Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.
Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:
Наблюдение | Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика. |
Финансовое оздоровление | Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного. |
Внешнее управление | Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий. |
Конкурсное производство | С него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами. |
Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.
Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.
Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации
Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.
Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.
Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации
Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.
Условия для банкротства
Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.
НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.
Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.
Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».
Если НКО соответствует признакам банкротства, а руководство не подало соответствующее заявление в арбитражный суд в течение месяца, то его можно привлечь к субсидиарной ответственности за бездействие в размере причиненного ущерба.
Ликвидационные процедуры
С момента введения конкурсного производства некоммерческая организация является банкротом.
Все последующие мероприятия направлены на:
- поиск и реализацию имущества;
- удовлетворение требований кредиторов из средств, полученных в ходе реализации имущества;
- ликвидация некоммерческой организации с долгами.
Арбитражный суд предоставляет организацию 1 год, чтобы достичь целей конкурсного производства. Срок может быть продлен на полгода, если есть для этого веские основания.
Последствия для некоммерческой организации после введения процедуры:
- Наступает срок исполнения всех требований кредиторов и уплаты обязательных платежей, в том числе и текущих.
- Отменяется начисление всех финансовых санкций.
- Прекращение режима конфиденциальности сведений о состоянии некоммерческой организации. Напротив, публикуется информация о введении процедуры и о торгах, на которых будет формироваться конкурсная масса.
Для осуществления мероприятий по ликвидации Арбитражным судом выбирается арбитражный управляющий, на которого возлагаются обязанности:
- увольнение работников;
- проведение инвентаризации имущества и выставление его на торги;
- формирование конкурсной массы;
- распределение конкурсной массы между кредиторами. Причем полное удовлетворение требований – явление редкое.
Арбитражный управляющий регулярно отчитывается перед судом о результатах проведенных мероприятий. После их завершения конкурсное производство считается завершенным по решению суда. Итогом становится ликвидация некоммерческой организации как юридического лица.
Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации
Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.
Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.
Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации
Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.
Благодарность от Грешиной П.В. Прошу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании, — Сергею Вячеславовичу Мавричеву и Константину Васильевичу Соловьеву за огромную поддержку, за грамотное разъяснение и хорошее отношение к людям. Желаю Вам успехов и расцветания.
Грешина П.В. 23.03.2018г.
Благодарность от Плисецкого В.В. Прошу выразить благодарность Мавричеву Сергею Вячеславовичу за чуткое отношение и понимание к клиентам. Вопрос был разрешен в течении одного дня. Очень благодарен Сергею Вячеславовичу.
Плисецкий В.В. 19.10.2018 г.
Благодарность Степанову Д.Ю. от Щербаковой Т.И. Хочу выразить огромную благодарность Степанову Денису Юрьевичу за очень грамотное, высококвалифицированное ведение моего непростого дела по расторжению ДДУ с проблемным застройщиком, многократно переносившим сроки завершения строительства и полностью игнорировавшим наши претензии (от других юридических компаний). Претензия и жалобы Дениса Юрьевича поставили все на свои места достаточно быстро, избавив нас от угрозы штрафных санкций от застройщика, неправомерно включившего в договор их. Успехов Вам в отстаивании наших законных интересов! Спасибо!
С уважением, Щербакова Т.И. 04.12.2017г.
Отзыв Гончаровой Я, Гончарова Венера Константиновна, выражаю благодарность Ермакову Андрею Валерьевичу, Матвеевой Яне Максимовне, Кутузовой Дарье Васильевне и всему коллективу. Хочу отметить, что работа выполнена в оговоренные сроки и с хорошим качеством. Проявили профессиональный подход и отличную организацию работ. Выражаю благодарность всему коллективу за высококачественную работу и желаю дальнейшего развития вашей компании.
С уважением, Гончарова Венера Константиновна.
Благодарность Павлюченко А.В. от Сонец В.В. Выражаю глубочайшую благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за предоставленную консультацию и грамотный подход к делу, а также успешный исход в моей проблеме. А также хочу выразить благодарность за доброжелательность. Желаю Вам успехов в этой нужной для нас работе.
С уважением, Сонец В.В. 17.05.2018 г.
Благодарность коллективу Выражаю благодарность коллективу юр. отдела СПб. за оказанную услугу в расторжении кредитного договора на покупку косм. средств, который я имела неосторожность заключить с одной из недобросовестных компаний. Юристы быстро отреагировали, нанесли визит в компанию и сделали видеосъемку. Еще раз выражаю бесконечную благодарность и желаю дальнейшего процветания.
Отзыв Гизатуллиной Уважаемый руководитель!
