Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда выписывать ТТН а когда тн». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания, А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания, А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.
Чем отличается ТН от ТТН
Для удобства собрали в таблицу основные признаки, по которым можно проследить различие между транспортной накладной и ТТН.
ТН | ТТН | Примечание | |
---|---|---|---|
Назначение |
|
|
ТН не может служить основанием для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. В ней нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. |
Состав формы | Только транспортный раздел. | Товарный и транспортный разделы. | В ТТН указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки. В ТН — основные данные сведения (о перевозчике, грузоотправителе, получателе и т.д.) Подтверждает факт транспортировки груза и затраты на неё. |
Сведения о таре | Есть | Нет | В ТН указываются сведения о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объёме, размерах. |
Сведения об автомобиле | Есть | Необязательный раздел для всех, кроме некоторых типов перевозок (например, алкоголя) | ТН включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. |
Кто подписывает | Содержит подписи только непосредственных участников перевозки. | В товарном разделе должны быть подписи должностных лиц, разрешивших отпуск груза; лиц, отпустивших груз; бухгалтера. | |
Сведения о плательщике | Нет | Есть |
Какие требования по заполнению ТН
Занимаясь вопросами оформления транспортной накладной на перевозку того или иного груза, теперь нужно отталкиваться от правил, которые прописаны в Приложении No4 к правительственному постановлению No2200. Здесь говорится о том, как нужно заполнять транспортные накладные, необходимые на перевозку груза автомобильным ТС или просто автотранспортом.
- В пункте 7 правил говорится, что транспортная накладная является документом, который служит подтверждением факта заключения договора на оказание транспортных услуг.
- ТН составляется на одну или несколько товарных партий, которые перевозятся с помощью одного транспортного средства. Исключением являются ситуации, когда иные условия прописаны договором о перевозке, заключённым между сторонами.
- Всего требуется оформить 3 оригинальные формы накладной. Одна передаётся грузоотправителю, вторая предназначена для грузополучателя, а третья для самого перевозчика. В пункте 10 правил говорится о том, что подписывать форму может грузоперевозчик или грузоотправитель, а также их уполномоченные представители, имеющие соответствующие документы.
- Заполнять транспортную накладную должен отправитель товара, если иное не предусмотрено в договоре. В роли отправителя продукции может выступать покупатель или поставщик, а также экспедитор.
- Согласно пункту 11 правил оформления ТН нового образца, при внесении исправлений в документ их следует заверить подписями тех лиц, которые составляли эти исправления. Нужно указать фамилию и инициалы как расшифровку подписи.
- Если перевозимый груз загружается в несколько транспортных средств, то на каждую транспортную единицу составляется собственная накладная.
Количество выписываемых накладных
Минимальное необходимое число бланков товарно-транспортных накладных — 4:
- первый экземпляр остаётся на складе и содержит информацию только об отгруженном товаре и задействованных в сделке сторонах;
- второй передаётся грузополучателю и содержит подробные данные о всех этапах доставки (кроме последней таблицы);
- третий экземпляр остаётся у перевозчика;
- четвёртый, после полного завершения транспортировки и приёмки груза, передаётся грузоотправителю.
Товарно-транспортная накладная: в чем особенности
В 2013 году эту форму отменили как обязательную. Теперь ее можно не использовать, но большинство компаний продолжает крепить ее к операциям, так как это удобный способ вести учет. В некоторых отраслях это и сейчас необходимый бланк.
Так как это часто необязательная часть документооборота, ее стоит закрепить в учетной политике предприятия.
В документе всегда есть 2 раздела, которые прописаны в названии – товарный и транспортный. В первом следует указать данные, которые потребуются как грузоотправителю, так и грузополучателю. Продавцу нужно основание для снятия остатков проданной продукции, а покупателю – для законного погружения ее на склады или в магазин.
Во 2 будут отмечены сведения, которые могут быть полезны перевозчику услуг и заказчику. Сюда относятся наименования, единицы измерения, мероприятия по погрузке и разгрузке, продолжительность доставки и загрузки. Также здесь рассчитывается информация, по которой платят зарплату водителю.
Обычно ее составляют в 4 копиях:
- для поставщика, чтобы списать ТМЦ;
- клиенту для постановки на учет;
- в АТП – 2 экземпляра, чтобы один потом вернуть заказчику перевозки для выставления счета, а другой останется у грузоперевозчика для оплаты работы сотрудников.
Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.
Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:
- отправителю;
- получателю;
- перевозчику.
Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.
Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.
Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:
- раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
- раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.
В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.
ТТН-1 и ТН-2: Минфин уточнил правила заполнения и использования
С 1 октября 2022 года изменилась Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной. В Инструкции дано определение термина «внутреннее перемещение»; перечислены случаи, когда ТТН-1 и ТН-2 следует заполнять в обязательном порядке, а когда можно обойтись без них; установлено, какой накладной оформить доставку товара со склада логистического оператора и т.д.
- реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через розничные торговые объекты; безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также передаче (возврате) товаров таким лицам (такими лицами) по договорам безвозмездного пользования (ссуды), если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена организацией самостоятельно;
- реализации, безвозмездной передаче другим организациям недвижимого имущества, а также при его передаче (возврате, перенайме) по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования (ссуды), залога, доверительного управления имуществом, если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена передающей организацией самостоятельно;
- возврате организациям-заказчикам, являющимся резидентами Республики Беларусь, товаров, ранее принятых от них для проведения технических испытаний, исследований, анализа и сертификации (в том числе поверки и калибровки средств измерений), за исключением внутриреспубликанских автомобильных перевозок товаров по договорам автомобильной перевозки груза. Возврат этих товаров может оформляться первичным учетным документом, форма которого разработана организацией-исполнителем самостоятельно, с указанием в нем марки и государственного номера автомобиля, на котором осуществляется доставка товаров организациям-заказчикам, адресов пунктов погрузки и разгрузки товаров;
- внутреннем перемещении товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно.
Как создать электронную транспортную накладную
В создании электронной накладной принимают участие грузоотправитель, грузоперевозчик, водитель и получатель груза. Накладная оформляется и отправляется через оператора ЭПД — например, Контур, Сбис или Такском. Оформленная накладная регистрируется в ГИС ЭПД — электронной федеральной системе. У налоговой есть доступ к этой базе данных, благодаря чему перевозчики не должны предоставлять электронные транспортные накладные при проверках.
Примерный порядок работы таков:
- Отправитель груза, используя приложение или сайт оператора ЭПД, создает накладную в личном кабинете — на компьютере, смартфоне или планшете. В накладной указывает всю необходимую информацию о грузе, точках его отправки и доставки, о перевозчике, а затем подписывает свой раздел квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через своего оператора передает ее другим участникам процесса и в единую базу ГИС ЭПД.
- Оператор ЭПД передает сформированный документ адресату (получателю груза) и грузоперевозчику.
- Водитель фиксирует получение и дальнейшую передачу груза получателю простой ЭП, а грузоперевозчик использует для этого КЭП.
- Грузополучатель также удостоверяет получение груза с помощью КЭП.
- Грузоперевозчик заверяет накладную, используя КЭП.
Каждый из участников перевозки может скачать собственный полностью заполненный экземпляр ЭТрН.
Документирование грузоперевозок
Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.
Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.
Поясним свойства ТН на примере.
Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.
Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.
Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.
В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.
Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.
Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.
Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.
В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.
Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.
Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.
Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную
Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны «как транспортная накладная, так и накладная по форме N 1-Т» . Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.
А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целей .
К сведению
О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: журнал «Главная книга», 2011, N 6, с. 61.
А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документа .
Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.
Из авторитетных источников
Бахвалова Александра Сергеевна, консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.
Какие данные обязательно должны быть указаны в ТН?
- Наименование продавца и его адрес. Это позволяет определить, кто является отправителем товара.
- Наименование покупателя и его адрес. Это информация о получателе товара.
- Дата составления ТН. Это дата, когда документ был создан, и она обязательно должна быть указана.
- Номер документа. У каждой ТН должен быть уникальный номер, чтобы ее можно было идентифицировать.
- Наименование товаров и их количество. Это основная информация, которая должна быть указана в ТН. Наименование товара позволяет идентифицировать его, а количество — определить, сколько единиц товара находится в перемещении.
- Цена товара и стоимость. В ТН должна быть указана цена каждого товара и общая стоимость всех товаров.
- Сведения об условиях доставки. Здесь указывается, каким образом и куда будет доставлен товар.
- Дополнительные сведения, если они есть. Это может быть любая дополнительная информация, которую необходимо указать в связи с перемещением товара.
Все эти данные обязательно должны быть указаны в ТН, чтобы документ был правильным и информативным. Корректность и полнота данных в очень важна для дальнейшей работы с ТН в рамках бухгалтерии и контроля перемещения товаров.
Когда и для чего нужна транспортная накладная?
Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:
Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?
Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.
Кто подписывает транспортную накладную?
Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.
Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?
Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.
Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?
Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.
ТН и ТТН — одно и то же?
Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется. ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.
Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?
Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.
В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.
Какие бывают товарно-транспортные накладные?
Разработано и внедрено в постоянную работу сразу несколько основных наименований и категорий товарно-транспортных накладных. Бумаги отличаются представленной формой. Главная юридически закрепленная стандартами форма имеет индивидуальный классификационный номер 1‑Т . Документ разработан в рамках реализации государственного проекта по регулированию и официально утверждена профильным комитетом по статистике еще в 1997 году. Номер принятого постановления — 78. Документ применяется для обращения с большинством товаров. Дополнительно предусмотрены актуальные наименования и профильные формы ТТН, основной задачей которых выступает проведение полноценного оформления необходимых в транспортной сфере операций в рамках осуществления приемки, а также складской отправки разных типов продуктов питания со строгим указанием основных наименований с учетом происхождения и особенностей перевозки в зависимости от регламентированного расстояния. Традиционные формы ранее уже были официально утверждены специальным постановлением пограничных органов.
В 2011 году государственными органами было установлено официальное решение о применении в работе нового обновления ТТН. Введение в деятельность профильных компаний и перевозчиков регламентировано ключевыми Правилами по реализации перевозок грузов с применением автомобильной техники. Соответствующее постановление было узаконено и полностью утверждено Правительством. В тексте профильного документа отмечается строгое согласование факта комплексного заключения двустороннего договора в случаях проведения доставки грузов разных типов. Особенностью документа стало удаление специальных полей с отметками списания или проведения оприходования профильной продукции. ТТН регламентированного стандарта 1997 и 2011 годов сегодня применяются компаниями в равной степени.