Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для домовладений Ленобласти изменился принцип оплаты за вывоз мусора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как отмечалось выше начало деятельности регионального оператора ТКО по Ленобласти после его отбора было отложено в рамках заключения дополнительного соглашения к соглашению об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24 апреля 2018 года, заключенным между Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».
Региональный оператор ТКО Ленинградская область
тем временем был отобран еще 13 апреля 2018 года в установленном действующим законодательством порядке. Региональным оператором ТКО в Ленинградской области стало ООО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».
Территориальная схема обращения с отходами Ленобласти не предполагает внутреннего деления региона на межмуниципальные территории, соответственно — на всей территории Ленинградской области за обращение с ТКО будет отвечать одна организация — ООО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».
Функционал регионального оператора ТКО по Ленобласти ничем принципиально не отличается от задач и функций регоператоров других субъектов.
Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников
В апреле 2018 года в результате конкурсного отбора был определен единственный региональный оператор, который будет отвечать за сбор и вывоз мусора на территории Ленинградской области. Им стало акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области». С ним заключено соглашение, на основании которого эти полномочия даны на 10 лет.
На второе полугодие 2019 года на территории Ленинградской области действуют следующие тарифы на захоронение ТБО (руб. за тонну) по полигонам:
- д. Кути – 984,08;
- г. Ивангород – 753,27;
- г. Сланцы – 1024,81;
- пос. Тракторное – 691,61.
Тариф регионального оператора на этот период составляет 4652,91 руб. за тонну и 874,75 руб. за квадратный метр. Не забываем, что тарифы — индексируемая величина, поэтому через несколько месяцев эта цифра уже будет другой.
Этот тариф включает в себя расходы на оплату услуг полигонов, собственные расходы оператора, обслуживание договоров с собственниками ТКО, сбытовые расходы оператора.
В 2020 году планируется ряд изменений в правила расчета тарифов. Так, из факторов, принимаемых во внимание при определении ставок будет исключены плата за негативное воздействие на окружающую среду и налог на прибыль.
Кроме этого, предполагается изменение порядка расчета амортизации основных средств, а также нематериальных активов. Амортизационные отчисления будут определяется из наибольшего срока полезного использования активов.
Не будет приниматься во внимание амортизация по тем объектам, которые были построены за государственный счет.
Российский экологический оператор считает, что планируемые изменения уменьшат рентабельность деятельности предприятий, занятых в этой отрасли. Расчетное значение достаточно мало, всего 4%. Кроме того, есть мнение, что такие нововведения негативно скажутся на инвестициях в отрасль. В плановых документах не учтены расходы на контроль качества и ремонт контейнерных площадок.
Тарифы оператора в разных регионах могут отличаться по ряду причин:
- разная плотность населения;
- состояние дорожного полотна, протяженности дорог;
- территория региона;
- расположение полигонов, инфраструктуры.
Однако законодательно устанавливаются тарифы, превышать которые региональный оператор не имеет права. Максимально допустимые значения можно найти на официальном сайте.
Если случилось так, что оператор самовольно завысил размер оплаты, то следует обращаться в управляющую компанию, ЖСК, ТСЖ, диспетчерскую службу, управление по вопросам ЖКХ в своем регионе, Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор.
Действовать нужно следующим образом.
- Написать жалобу в произвольной форме, но с четким описанием проблемы и нарушений, а также данными заявителя и органа, куда жалоба подается;
- Передать документ лично в организацию либо отправить заказным письмом.
- Можно воспользоваться интернет-сервисом, расположенным на официальном сайте органа, в который жалоба направляется.
Документы будут рассмотрены в 30-дневный срок с момента их регистрации.
— Планируем вводить двухконтейнерный раздельный сбор — пищевые отходы и все остальные. В связи с этим пищевые отходы планируются к компостированию. Посмотрим, как это пойдет. Пока планируем в рамках реконструкции Приозерского полигона сделать карты для компостирования и начинать вводить раздельный сбор именно с Приозерского района, когда эти карты будут готовы. Соответственно, далее мы оценим качество полученного компоста. И уже тогда будем делать выводы, на что его направлять. При первом рассмотрении, скорее всего, этот компост пойдет на пересыпку тех отходов, которые поступают на полигон. А можно ли будет его использовать, например, в сельском хозяйстве — будем решать уже в процессе, ориентируясь на качество. После внедрения этой системы КПД сортировочной линии увеличится в несколько раз. Ведь если от отходов изначально будет отделена пищевка, будет проще и эффективнее распределять отходы на полезные перерабатываемые фракции.
