Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Защита служебной тайны
Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.
Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.
Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).
КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.
За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.
Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.
Защита служебной тайны
Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна — где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.
Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.
Закон о служебной тайне
Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».
В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.
Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.
Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.
Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.
Закон о служебной тайне
Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».
В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.
Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.
Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.
Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны
Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:
Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:
Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:
Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).
В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.
Правовое регулирование коммерческой и служебной тайны
Служебная тайна приобретает свой статус сразу после получения конфиденциальной информации должностными лицами в результате их действий. Порядок обращения со служебной тайной, в т. ч. с документами, содержащими какую-либо конфиденциальную информацию, регламентирован положением «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.
Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ.
Так, в ст. 10 закона № 98-ФЗ перечисляются меры, которые должен принять собственник секретной информации, чтобы ввести упомянутый режим.
Итак, законодательно предусмотрен порядок получения, применения и сохранения коммерческой и служебной тайны, за нарушение которого обладатель конфиденциальной информации или лицо, разгласившее тайну, несут ответственность.
Вопрос №1. Понятие «информация». Виды информации.
Согласно федеральному закону № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующему осуществление прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также применение информационных технологий и обеспечение защиты информации:
информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
Согласно статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» «Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)».
Общедоступная информация, говоря простым языком, та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация:
– сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, и процессах, экологическая, гидрометеорологическая , гидрогеологическая, демографическая , санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасной жизнедеятельности населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов
– нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
– информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,
– нормативные акты, устанавливающие правовой статус организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.
– документы накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так же в эту категорию можно отнести правовое положение и полномочия
Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» опубликован в ст. 5 Закона РФ 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Существует три степени секретности такой информации:
Перечень сведений подлежащих засекречиванию МВД РФ изложен в приказе МВД № 480 дсп от 26.06.2013 «Об утверждении перечней сведений подлежащих засекречиванию МВД РФ».
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
Что является служебной тайной
Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.
Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:
- Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
- Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
- Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.
Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.
Информация ограниченного распространения
К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:
- Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
- Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
- Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
- Порядок рассмотрения поданных документов.
- Решения по поданным бумагам.
- Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
- Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.
Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.
Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.
Тайна связи гарантирует жителям России абсолютную невозможность доступа посторонних к общению по линиям телефонной и электронной связи, к пересланным почтой отправлениям и письмам. Основания такой секретности прописаны в .
Но тайна законно нарушается при расследовании уголовных преступлений сотрудниками полиции, таможни и федеральной службы безопасности, как это предписано в , причем только по разрешению суда.
Нарушить тайну связи без разрешения суда и совершенно легитимно реально: если человек нуждается в защите правоохранителей, то дает разрешение на контроль линий коммуникаций. Иногда законно разговор прослушивается при согласии обеих сторон беседы: так работают горячие телефонные линии многих предприятий и организаций.
Ответственность традиционно определяет суд.
Нормативные требования к срокам засекречивания конфиденциальных сведений
Среди нормативных актов РФ, регулирующих порядок защиты СКХ, сведения о сроках охраны информации содержит только закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. В ст. 13 указанного нормативного документа обозначено следующее:
- предельный срок охраны сведений, составляющих гостайну (срок засекречивания сведений), не должен превышать 30 лет;
- продление срока возможно в исключительных случаях по заключению межведомственной комиссии по защите гостайны;
- периодичность пересмотра перечня сведений, относимых к гостайне, — не реже чем через каждые 5 лет.
О сроках действия режима коммерческой тайны в действующей редакции закона № 98-ФЗ упоминание отсутствует. В предыдущей редакции этому вопросу была посвящена ст. 8 «Срок действия режима коммерческой тайны», в которой было установлено, что срок применения указанного режима определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующих сведений коммерческой тайной.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении нормативного регулирования вопроса о сроке действия режима служебной тайны — действующие редакции нормативных актов РФ, помещенных в открытом доступе, этот вопрос не рассматривают.
О временном периоде действия данного режима в п. 2 ст. 9 проекта № 124871-4 федерального закона «О служебной тайне» сказано следующее:
1. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет (если иной срок не установлен федеральным законом).
2. Вышеуказанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа с ограниченным доступом.
3. При установлении режима служебной тайны в отношении сведений, полученных в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей от иных лиц, срок охраны такой информации определяется, как:
- установленный должностным лицом срок охраны конфиденциальной информации (в отсутствии мотивированного ходатайства о продлении срока лица, предоставившего информацию);
- предельный срок, определенный предоставившим информацию лицом.
О каких сроках полезно знать налогоплательщику — см. материалы:
- «Срок исковой давности по дебиторской задолженности»;
- «Какой срок хранения счетов-фактур?».
Сведения, составляющие служебную тайну
В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.
Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:
- информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;
- поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.
Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.
Что такое тайна профессионального характера?
Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна – это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.