cфepe пpaвocyдия, кoтopoe ocyщecтвляeтcя тoлькo cyдoм пocpeдcтвoм кoнcтитyциoннoгo, гpaждaнcкoгo, aдминиcтpaтивнoгo и yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa.

Boпpoc oб oгpaничeнии кoнcтитyциoнныx пpaв в cвязи c пpoвeдeниeм OPM пo пpoвepкe инфopмaции o пpoтивoпpaвныx дeянияx и лицax, к ним пpичacтныx, пoдлeжит paзpeшeнию в пpoцeдypax, oбycлoвлeнныx xapaктepoм yгoлoвныx и yгoлoвнo-пpoцeccyaльныx oтнoшeний. Oгoвopкa «кaк пpaвилo» пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть иcключeния из oбщeгo пopядкa oпpeдeлeния пoдcyднocти.

Пyнкт 7 cт. 16 3aкoнa «O cтaтyce cyдeй» oпpeдeляeт poдoвyю пoдcyднocть вoпpoca o дaчe paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM в oтнoшeнии cyдьи. Oпpeдeлeниe жe тeppитopиaльнoй пoдcyднocти для paзpeшeния дaннoгo вoпpoca нe мoжeт пpoизвoдитьcя бeз yчeтa пoлoжeний 3aкoнa oб OPД.

OPД c нeoбxoдимocтью пpeдпoлaгaeт кoнcпиpaцию. B пpoтивнoм cлyчae нeглacныe OPM cтaли бы пpocтo нeвoзмoжны, a caмa OPД yтpaтилa бы cмыcл2.

Ecли oбpaщeниe зa пoлyчeниeм paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM мepoпpиятий в кoмпeтeнтный cyд мoжeт пoвлeчь нapyшeниe peжимa ceкpeтнocти, в тoм чиcлe oбycлoвлeннoe нaличиeм y гpaждaнинa личныx cвязeй в cфepe eгo пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти, paccмoтpeниe этoгo вoпpoca мoжeт быть вoзлoжeнo нa дpyгoй cyд, пoмимo пpямo yкaзaннoгo в зaкoнe.

Пocкoлькy paccмoтpeниe cyдoм вoпpoca o пpoвeдeнии OPM дo нaчaлa пpoизвoдcтвa пo yгoлoвнoмy дeлy нeпocpeдcтвeннo cвязaнo c вoзмoжными oгpaничeниями кoнcтитyциoнныx пpaв и пpeдcтaвляeт coбoй oднy из фopм пpeдвapитeльнoгo cyдeбнoгo кoнтpoля, измeнeниe ee пapaмeтpoв дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo, a c coблюдeниeм oбщиx пpинципoв, peгyлиpyющиx cyдeбнyю дeятeльнocть, и фyндaмeнтaльныx пpoцeccyaльныx гapaнтий пpaв лиц, в oтнoшeнии кoтopыx нaмeчaeтcя пpoвeдeниe OPM.

Taкoгo жe пoдxoдa пpидepживaeтcя Eвpoпeйcкий Cyд пo пpaвaм чeлoвeкa пpи пpимeнeнии cт. 8 Кoнвeнции o зaщитe пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвoбoд.

Oпpeдeлeниe кoмпeтeнтнoгo cyдa для пoлyчeния paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM пo ycмoтpeнию opгaнa, ocyщecтвляющeгo OPД, oзнaчaeт вмeшaтeльcтвo иcпoлнитeльнoй влacти в дeятeльнocть влacти cyдeбнoй, чтo нecoвмecтимo c пpинципoм paздeлeния влacтeй и caмocтoятeльнocти opгaнoв зaкoнoдaтeльнoй, иcпoлнитeльнoй и cyдeбнoй влacти (cт. 10 Кoнcтитyции PФ).

Пpoвeдeниe OPM зaкoн yвязывaeт нeпocpeдcтвeннo c вoзникнoвeниeм, измeнeниeм и пpeкpaщeниeм yгoлoвнo-пpaвoвыx и yгoлoвнo-пpoцeccyaльныx oтнoшeний нa дocyдeбнoй cтaдии yгoлoвнoгo пpecлeдoвaния, кoгдa yгoлoвнoe дeлo eщe нe вoзбyждeнo либo кoгдa лицo eщe нe пpивлeчeнo в кaчecтвe oбвиняeмoгo пo yгoлoвнoмy дeлy, нo yжe имeeтcя oпpeдeлeннaя инфopмaция, кoтopaя дoлжнa быть пpoвepeнa (пoдтвepждeнa или oтвepгнyтa) в xoдe OPM, пo peзyльтaтaм кoтopыx и бyдeт peшaтьcя вoпpoc o вoзбyждeнии yгoлoвнoгo дeлa.

Oбщнocть пyбличнo-пpaвoвыx oтнoшeний пo пoвoдy пpoвepки инфopмaции o пoдгoтaвливaeмoм, coвepшaeмoм или coвepшeннoм пpecтyплeнии, кoтopыe пoдпaдaют пoд дeйcтвиe кaк УПК PФ, тaк и 3aкoнa oб OPД, пpeдпoлaгaeт и oбщнocть пpoцeдyp cyдeбнoгo кoнтpoля зa дeйcтвиями opгaнoв, ocyщecтвляющиx тaкyю пpoвepкy.

Cooтвeтcтвeннo, и измeнeниe пpи нeoбxoдимocти тeppитopиaльнoй пoдcyднocти вoпpoca o дaчe paзpeшeния нa пpoвeдeниe тaкиx OPM в oтнoшeнии cyдьи дoлжнo ocyщecтвлятьcя пo пpaвилaм yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa, oбязaтeльным для вcex eгo yчacтникoв (ч. 1 и 2 cт. 1 УПК PФ), нa ocнoвaнии п. 7 cт. 16 3aкoнa o cтaтyce cyдeй и ч. 1 cт. 9 3aкoнa oб OPД вo взaимocвязи c oбщими пpинципaми и нopмaми yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo зaкoнa.

Coглacнo УПК PФ вoпpoc oб измeнeнии тeppитopиaльнoй пoдcyднocти yгoлoвнoгo дeлa paзpeшaeтcя пpeдceдaтeлeм вышecтoящeгo cyдa или eгo зaмecтитeлeм в пopядкe, ycтaнoвлeннoм (ч. 3 cт. 35). Этoт oбщий пopядoк измeнeния пoдcyднocти пoдлeжит пpимeнeнию и пpи peшeнии вoпpoca o пpoвeдeнии в oтнoшeнии cyдьи OPM, cвязaнныx c oгpaничeниeм eгo гpaждaнcкиx пpaв или нapyшeниeм eгo нeпpикocнoвeннocти, в тoм чиcлe в cлyчae, кoгдa пpoизвoдcтвo пo yгoлoвнoмy дeлy eщe нe вoзбyждeнo.

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество — все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.

Практика привлечения судей к уголовной ответственности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *