Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пропуск пешехода на пешеходном переходе по ПДД 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».
Движение пешеходов на проезжей части
Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).
Что поменяется для пешеходов в 2021году
Чтобы пешеходу чувствовать себя в безопасности, как только наступил январь, придется уступать дорогу не только велосипедистам, которые едут на своей части тротуара, но и лицам на электросамокатах, моноколесах. Правило действует только, если участники дорожного движения на СИМ сами не нарушают установленных границ и не мешают прохожим в местах, где ездить запрещается. То ест, водители СИМ могут двигаться только на велодорожке и пересечениях.
Штрафы ПДД 2022 года с января также угрожают пешеходам. Особенно, если человек решит пересечь дорогу в месте, где нет пешеходного перехода любого типа (подземного или надземного). Если переходов нет, идти можно, но по классическим правилам – используя линию тротуаров на перекрестках.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Когда нужно уступить дорогу пешеходу?
В новых правилах изменили трактовку движения автомобилей по нерегулируемым переходам. Раньше правила требовали пропустить пешехода. Сейчас формулировка гласит «уступить дорогу». В чём разница? Раньше пропускать нужно было пешехода, если он уже ступил на дорогу. Сейчас же даже если пешеход только подходит к переходу, нужно остановиться и пропустить его. Иначе считается, что действия водителя могут заставить пешехода изменить скорость или траекторию движения. А это правилами определяется как помеха для движения пешехода.
Таким образом, новшества в ПДД направлены на защиту пешехода и расширение его прав.
Проехать переход можно только, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перехода, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.
Распространенные вопросы
- Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?
Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.
- Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
- Где и как должен двигаться пешеход?
Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.
На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.
Для всех переходов, независимо от их типа (регулируемый или нет), действуют общие правила проезда:
- Если за перекрестком образовалась пробка, движение по пешеходному переходу недопустимо, так как это может блокировать движение пешеходов (п. 14.1 ПДД).
- Слепые пешеходы, подающие сигнал специальной белой тростью, должны быть авторизованы во всех случаях (включая переход в неустановленное место — п. 14.5 ПДД).
- пешеходы, идущие к (или от) транспортному средству на маршруте, которое останавливается на остановке для посадки и высадки, должны быть пропущены, если эта остановка (или выделенная зона) находится на проезжей части (пункт 14.6 ПДД).
- Когда транспортное средство останавливается со знаком «Детский транспорт» с включенным аварийным светом, водитель должен при необходимости снизить скорость, чтобы позволить детям проехать (пункт 14.7 ПДД).
К нерегулируемым переходам предъявляются отдельные требования:
- Дорога должна быть предоставлена всем пешеходам, как находящимся на дороге, так и только что вышедшим на проезжую часть (в том числе трамвайные пути — п. 14.1 ПДД РФ).
- Снижение скорости или остановка транспортного средства перед нерегулируемым переходом должны приводить к снижению скорости или остановке следующего (п. 14.2 ПДД).
Наказание за невыполнение правила переезда переходов
Однозначного размера штрафа, полагающегося за невыполнение правила проезда пешеходного перехода, нет:
- Если обзор оштрафованному закрывала едущая впереди машина, которая не уступила дорогу пешеходу и нарушила тем самым рассматриваемое правило дорожного движения, можно уменьшить штраф либо вообще избежать его. В данной ситуации невиновность описываемого водителя доказывается фактом его неоповещенности о наличии людей, переходящих дорогу.
- Пункт № 14.2 определяет, что перед дорожным переходом при ограниченном обзоре из-за едущей впереди машины водитель должен не просто быть внимательным, а притормаживать, если такой же маневр выполняет авто спереди.
- Невыполнение водителем, который едет непосредственно перед пешеходным переходом, правила пропуска пешеходов, которых он может полностью видеть, описано в пункте № 12.18 правил движения по дорогам. Штраф за такое поведение предполагается в размере, указанном выше (от полторы до двух с половиной тысяч российских рублей).