Прошу выразить огромную благодарность юристу Кузнецовой Лидии Александровне за профессиональную консультацию в решении моей проблемы, за чуткое, внимательное отношение ко мне, как к клиенту, за грамотный подход к делу. Также хочу выразить искреннюю благодарность коллективу за доброжелательность, профессионализм. Желаю вам дальнейших успехов на юридическом поприще.
Негативные последствия банкротства физического лица
После того как все необходимые документы собраны и переданы в суд, а госпошлина и вознаграждение для управляющего оплачены, происходит рассмотрение судом документов, признание решения обоснованным и назначается финансовый управляющий. Начинается непосредственно само ведение процедуры банкротства с реализацией имущества и распределением денежных средств кредиторам. В среднем банкротство длится около 6–8 месяцев. Однако процедура может затянуться, если:
- у заемщика есть дорогостоящая собственность, которая может довольно долго продаваться через аукцион;
- есть спорные сделки, которые финансовый управляющий решит проверить;
- происходит оспаривание судебного решения.
Иногда банкротство длится 1–2 года.
У деятельности АНО существует ряд особенностей. Среди них можно выделить следующие:
- Если учредитель в качестве взноса предоставляет свое имущество, оно автоматически становится собственностью организации
- Учредители не несут ответственности по обязательствам организации. В свою очередь, организация тоже не несут ответственности за учредителя
- Если НКО не состоит в объединяющей саморегулирующей национальной НКО. Это членства является обязательным.
- Надзор за деятельностью организации осуществляется на основе Устава этой организации. Такой принцип применяется, если учредитель АНО – юрлицо.
- Наличие высшего органа управления – обязательная часть системы управления некоммерческой организации. При этом он должен быть не меньше 2-х человек.
Прекращением деятельности АНО могут служит следующие основания:
- Отсутствие средств на реализацию уставных целей
- Деятельность АНО не соответствует целям, прописанным в Уставе организации
- Срок, на который была создана организация, закончился
- Решение суда
- Банкротство
Процесс ликвидации АНО схож с процедурой закрытия любого иного юридического лица. Данный процесс реализуется в несколько этапов:
- Собрание учредителей, где составляется протокол, в котором указываются все присутствующие
- Создание комиссии для проверки финансово-хозяйственной деятельности организации и для надзора за оформлением отчетных бухгалтерских документов
- Отправление уведомления о закрытии АНО в СМИ
- Проверка главным бухгалтером финансовых показателей
- Имеющиеся активы направляются на погашение долгов
- Через два месяца после публикации в СМИ о закрытии АНО, нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление о закрытие АНО
- Оригинал свидетельства регистрации организации
- Заявление организации о прекращении своей деятельности
- Квитанция об оплате госпошлины
- Подтверждающий документ, что организация произвела все расчеты с негосударственного фонда
- Выписка из публикации о прекращении деятельности
- Информация о всех учредителях и главном бухгалтере
- Копии устава и гос. реестра
Перечень ограничений, применяемые во время процедуры банкротства, зависит от применяемой процедуры банкротства: внесудебное банкротство (без участия финансового управляющего через МФЦ), судебное банкротство (процедура реструктуризации долга или реализации имущества).
После введения процедуры реализации имущества финансовый управляющий приступает к описи и проведению торгов для реализации имеющегося имущества должника с торгов, вырученные денежные средства направляются на погашение задолженности, после чего процедура банкротства завершается. В целом ограничения прав должника в течение процедуры реализации имущества остаются такими же как и в процедуре реструктуризации, но в течение данной процедуры суд может применить дополнительное ограничение — запрет выезда должника за рубеж (на практике применяется редко).
- Признаки банкротства
- Кто может инициировать банкротство юр. лица и для чего это делать?
- Преимущества и недостатки банкротства юридических лиц
- Пошаговая инструкция по полному банкротству
- Упрощенная процедура банкротства юридических лиц в 2021 году
Согласно статистическим данным Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве (ЕФРСБ), количество процедур банкротства юридических лиц с апреля 2020-го года по январь 2021-го существенно снизилось. Этого удалось достичь благодаря мораторию от 01.04.20, возможность принятия которого закреплена в ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Он запретил возбуждать дела о банкротстве против компаний и ИП, ведущих свою деятельность в областях, которые сильнее всего пострадали от пандемии. После его отмены 7-го января этого года есть вероятность того, что число данных процессов возрастёт достаточно высоко, впрочем, сделать выводы можно будет лишь по завершении года. Не удивительно, что руководители многих предприятий, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего, хотят узнать все детали процедуры, которая, возможно, им предстоит.