— Конечно, каждый субъект специфичен с точки зрения обращения с отходами. У кого–то была хорошо развита система сбора и транспортировки. Они входили в реформу без особых трудностей. Мы считаем, что и в Ленинградской области эта система изначально была хорошо развита — что сейчас и наблюдаем на примере пилотных районов. Посмотрим, что будет с другими районами, но я предполагаю, что будет примерно так же. Потому что жалобы в работе регионального оператора присутствуют, но они достаточно быстро исправляются. Сейчас в основном жалобы поступают относительно вывоза и транспортировки твердых коммунальных отходов в других районах (не вошедших на данный момент в реформу). Там проблемы устраняются немного медленнее. С точки зрения контроля: в рамках соглашения я перенаправляю жалобу региональному оператору и контролирую ее исправление. По другим районам я этого сделать не могу. И вот на сегодняшний день мы видим, что институт регионального оператора чрезвычайно эффективен. Потому что жалобы от населения можно отрабатывать в течение 2–3 часов. У регионального оператора есть единый центр, который собирает жалобы от граждан. По соглашению, у него выделено время, в рамках которого он должен реагировать на обращения, — это происходит достаточно быстро. Отправляется машина, и проблема ликвидируется.
Мусорная реформа в Ленобласти: бессмысленная и беспощадная
Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации. Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.
Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.
Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.
Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.
Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.
К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы.
Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами.
Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным.
Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны.
Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:
- Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
- Переработка – второй.
- Утилизация – третий.
Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт.
Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины.
Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование.
И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.
Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:
- Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
- Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
- Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
- Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
- Собственниками нежилых помещений.
- Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
График вывоза мусора
Как часто должны вывозить мусор из контейнеров? График вывоза мусора, частоту, с которой приезжает мусоровоз, определяют местные власти. Поэтому в вашем регионе могут быть особенные правила вывоза мусора, продиктованные теми или иными особенностями обслуживания придомовой территории. Однако есть общие требования, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:
- Летом и при среднесуточной температуре свыше +5 °C твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в сутки.
- Зимой и при среднесуточной температуре +5 °C и ниже твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в 3 дня.
Вывоз мусора в Ленобласти
Если нужен регулярный или разовый вывоз мусора — область из-за географических особенностей может стать серьезным препятствием. Если в больших городах система сбора ТБО с последующей утилизацией хорошо отлажена, То за пределами областных центров почти всегда приходится вызывать специалистов с грузовым автомобилем, а затем перевозить мусор на большие расстояния.
Порядок обращения с отходами — строительными, бытовыми, органическими — регламентируется целым рядом документов. При этом выполнять сбор, вывоз, сортировку, или переработку мусора в Ленинградской области могут только лицензированные организации. Сам владелец участка не имеет права утилизировать отходы на свое усмотрение, а нарушение правил обращения с мусором наказывается серьезными штрафными санкциями.
Основные сложности касаются вывоза больших объемов отходов . Обычно это крупногабаритные объекты (мебель, стволы или ветки деревьев), а также строительный мусор. Просто вынести их в мусорный контейнер нельзя, а самому доставить на полигон и выбросить не получится — утилизировать материалы нужно с соблюдением всех формальностей. Поэтому для разового вывоза и для регулярной транспортировки больших объемов материалов по Ленинградской области лучше привлекать специалистов.
С 1 января 2022 года региональный оператор получает монопольное право на обращение с ТКО. Регоператор, однако, не будет самостоятельно перевозить все городские отходы. Уже проведены конкурсы на перевозку ТКО, по результатам этих конкурсов заключены договоры с подрядчиками, которые будут вывозить отходы Петербурга. Таких подрядчиков четыре: это компании «Эко Лэнд», «Автопарк № 1 Спецтранс», «Ресурс АТЭ» и «Эковаст». Эти компании, в свою очередь, могут заключить договоры субподряда с другими исполнителями.
Плата за обращение с ТКО теперь становится коммунальной услугой. Это значит, что жители будут платить за вывоз отходов не своей УК (управляющей компании), как делали это раньше, а региональному оператору по единому тарифу: 6,40 рубля за квадратный метр. Управляющие компании теперь не смогут выбирать поставщика услуги и договариваться о цене.
Пока не до конца ясно, как конкретно будет организована система обращения с отходами в нашем городе, насколько удастся встроить в неё уже имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора и как раздельный сбор будет развиваться в новых условиях. Но мы можем посмотреть на то, как похожие изменения прошли в других городах.
Что произошло с приходом регоператоров в других российских регионах?