ВАЖНО! Разные обстоятельства, сопровождающие данное нарушение, влекут наложение штрафа: минимум 1500 рублей, максимум 2500 рублей.
Особенности движения в темное время суток
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами.
В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.
За отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено. Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Не пропустил пешехода: штраф и нюансы
С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.
В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.
В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.
Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Регламентируются пунктом 12.18 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данному документу, денежный штраф накладывается на водителей, которые не предоставили преимущественное право пересечения проезжей части по зебре пешеходам и велосипедистам. Ранее его размер составлял от 500 до 2500 рублей. В настоящее время — от 1500 до 2500 рублей.
Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение. Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство. В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.
Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.
Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.
Штраф за нарушение 4.1
Отдельного штрафа за нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения в 2021 году нет. В КоАП вообще нарушения пешеходов не диверсифицируются по конкретным нарушениям пунктов ПДД. Есть 2 статьи и 4 вида наказания в зависимости от последствий, к которым привело одно из нарушений обязанностей пешеходов:
- нарушение пешеходом любого пункта ПДД, относящегося к нему, в том числе 4.1 – 500 рублей штраф или предупреждение (часть 1 ст. 12.29 КоАП),
- также любое нарушение, но при условии, что оно повлекло создание помехи другим участникам дорожного движения, в том числе автомобилям – штраф 1 000 рублей (часть 1 ст. 12.30 КоАП),
- а если такое нарушение привело к вреду здоровью лёгкой или средней тяжести других участников – 1 000 — 1 500 рублей (ч.2 ст. 12.30 КоАП),
- а если нарушение стало причиной гибели, то пешеходу грозит уже уголовная статья за причинение смерти по неосторожности.
По 2 пункту нужно понимать, что такое помеха. По ПДД создать помеху – это вынудить изменить скорость или направление движения другого участника.
Электросамокатам — правый ряд
Да, этим средствам передвижения официально позволят передвигаться по дорогам общего пользования — в правом ряду. Это касается всех подобных агрегатов, вне зависимости от массы и мощности.
При этом разгоняться разрешат лишь до 25 км/ч включительно и только на дорогах, где максимальная скорость не превышает 60 км/ч. И возраст водителя — минимум 14 лет.
В тексте обновленных Правил оснащенные двигателями самокаты впервые названы средствами индивидуальной мобильности (сокращенно — СИМ) и приравнены к транспортным средствам.
К слову, пилоты электросамокатов сохраняют нынешний «ареал обитания». Они по-прежнему могут ездить там, где и велосипедисты, то есть пользоваться тротуарами и обочинами. И всё это — без прав: водительское удостоверение на маломощный самокат, как и раньше, получать не требуется.
При движении по тротуару пилоты СИМ обязаны руководствоваться сигналами пешеходного светофора; на велодорожках и велополоса́х действовать согласно предписаниям светофора с обозначением велосипеда; а на дорогах общего пользования правила всем транспортным средствам диктуют автомобильные светофоры.
Отметим, что вечером или ночью управлять электросамокатом вне населенного пункта можно лишь при наличии световозвращающих элементов.