Банкротство юридических лиц – сложная процедура, которая состоит из нескольких этапов и является единственным способом ликвидации при наличии долгов. Её запуск возможен лишь при условии того, что компания действительно неплатёжеспособна. Возможны ситуации, когда финансовые средства на погашение долга имеются в наличии, но руководство по той или иной причине решает не выполнять свои обязательства перед поставщиком или кредитором. Такие споры, как правило, решаются в арбитражном суде.
Признаки банкротства прописаны на законодательном уровне в ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.2002. Они включают в себя:
- Превышение долговых обязательств перед контрагентами суммы в 300 000 рублей;
- Неспособность выполнять обязательства перед кредиторами и государствами более трёх месяцев;
- Наличие задолженности перед персоналом по заработной плате и другим выплатам, которые являются обязательными.
Признаки банкротства юридического лица просматриваются в финансовой документации учреждения в виде:
- Увеличения долгов перед сотрудниками;
- Увеличения задолженности по кредитам;
- Уменьшения ликвидных средств.
Признаки банкротства для ряда организаций, работающих, например, в сфере финансов, отличаются. Их кредиторы имеют возможность подать в суд уже при наличии просрочки в течение двух недель на сумму в 100 000 рублей.
Банкротство предприятий и учреждений в России
Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.
8 мая 2010 года был принят «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ
.
Это быстро и БЕСПЛАТНО
!
По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.
Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.
Ответственность учредителей при ликвидации НКО
Ответственность учредителя зависит от формы создаваемого НКО:
Формы некоммерческой организации | Распределение ответственности | Основание |
Общественные и религиозные организации (объединения) | Учредители, участники (члены) не отвечают по обязательствам организации (объединения), а организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов). | п.2 ст.6 Закона №7-ФЗ, п.4 ст.123.28 ГК РФ, п.2 ст.123.4 ГК РФ |
Фонд | Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. | п.1 ст.7 Закона №7-ФЗ |
Некоммерческие партнерства | Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. | п.1 ст.8 Закона №7-ФЗ |
Частные учреждения | Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. | п.3 ст.123.21 ГК РФ |
Автономная некоммерческая организация | Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. | п.1 ст.10 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.24 ГК РФ |
Ассоциации (союзы) | Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. | п.4 ст.11 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.8 ГК РФ |
Потребительский кооператив | Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. | п.2 ст.123.3 ГК РФ |
Товарищество собственников недвижимости | Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов, а члены товарищества не отвечают по его обязательствам. | п.3 ст.123.12 ГК РФ |
Таким образом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения (либо ассоциации, потребительского кооператива) средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
Как осуществляется банкротство некоммерческой организации с долгами
Обновлено 14.09.2019
2019-09-05T21:40:00+03:00
Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные объединения;
- казенные предприятия.
По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.
НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.
Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.
К ним относят:
- партии политической направленности;
- организации, ориентированные на религиозную деятельность;
- учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Банкротство некоммерческой организации
Необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.
Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.
Сделана попытка привести в соответствие права и обязательства учреждений. Государство будет финансировать автономные учреждения так же, как и раньше, но не будет нести за них субсидиарную ответственность, не будет оплачивать их долги…
Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.
Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.
Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.
Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному.
Ликвидация бюджетного учреждения, применение Закона о банкротстве по аналогии
Суть проблемы: общество выполнило работы для бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение не чего не заплатило, ушло в ликвидацию. Согласно пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения учредители, т.е. правительство области, не несет. Посадили директора данного учреждения, а денег не кому не отдали.
Предполагаемые пути решения: правовые нормы по ликвидации очень «общие» и их мало ст. 61,62,63 ГК РФ. Я нашел практику, что по аналогии можно применять закон о банкротстве. Хочу попробовать через институт Закона о банкротстве (привлечение к ответственности контролируемых лиц, обязать ликвидатора обратиться к правительству с иском о взыскании денежных средств, которые должны были быть выделены на строительство) выбить деньги из правительства.
Прошу оказать активную помощь в мыслях, практике, напутствиях.
- 1029
- рейтинг 0
Банкротство по АПК РФ
Банкротство юридических и физических лиц происходит в соответствии с положениями действующего АПК Цель процедуры — признание организации или гражданина неспособным рассчитаться с имеющимися долгами. Законом устанавливаются и суммы, по достижении которых возможен старт процедуры признания финансовой несостоятельности. Банкротство физических лиц по АПК возможно при достижении долга 500 000 рублей для юридических лиц порог составляет 300 000 рублей.
АПК является сводом законов, разобраться в которых несведущему человеку сложно. При возникновении необходимости банкротства различных некоммерческих организаций лучше обратиться к юристу, который ориентируется в российском законодательстве и поможет в решении любого вопроса. Свяжитесь с нашими специалистами, чтобы получить первую консультацию по вашему делу.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).
Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).
С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.
Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».