- Почти во всех регионах России имевшаяся инфраструктура раздельного сбора отходов была свёрнута. Это связано с конфликтом интересов: поскольку регоператоры получают оплату исходя из количества образующихся у населения смешанных отходов, они не заинтересованы в том, чтобы часть отходов собиралась раздельно (и не попадала в смешанные).
- Если регоператоры организуют свой раздельный сбор отходов, внедряется он по двухпоточной (а не многофракционной) системе.
- Перевозчики отходов почти полностью поменялись, количество игроков на рынке уменьшилось. В результате многие компании вынуждены были закрыться, рынок был фактически монополизирован.
- Компании, управляющие МКД (многоквартирными домами), потеряли возможность выбирать поставщиков услуг по обращению с ТКО. Исчезновение конкуренции привело к падению качества услуги.
- Плата за обращение с отходами сильно выросла, особенно для юридических лиц. В некоторых случаях плата для юрлиц выросла в тысячу (тысячу, это не опечатка) раз.
Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона
Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО определен статьей 24.9 закона 89-фз. В целях применения единого порядка расчетов, Правительство РФ утвердило Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов (пост. № 484 от 30.05.2016 г.). А Федеральная антимонопольная служба разработала Методические указания по расчету регулируемых тарифов(приказ № 1638/16 от 21.11.2016 г.). Ежегодно до 1 сентября региональный оператор и подрядные организации предоставляют в регулирующий орган Предложения об установлении тарифа с приложением необходимых расчетов и отчетности. Далее проводится экспертиза предоставленных документов. Для регоператора устанавливается единый тариф на услугу обращения с отходами. Исходя из этого, он устанавливается индивидуальный тариф подрядчикам на конкретный вид деятельности: сбор, перевозка, сортировка, переработка, утилизация. По этой цене производится расчёт с мусороуборочными предприятиями. Решение об установлении тарифа принимается до 20 декабря, сроком на очередной календарный год и вводится в действие с 1 января. Для отдельных категорий потребителей может устанавливаться льготный сбор. Перечень лиц определяется федеральными и региональными законами и подлежит опубликованию. Как правило, компенсация предоставляется ветеранам ВОВ, инвалидам, многодетным семьям. Получить консультацию о льготе можно в МФЦ и органах социальной защиты. Плата за вывоз ТКО обязательна для всех собственников помещений, частных домов, дачных участков, членов товариществ и кооперативов.
Важно знать! При отсутствии дома свыше 5 дней, можно подать заявление на перерасчет. К нему следует приложить подтверждающие документы: билеты на проезд к месту отдыха или командировки, официальные справки, командировочное удостоверение и т.п.
Вступят в силу новые Санитарные правила и нормы, в том числе в области обращения с ТКО
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» его ведущая Елена Шерешовец разобрала новые СанПиН 2.1.3684-21. Она рассказала об изменениях в требованиях к сфере обращения с ТКО применительно к работе организация, управляющих недвижимостью:
Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️
Новые СанПиН 2.1.3684-21 утверждёны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вступают в силу 1 марта и будут действовать до 1 марта 2027 года. Они обязательны для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.
Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень обязанностей управляющих организаций (п. 10 ПП РФ № 491). Поэтому УО следует изучить новые СанПиН 2.1.3684-21. Документ обширный: эксперт подробно разобрала раздел, который касается правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Изменения в 2020 году
Кроме изменения статуса услуги, есть и еще несколько нововведений:
- На местные органы управления возлагается ответственность за формирование мусорных свалок и выбор на конкурсной основе оператора для каждого региона.
- Теперь размер оплаты зависит не от площади жилья, а от количества проживаемых в квартире жильцов.
- В оплату входят расходы на транспортировку.
- Раздельный сбор мусора для облегчения утилизации или получения вторичного сырья. За участие в программе распределения отходов на пищевые и непищевые предоставляются льготы. Их размер может достигать 50% (но не более) от всей суммы.
Поскольку услуга стала коммунальной, ее расчет производится в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса. В ней указано: сумма определяется на основании объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета. За неимением таковых за основу берутся нормативы накопления ТКО.
Расчеты проводятся по формуле: годовая стоимость = РТ * НН*n*, где:
- РТ – региональный тариф. То есть сумма, в которую оператор оценивает 1 куб.метр мусора в рублях. Устанавливается по соглашению с администрацией.
- НН – норматив накопления. Это объем мусора за год (измеряется в кубических метрах), который накапливается в результате жизнедеятельности одного проживающего в МКД.
- n* – количество жильцов в квартире. Если на жилплощади никто не проживает, учитывается количество прописанных граждан.