ГЛАВА II — ВОДИТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ИХ ОБЯЗАННОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАВА
8. Минимальный возраст водителя механического транспортного средства обусловлен типом транспортного средства, его назначением и особенностями управления, и регламентируется действующими нормативными актами. Могут управлять на общественных дорогах велосипедами, гужевыми повозками, а также вести одиночных животных или стадо лица, достигшие 14-летнего возраста. [Пкт.8 изменен ПП989 от 19.10.2010, МО211-212/29.10.2010 ст.1100]
9. Для допуска к дорожному движению транспортные средства должны быть зарегистрированы или поставлены на учет и иметь таблички с регистрационным (учетным) номером, соответствующие стандарту, установленные в предусмотренных для этого местах, за исключением гужевого транспортного средства троллейбусов и трамваев, на которые наносятся учетные номера, присвоенные соответствующими ведомствами. [Пкт.9 изменен ПП1074 от 30.12.13, МО315-319/31.12.13 ст.1180]
10. 1) Лицо, управляющее транспортным средством, должно:
a) быть годным по психофизиологическим и медицинским показаниям;
b) знать и выполнять требования настоящих Правил, а также иметь необходимые навыки уверенного и безопасного управления транспортным средством;
c) уметь оказывать первую помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
2) Лицо, управляющее механическим транспортным средством, обязано иметь при себе и по требованию полицейского, пограничной полиции или, офицера мобильной группы Таможенной службы передавать для контроля: [Пкт.10 подпкт.2) изменен ПП752 от 20.09.13, МО212/24.09.13 ст.854]
а) водительское удостоверение, выданное на его имя, соответствующее категории (подкатегоии), к которой относится управляемое им транспортное средство;
b) регистрационный документ на транспортное средство; [Пкт.10 подпкт.2), лит.b) в редакции ПП341 от 26.05.17, MO216-228/30.06.17 ст.539] [Пкт.10 подпкт.2), лит.с) исключена ПП341 от 26.05.17, MO216-228/30.06.17 ст.539]
d) товаротранспортные документы, в которых указаны вид и масса перевозимого груза, в случаях, установленных законодательством.
e) документ подтверждающий передачу в пользование транспортного средства в случае, если это транспортное средство имеет нейтральный регистрационный номер. [ПП847 от 20.08.18, MO321-332/24.08.18 ст.890; в силу с 01.09.18]
3) Лицо, осуществляющее обучение управлению автотранспортным средством, должно иметь при себе и в случае контроля предъявить проверяющему полицейскому (дополнительно к документам, указанным в подпункте 2) пункта 10):
а) свидетельство о профессиональной аттестации, предоставляющее право обучать вождению;
b) схемы учебных маршрутов, утвержденные полицией;
с) водительское удостоверение, действительное для категории транспортного средства, на котором проводится обучение. [Пкт.10 подпкт.3) введен ПП341 от 26.05.17, MO216-228/30.06.17 ст.539]
11. Водитель транспортного средства обязан: [Пкт.11 преамбул изменен ПП494 от 08.07.13, МО146-151/12.07.13 ст.589]
а) перед выездом проверять техническое состояние транспортного средства и следить за его состоянием в пути, в особенности за исправностью рулевого управления, тормозной системы, приборов освещения и сигнализации; [Пкт.11 подпкт.а) в редакции ПП494 от 08.07.13, МО146-151/12.07.13 ст.589]
b) при движении быть пристегнутым ремнем безопасности и убедиться, что пассажиры также пристегнули ремни, если на транспортном средстве они предусмотрены. [Пкт.11 подпкт.b) изменен ПП494 от 08.07.13, МО146-151/12.07.13 ст.589]
Могут не пристегивать ремни безопасности:
водители, выполняющие маневр движения задним ходом;
инструкторы по вождению во время обучения курсантов;
лица, которые имеют свидетельство, дающее право не пристегиваться по медицинским показаниям, выданное компетентным органом;
в населенных пунктах — водители транспортных средств с приоритетным режимом движения при выполнении неотложного служебного задания;
c) при управлении мотоциклом (мопедом) быть в застегнутом мотошлеме, а также убедиться, что пассажиры застегнули мотошлемы;
d) быть одетым в предохранительно-сигнальный флюоресцентно-световозвращающий жилет при осуществлении работ на транспортном средстве после его остановки в пределах дорожного полотна;
e) проявлять повышенное внимание при появлении транспортных средств, у которых включен проблесковый маячок оранжевого цвета или на которых установлены опознавательные знаки 5, 7, 8, 10, 12, 13 или 15 (приложение № 6), 18;
f) на нерегулируемых пешеходных переходах уступать дорогу пешеходам, которые находятся у края проезжей части и намереваются перейти дорогу, а также пешеходам, которые переходят проезжую часть данного направления движения;
eсли перед пешеходным переходом остановилось или замедлило движение какое-либо транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжить движение лишь убедившись, что на переходе нет пешеходов.